У многих стран есть свои символы. У англичан — Джон Булль, у американцев — дядя Сэм, у нас — медведь. У французов же эту роль на себя взяла девушка по имени Марианна, изображенная во фригийском колпаке. Она появилась на свет в 1792 году и с той поры нисколько не постарела.
Как появилась Марианна
Когда началась Великая французская революция 1789 года, нужно было распрощаться со старыми монархическими приметами государства. Но совсем без символов жить нельзя. Новые должны были отражать надежды и чаяния народа, прежде всего революционный слоган «Свобода, Равенство, Братство».
Никто не справится с этим лучше, чем симпатичная девушка во цвете лет. Национальное собрание Франции в 1792 году утвердило, что на государственной печати должна быть девушка с оружием, а на ее голове — обозначение свободы — фригийский колпак. В Древнем Риме в нем ходили рабы-вольноотпущенники.
А как назвать эту девушку? На слуху у депутатов была популярная в то время песенка про Марианну. К тому же большинство простолюдинок носило имена Мария и Анна. Так девушка-символ стала Марианной.
Образ и символ
Ее образ вдохновил многих выдающихся творцов на создание шедевров. Пожалуй, первое, что вспоминается — картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Полотно было сотворено под воздействием эмоций от революции 1830 года. На это ушло всего три месяца. Делакруа говорил, что если он не воевал за Родину на улицах, то должен хотя бы писать за нее. Образ Марианны сочетал в себе черты античной богини и простой женщины.
Оголенная грудь несла в себе несколько смыслов. Прежде всего, эмансипацию — освобождение женщин. А также то, что французы готовы «с голой грудью» броситься на врага во имя идеалов революции.
Образ Марианны закрепился в национальном сознании. В 1848 году власти провели конкурс на ее лучшее воплощение. Победителями стали «Марианна борющаяся» и «Марианна мудрая». «Борющаяся» была очень сексуальна: растрепанные волосы, обнаженная грудь, орудие. Потом от такой трактовки олицетворения Франции отказались. Осталась «Марианна мудрая»: сдержанная, с прической, в одежде.
В период Наполеона III Марианна вновь попала под запрет. Но как только Вторую империю сменила Третья Французская республика, девушка снова «вступила в свои права». Стали появляться ее бюсты в государственных учреждениях, портреты на почтовых марках. Везде, где раньше размещались барельефы императора, его сменила девушка во фригийском колпаке.
Кто позировал для Марианны
Как правило, художники далеко не ходили и в качестве моделей часто использовали своих жен и любовниц. Иногда приглашали симпатичных девушек, встреченных на парижских улицах.
В XX веке отношение изменилось. В 1960-е годы скульптор Ален Аслан применил другой подход. Позировать для бюста Марианны он пригласил Брижит Бардо — самую привлекательную француженку того времени.
Это оказалось хорошим маркетинговым ходом. За считанные дни скупили все бюсты. Так началась традиция «живых Марианн». Решение о том, кто будет новой Марианной, принимали главы французских городов. После Брижит эту почтенную обязанность несли Катрин Денев, Софи Марсо, Мирей Матье и другие не менее прекрасные француженки.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy