Знаменитая прическа Элвиса Пресли была названа в честь мадам Пампадур, широкий бокал «купе» под шампанское был точной копией ее левой груди. Согласно легенде, алмазы, огранка которых называется «маркиза», были созданы так, чтобы напоминать форму ее губ. Тем не менее влияние мадам Помпадур распространялось не только на это. Она была некоронованной королевой Франции и почти 20 лет влияла на государственные дела, оказывала покровительство писателям, ученым, художникам и музыкантам. Сам Вольтер искал с нею встреч.
Судьба распорядилась так, что Жанна-Антуанетта Пуассон стала главной фавориткой короля Людовика XV: когда она была маленькой, гадалка предсказала, что однажды она покорит сердце короля. Поэтому, когда она вступила в подростковый возраст, ее мать строго следила за ее обучением. Ведь фаворитка короля должна быть развита разносторонне. Девочке пришлось учить наизусть целые пьесы, танцевать, петь, рисовать, гравировать и играть на инструментах.
В 19 лет Жанна вышла замуж за Шарля Гийома д`Этиоля, владельца имения Этиоль, что было очевидным браком по расчету. Родила двоих детей от мужа, но оба они умерли в детстве. Вскоре Жанна-Антуанетта открыла свой собственный салон, который стал очень известным в парижских аристократических кругах. В нем собирались многие интеллектуалы того времени. Там она и подружилась с Вольтером и энциклопедистами.
Мадам превратилась в настоящую знаменитость, до такой степени, что до короля дошли слухи о ее интеллекте, талантах и красоте. Приближенные Людовика V решили познакомить ее с королем, и бал-маскарад в Версале был идеальным для этого поводом. В 1745 году Жанна-Антуанетта появилась на балу в одеянии богини охоты. Это был «тисовый бал», устроенный по случаю свадьбы дофина, все придворные надели костюмы, напоминавшие тисовые деревья. Сам Людовик был в маске. Окружение заметило, что он не спускал глаз с блистательной незнакомки. Через месяц Жанна-Антуанетта была уже официальной королевской любовницей. Ее поселили в Версале в апартаментах над спальней короля, связанной с ними потайной лестницей. Король жаловал ей титул маркизы и усадьбу Помпадур в области Лимузен.
Это был период ее расцвета, отразившийся на французской культуре. Маркиза была страстной покровительницей архитекторов, художников, ученых, писателей. Она сама делала гравюры и рисунки, пригласила в Париж талантливого мастера по обработке камней. Создавала камеи из полудрагоценных камней для колец и браслетов, которые потом раздавала в качестве подарков.
В 1740 году в Севре создала знаменитую мануфактуру по производству фарфора.
Маркиза прекрасно, в отличие от короля, разбиралась в литературе. Она дружила с Дюкло, Мармонтелем, поддерживала французских экономистов эпохи Просвещения, защищала «Энциклопедию» Дидро от нападок церкви, поддерживала ученых, в том числе и материально.
Влияние маркизы распространялось не только на науку и культуру, но на политику. Впрочем, здесь ее позитивное влияние, скорее, заканчивается. Авторитет Франции на европейской арене в середине 18 века резко упал. Маркиза подсказала королю назначить министром иностранных дел кардинала Берни. Тот продвигал заключение союза между Францией и Австрией. А это, в свою очередь, меняло установившуюся веками систему дипломатических отношений и всех принципов европейской политики. Итогом стала Семилетняя война. Берни был хорош собой и писал хорошие стихи. Но, к сожалению, не всегда симпатии к красавцам помогают в государственных делах. Кстати, уйдя в отставку, Берни полностью посвятил себя литературе. Вольтер, правда, говорил, что его поэмы — это мусор. Впрочем, философ отличался скверным характером.
Портреты мадам Помпадур были особым жанром в живописи. По словам братьев Гонкур, она использовала портреты для общения с королем и французами, заявляя о своей верности, любви и интеллекте ... Она имела прямое отношение к распространению такого стиля в искусстве, как рококо. Франсуа Буше нашел в лице мадам Помпадур своего самого восторженного поклонника.
Помимо портретов, она заказала у Буше гобелен, который предназначался только для нее. Она попросила символично изобразить историю Овидия о заходе и восходе солнца. Мадам Помпадур была изображена как нимфа Тетис, приветствующая заходящее солнце Людовика XV. Таким образом она отреагировала на равнодушие со стороны монарха. Картина была официально продемонстрирована в 1753 году и произвела фурор.
Ангел смерти прилетел за ней в 42 года. Людовик прохладно отреагировал на кончину «любезной возлюбленной».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy