Читая книги, мы иногда думаем, что те, кто их придумал, идеальные люди. Между тем великие писатели порой тоже любили конфликтовать друг с другом по разным поводам. Кто-то отстаивал свои принципы, защищал честь, боролся с плагиатом или просто выражал неприязнь без повода.
Весьма сварливым характером обладал Марк Твен. Особенно он любил пройтись по тем писателям, которые уже умерли. К Джейн Остин он был просто безжалостен. В письме к другу он признавался в том, что ее книги сводят его с ума. Автору «Тома Сойера» после прочтения «Гордости и предубеждения» хотелось выкопать ее могилу и бить по голове писательницу ее же берцовой костью. Мучился и читал.
Таким же сварливым был автор «Лолиты» Владимир Набоков. Он критиковал Эрнеста Хемингуэя, Джозефа Конрада, а Федора Михайловича Достоевского просто ненавидел. Он писал, что если проанализировать «Братьев Карамазовых», то читатель вряд ли найдет описания природы или того, что касается чувственного мира, но в избытке «компания эпилептиков, невротиков, маразматиков, психопатов и истеричек».
Писатели конфликтовали между собой, даже если являлись родственниками. Взять, например, сестер Бронте. Шарлотта Бронте ненавидела романы своей сестры Энн. Она считала их недостойными для сохранения в истории.
Писатель Генри Джеймс дружил с фантастом Гербертом Уэллсом. Дружил до тех пор, пока тот не написал роман, в котором пародировал стиль Джеймса. Обиженный товарищ назвал его работу «какой-то мутной книжкой». Друзья стали посылать друг другу раздраженные письма. В одном из них Уэллс написал, что литература Джеймса, «как церковь без прихожан, в которой на алтаре лежит мертвый котенок и веревка». Изящно ссорились.
Вирджиния Вулф не любила Джеймса Джойса. Вы когда-нибудь пробовали читать «Улисса»? Вам удалось добраться до конца книги? Если нет, то вы в хорошей компании. Вирджиния Вулф тоже не смогла. Она отозвалась о романе следующим образом: «"Улисс" — это работа тошнотворного студента, очесывающего свои прыщи». Теперь у вас есть прекрасное оправдание.
Много проблем с коллегами было у Эрнеста Хемингуэя. Особенно писатель любил цепляться к Фрэнсису Скотту Фицджеральду. Однажды Уильям Фолкнер посетовал, что в книгах Хемингуэя нет куража и никакой мужественности. И вообще, он не знает тех слов, которые способны вызвать у читателя эмоции. На это Эрнест ответил ему: «Бедный Фолкнер, неужели он на самом деле считает, что сильные чувства в человеке вызывают какие-то особые слова?»
Но больше всего в конфликте с Хемингуэем не повезло поэту Уоллесу Стивенсу. Он ввязался в драку с романистом. У того кулак был покрепче, он сломал поэту руку и подбил глаз.
Наши писатели не отставали от мировых знаменитостей. Булгаков и Маяковский не любили друг друга еще до личного знакомства. Футурист Маяковский, рупор революции, терпеть не мог не имеющего убеждений и сдержанного Булгакова. Когда во МХАТе поставили пьесу «Дни Турбиных», поэт пришел в бешенство и агитировал всех игнорировать постановку. С теми, кто на нее ходил, серьезно ссорился. Интеллигенту и врачу Булгакову была непонятна поэзия Маяковского. Но он предпочитал не отвечать на его критику.
Однажды им пришлось пересечься в редакции одного литературного журнала. Свидетели рассказывали, что эта встреча прошла мирно, но писатели отпускали в отношении друг друга безобидные смешные колкости. Встретившись в общей компании, они могли поговорить между собой и пойти играть в бильярд. Все свои сражения они оставляли для литературы.
К 1930-м годам дела Булгакова шли не очень хорошо. Его не издавали и запрещали. У Маяковского тоже все было не так просто. Его самоубийство стало для Михаила Афанасьевича личной трагедией.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy