Природные условия Коринфского залива никак не способствуют строительству такого сложного инженерного сооружения, как протяженный автомобильный мост. Риск 8-балльного землетрясения, глубина 60 метров, вязкий, неустойчивый грунт, сильный ветер и постоянные движения земной коры, из-за которых берега удаляются друг от друга на несколько сантиметров в год — все это пришлось преодолеть инженерам и строителям уникального моста Рио-Антирио в Греции.
Мост Рио-Антирио (Рион — Андирион), о необходимости сооружения которого греки говорили на протяжении столетия, соединил материковую Грецию и полуостров Пелопоннес. Этот полуостров связан с остальной страной только посредством узкого Коринфского перешейка, при этом на самом Пелопоннесе проживает свыше 1 миллиона человек. В самом узком месте Коринфского залива, где полуостров наиболее близко расположен к материковой Греции, и было решено построить мост.
Но небольшое расстояние оказалось единственным преимуществом этого места, которое обладало целым рядом существенных недостатков.
Глубина 60 метров
Максимальная глубина залива в этом «удобном» месте составляет 60 метров. Это очень много, и на планете больше нет мостов, которые были бы построены в такой глубокой точке.
Вязкий грунт
Не только существенная глубина являлась большим препятствием, но и состав грунта, на который планировали устанавливать опоры моста. В этом месте дно выложено мягкими осадочными породами, песками и глинами, которые уходят на значительную глубину. Это вынудило инженеров применить нестандартное решение — забить под опору закрепляющие грунт сваи. Под тремя из четырех опор моста Рио-Антирио забито около 200 свай, которые повышают устойчивость этой огромной конструкции. Кроме того, под каждую опору, расположенную на вязком грунте, был насыпан внушительный слой гравия.
Высокая сейсмичность
Греки не понаслышке знают, что такое землетрясения. Вся территория Греции, включая полуостров Пелопоннес и многочисленные острова, относится к зоне повышенной сейсмической активности. Проектируемый мост должен был выдержать без повреждений землетрясение в 7-8 баллов, так как подобные сейсмические события случаются в регионе регулярно. По этой причине была выбрана вантовая конструкция моста, которая позволяет подвесить дорожное полотно, изолировав его от основных опор. Сама проезжая часть как бы висит относительно опор моста и может колебаться подобно маятнику во время землетрясений.
Постоянные ветры
Мост сооружен в самой узкой части залива, который отделяет материковую Грецию от полуострова. Воздушные потоки, проходя сквозь узкое место, значительно увеличивают скорость, а сильный ветер, как известно, не лучшим образом сказывается на устойчивости вантовых мостов. Чтобы избежать возможных повреждений, вызванных сильным ветром, инженерам все же пришлось прикрепить дорожное полотно к основным опорам, но сделали они это не совсем обычным образом. Дорога соединена с опорами, но это соединение регулируется при помощи специальных демпферов. Во время даже самого сильного ветра дорожное полотно стабильно и не подвержено колебаниям, а вот при подземных толчках во время землетрясений срабатывает механизм гашения колебаний: мост начинает раскачиваться, тем самым избегая разрушений.
Полуостров отходит от материковой Греции
Частые и разрушительные землетрясения не самая страшная проблема. Оказывается, место расположения моста находится в зоне геологического разлома, а полуостров отдаляется от материковой части страны со скоростью 3,5 сантиметра в год. Такой показатель весьма существенен для моста, и с этим обстоятельством нужно было что-то делать. В итоге инженерное решение было найдено: мост Рио-Антирио имеет компенсаторы расширения, которые позволяют постепенно увеличить длину моста на 5 метров.
Этот невероятно сложный с технической точки зрения мост был построен всего за 5 лет. Его проектирование и строительство осуществляла французская компания Vinci при активном участии греческих инженеров, а движение по мосту Рио-Антирио было открыто летом 2004 года.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy