Сказки полны жутких историй и приключений. «Красная Шапочка» не исключение. Та история, которую мы знаем в пересказе Шарля Перро, на самом деле не такая радостная. В отличие от наивной и доверчивой героини, которая не может отличить бабушку от волка, в большинстве старинных версий этой истории настоящую Красную Шапочку съедали живьем.
Задолго до того, как ее впервые записали, «Красная Шапочка» была народной сказкой, передававшейся из уст в уста на протяжении веков. Антрополог Джейми Теграни утверждает, Шарль Перро был не первым, кто зафиксировал этот сюжет. Историк Роберт Дарнтон объясняет, что большинство рассказов Перро почерпнул из устной традиции. Помогла ему в этом няня сына, рассказывавшая ребенку сказки.
История Красной Шапочки имеет глубокие корни и множество версий. Рассказ о девушке в красном, которая бродит по лесу и сталкивается с волком, восходит к одиннадцатому веку. Даже после того как Перро сделал литературную обработку и издал сказку, устная традиция не умерла. Французы, бежавшие в Германию от религиозных войн, перенесли ее с собой. От них сказка дошла до братьев Гримм, которые создали свою версию истории.
Одной из отличительных черт главной героини является ее красная шапочка — она появляется практически на каждой иллюстрации, созданной к этой истории за последние 200 лет. Но в некоторых версиях сказки маленькая девочка вообще не носила красного головного убора. В одной из таких, рассказанной во Франции 17-ого и 18-ого века, героиня описана просто как «маленькая девочка». В других вариантах упоминается капюшон, сделанный из золота. Красная шапочка не появляется только в 17 веке.
Откуда она взялась? Скорее всего, это была придумка няни сына Шарля Перро. Писатель впервые упомянул об этой детали одежды в сказке, опубликованной в 1697 году. Мать девочки «сделала для нее маленькую красную шапочку, — объясняет Перро, — она очень хорошо подходила девушке, так что все стали называть ее Красной Шапочкой». И после этого красный головной убор стал постоянным атрибутом.
Деталь стала определяющей почти для всей истории. Психоаналитик Эрих Фромм утверждал, что красный капюшон является символом девичьего созревания, когда девочка становится девушкой. Рассказ превращается в урок нравственности для молодых особ, которые могут «сбиться с пути», подвергая риску свою честь. Волк, по версии Фромма, становится соблазнителем молодых девушек.
В 1690-х годах, когда Шарль Перро писал свою сказку, красный цвет ассоциировался с грехом. Многие фольклористы отмечают, что красный цвет часто был символом совершеннолетия девушки, связанным с началом менструации. Когда волк обманывает Красную Шапочку и съедает ее, смысл ясен: остерегайтесь хищников, которые хотят воспользоваться молодыми неопытными девушками.
Старые версии Красной Шапочки настолько ужасны, что мы не будем их все пересказывать. В большинстве случаев финал был такой: волк забегал в дом бабушки, убивал ее и готовил из нее вкусное блюдо. Когда приходила Шапочка, волк, притворившись бабушкой, уговаривал ее налить себе вина и перекусить. Некоторые исследователи находили в этом параллели с христианской Евхаристией.
В большинстве случаев Шапочка никогда не узнаёт волка. Возможно, у нее было плохое зрение. Главная же мораль сказки заключалась в том, что детей нужно предостеречь от реальной опасности. Чем страшнее сказка, тем больше уверенности в том, что ребенок не будет доверять незнакомцам.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy