Литва не является однородной в плане этноса. Среди литовцев есть отдельная группа, выделяющаяся на общем фоне рядом особенностей — культурой, одеждой, музыкой. Жемайты — значительная по численности группа, входящая в балтийские народы. Помимо названных отличий, их также выделяет отдельный язык.
Название
Теоретически этноним происходит от слова «низкий», что означает географическое положение. Теория связана с историческим происхождением племен жемайтов, предположительно населявших нижнюю часть бассейна Швянтойи.
История
Основной костяк жемайтов сформировался у рек Дубисы и Юры. С 5 по 13 века жемайты не осознавали собственной уникальности, однако в 13 веке национальное самосознание начало свое формирование и привело к борьбе с Тевтонским орденом. Христианство жемайты приняли только в 15 веке.
В 19 столетии жемайты и их регион (Жемайтия) стал важной культурной областью, в которой наблюдалось значительное развитие литературы и музыки.
Язык
Жемайты разговаривают на жемайтском наречии. Язык разделяется на южножемайтский, северножемайтский и западножемайтский. Последний практически полностью исчез. Его распространение было зафиксировано в Клайпедском краю. Последние жемайты, использовавшие западножемайтский диалект, были переселены в Германию в 1945 году, где их язык постепенно оказался вытеснен немецким.
Жилище
Жемайты ранее жили в низких домах, называемых тробами. Обшивали такие дома досками, крышу делали из соломы. У каждой продольной стены тробы был вход в сени.
Очаг называли каминас, от него отходил дымоход. Назначение очага — отапливание помещения. Его планировка позволяла использовать один очаг на целый дом.
Внешность
Одежда
Традиционным образом жемайты одевались до середины 19 века. Влияние литовского стиля очевидно.
- Женщины ходили в туникообразной рубахе. Клайпедский район выделялся рубахами с прямыми поликами, английской гладью, уникальным орнаментом кружевного характера;
- Тесьма у клайпедских жемайтов была зубчатой;
- Юбку шили из шерсти на востоке, а на западе предпочитали полушерстяную с продольно-полосатым узором. Восточные жемайты предпочитали юбки в клетку;
- Передник делали из полотнища, основой для которого служила хлопчатобумажная ткань;
- Южане и западники любили многоцветные ткани, в то время как северяне и жители востока — продольные красные полосы. Женщины надевали короткие безрукавки, кофты, накидывали на плечи покрывало;
- Женским головным убором жемайтов всегда был венок с разноцветными ленточками;
- Ленты заплетали также вокруг кос, которые укладывали в виде венка. Иногда встречались черные ленты с бархатным отливом, красиво играющие на солнечном свету. Другим головным убором был чепец, поверх которого носили платок.
У мужчин в обиход вошли серые кафтаны с необычным разрезом, который располагался на спине.
Платки носили на шее, штаны были разноцветные, а головным убором служила шляпа с лентами.
Весьма необычной была жемайтская деревянная обувь. Сейчас такую можно купить в сувенирных магазинах. Называется она клоги. Характерной особенностью такой обуви является окраска и нанесение различных узоров, иногда это целые картины, обрамленные цветочным орнаментом. Клоги считаются долговечными, но ходить в них по твердой поверхности крайне неудобно. Они предназначены для работы в поле.
Культура
В Жемайтии можно увидеть достижения местного населения в области архитектуры. Усадьбы жемайтов необычны и суровы на вид. В Плунге есть усадьба Огинских, которая служит наглядным тому доказательством. Необычность постройки заключается в ее расположении: вход в усадьбу находится со стороны суши, а остальная часть уходит в реку. Постройка очень своеобразна, имеет несколько окон в подвальном помещении, 2 окна с торца и еще 2 на чердаке. В саму усадьбу предусмотрено несколько входов. Жемайты уверяют, что в каждой деревне их региона есть хотя бы одна достопримечательность. Сейчас в усадьбе Огинских устроена мастерская и этнографический музей. Если в России и на Украине для устройства клумб используют окрашиваемые в разные цвета покрышки, то литовцы предпочитают использовать лодки. В Жемайтии таких лодок очень много, и все они отведены под клумбы. Агроусадьбы не считаются чем-то особенным, хотя выглядят так, словно пришли из сказки. В действительности таким постройкам насчитывается более сотни лет.
В селе Бержорас есть деревянная церковь, появившаяся благодаря легенде о крестьянине, случайно углядевшем на обычной березе образ богоматери. Согласно сказанию, крестьянин вырезал образ, принес его одному священнику, но наутро он исчез. А нашли его все на той же березе. В честь этого события был построен костел и организовано село. Церковь носит имя святого Станислава. Церквей в Жемайтии много, а сам архитектурный облик региона можно охарактеризовать как «деревянный». Построек из дерева очень много, они прекрасно вписываются в ландшафт, что особенно важно для национального парка, который является главной достопримечательностью.
Жемайты любят музыку, поэтому их музыкальный фольклор стал очень знаменит. Самыми распространенными музыкальными инструментами стали скрипка, струнный бас и гармоника.
Характер
Жемайты кажутся литовцам суровыми людьми. Это может быть связано с обособленностью. Многие не скрывают, что являются язычниками, хотя проявление язычества перекликается с христианством: верующие молятся богу, купаясь в реке, находясь в лесу или во время посещения кладбища. Свои стандартные верования они характеризуют просто — «богу можно молиться по-разному».
Еда
Кухня жемайтов формировалась под влиянием прибалтийских народов. Жемайты часто употребляют в пищу белорусские блюда. У них есть довольно экзотичные яства, одним из которых является пивной суп. Для его приготовления используют сахар, куриные желтки и сметану. Суп едят с гренками, обжариваемыми на сковороде в масле с чесноком. Главный ингредиент в супе — пиво.
Оно кипятится на среднем огне в течение нескольких минут, затем в напиток выливают смесь и добавляют тмин. Все тщательно перемешивают, чтобы получить однородную массу. Суп снова ставят на огонь, нагревают, не доводя до кипения. Вкус может показаться весьма странным. Частично алкоголь из супа выпарится, но привкус пива останется обязательно, поэтому в супе нужны гренки. Жемайты используют такой суп для профилактики простудных заболеваний. Забавно, но его предпочитают популярному глинтвейну. Пивной суп — национальное блюдо всей Литвы.
- Еще больше способны удивить жемайтские блины, которые больше похожи на пироги. Для их приготовления используют лук, оливковое масло, фарш, картофель, яйцо и сметану. В результате получается сытное блюдо.
- Картофель жемайты едят в отварном виде. Часто его употребляют вместе с маслом, простоквашей, а иногда полуфабрикатной колбасой. Копченая рыба до сих пор готовится по старинным рецептам, конину едят редко, ее можно попробовать только в ресторанах. Отметим, что блюда из конины невозможно встретить в остальной Литве.
- Жемайтия всегда славилась национальными традициями в кулинарии, регион стал первым, где началось распространение кофе. Здесь первыми во всей Литве стали употреблять мясо в молотом или рубленом виде, получили широкую популярность рулеты и паштеты.
- Жемайты очень любят разнообразные закуски, которые обычно готовятся из картофеля, яиц, молочных продуктов.
Жизнь
Жемайты склонны к сепаратизму. Это объясняется желанием народа обозначить свою самобытность, а подтверждением оной жемайты считают собственный язык. Сейчас их записывают как литовцев, однако этнокультурное сознание проявляется не только на уровне повседневности, но и в средствах массовой информации. Уже создана жемайтская партия, которая желает объявить регион княжеством. Власти Литвы расценивают сепаратизм по-разному. Пока что речь идет только о проведении административной реформы.
Многие жемайты занимаются сельским хозяйством. Налажено заготовление леса, доверительное хранение продуктов, выращивание и сбыт культур. Условия жизни людей в прошлом десятилетии оценивались как негативные. Сепаратистские настроения связаны и с политикой властей, которая проводит централизацию. Часть жемайтов отрицательно относится к отсталости собственного региона, виня в этом именно политическую верхушку страны. Многие жемайты считают, что их экономическое будущее довольно мрачно. В действительности жизнь людей будет во многом зависеть от помощи Евросоюза, который может расценить регион как важный с этнокультурной точки зрения.