Мало кто знает, но казачество делится на множество территориальных групп — донские казаки, терские, уральские, запорожские. Именно о последних мы сегодня поговорим. Уверены, образ запорожского казака знаком каждому из вас ещё со школьной парты. Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий — самые яркие и знаменитые представители запорожского казачества.
Кто такие запорожские казаки, история их появления
О появлении первых казаков на территории Крыма упоминается ещё в XIII веке. В 1308 году Судак (тогда город назывался Сугдея) также заполонили казаки. Правда, там их именовали разбойниками. Уже к XV веку казаки заселили обширные территории Поднепровья (современная Украина). Со временем из группы днепровских казаков стали выделять отдельную категорию — запорожские казаки. Доподлинно известно, что в начале XVI века за днепровскими порогами стали собираться кочевники, беглые крестьяне и бродяги, которые постепенно стали застраивать местность, которую называли Запорожье (дословно «за порогами Днепра). Но надо понимать, что примерно до середины XVI века не шла речь о запорожском казачестве как об организации со своим уставом и порядком, скорее это была группа людей, ведущих одинаковый образ жизни — свободный, кочевой, без законов и правил. Они не подчинялись требованиям ни одного из существовавших тогда государств.
Объединение казаков в цивилизованное войско и появление административного и военного центра, названного Запорожской Сечью, произошло несколько позднее.
Многие путают донских казаков и запорожских. Предлагаем к просмотру небольшое видео об их основных различиях.
История Запорожской Сечи
Сведения о том, что беглые крестьяне и разбойники объединились в войско, которое набирает силу, вызывало беспокойство у правителей. Жалобы о том, что казаки нападают на караваны купцов и послов лишь сгущали обстановку. Так, крымский хан жаловался на запорожцев с завидной регулярностью. Однако и сами казаки боялись вторжения на свои земли. Требовалось решение, выдвигались разные варианты:
- в 1524 году королю Сигизмунду I предлагали организовать казачье войско и пригласить его на службу;
- в 1533 году сам атаман Евстафий Дашкович хотел организовать в Запорожье постоянное войско из 2000 человек.
Ни то, ни другое не было реализовано.
В это же время появлялись упоминания о том, что когда казаки зимой покидали свои лагеря, они не забрасывали жилища, а оставляли несколько вооружённых человек для охраны поселения.
Уже в 1555 году на острове Хортица были построены небольшие военные сооружения и посёлки. Первая постройка там — деревянный замок, обязан своим появлением волынскому князю Дмитрию Вишневецкому. Его считают основателем Запорожской Сечи. Он вёл строительство на свои личные деньги, но обращался за помощью к своему родственнику Ивану Грозному. Тот не отказывал ему, но взамен просил казаков для похода против Крымского ханства в 1556 году.
Так, первое организованное войско запорожцев приняло участие в войне на стороне русских. Чуть позднее казаки и сами стали ходить в военные походы. Но они не были удачными и уже через год от построек на острове Хортица ничего не осталось — их разрушили недовольные турки и крымчане. Тогда Дмитрий с частью запорожцев перешел на службу к царю Ивану Грозному.
Однако казаки запомнили идею о создании крепостей для охраны своих жилищ и достаточно быстро возродили Сечь.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Есть и другая, альтернативная версия создания Запорожской Сечи. Ее активно поддерживал историк Каманин. По его мнению, обособленная группа людей, пришедших на территорию Запорожья, была вынуждена постоянно обороняться от набегов поляков, турок, крымчан. Оборона отнимала все силы, мешая казакам развиваться. Вследствие этого объединёнными усилиями были построены оборонительные сооружения, выбрана власть, и сформировано войско.
В 1572 году король Польши Сигизмунд II Август подписал указ о приёме на службу 300 казаков. Прибывших новобранцев записали в реестр как «Войско Запорожское». Это первое официальное признание Запорожской Сечи.
- защищать поляков от нападения татар;
- участвовать в военных походах на Москву и Крым;
- подавлять крестьянские восстания против власти.
Спустя 6 лет количество запорожцев на службе у Польши увеличилось до 500 человек, а к 1583 году войско насчитывало 600 солдат.
На протяжении многих десятилетий количество казаков в реестре только росло — к 1621 году там было 20000 человек. Запорожцы принимали участие во многих военных походах:
- осада Смоленска;
- Хотинская битва.
Однако в 1621 году после польско-турецкой войны власти Речи Посполитой забеспокоились о том, что крестьяне массово стали уходить к казакам. Такая ситуация грозила тем, что заниматься сельским хозяйством было бы просто некому. Они послали войско к запорожцам, а те, в свою очередь, встретили их хорошо подготовленными и под предводительством атамана Марка Жмайло.
Финальный бой состоялся 15 октября и победителя не выявил, начались долгие переговоры. Их итогом стал подписанный 6 ноября Куруковский договор.
Куруковский договор
Согласно ему, численность казаков на службе у поляков была сокращена до 6000 человек. Также им было запрещено участвовать в каких-либо военных походах без разрешения короля. Вести переговоры с другими государствами тоже запрещалось. Тысяча казаков должна была остаться в Запорожье, другие — рассредоточиться на приграничных территориях для охраны государства. Солдатам, оставшимся в реестре, платили жалование. Тем, кто не вошел в него, надлежало немедленно вернуться к своим обязанностям — которыми они занимались до вступления в казаки. Таким образом правительство выполнило главную задачу — вернуло беглых крестьян обратно.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Уже через несколько лет, в 1632 году король Владислав IV в ходе Смоленской войны издал указ никак не ограничивать численность казаков в реестре.
Восстание Хмельницкого и Переяславская рада
В 1569 году появилось новое государство — Речь Посполитая, а спустя почти 30 лет, в 1596 году был подписан указ о том, что православная церковь присоединяется к католической.
Если до этого момента поляки-католики, как и литовцы, терпимо относились к православным казакам, то после подписания Брестской унии положение дел изменилось, и запорожцев начали притеснять из-за их веры. Казаки приняли на себя защиту всех православных граждан Речи Посполитой. Их гетман Петр Сагайдачный вписал все Запорожское войско в Киевское церковное братство. В 1647 году в Запорожскую Сечь возвращается полководец Богдан Хмельницкий, спасаясь от гонений и преследований поляков.
В 1648 году начинается масштабное восстание запорожских казаков против правительства Речи Посполитой за украинские земли. Им удаётся одержать ряд побед, но силы явно не равны. В итоге казаки подписывают мирный договор с королем Яном II Казимиром и торжественно приезжают в Киев.
Но уже через 3 года поляки нарушают перемирие и нападают на казаков. Запорожцы терпят поражение, они все больше ненавидят поляков, их не устраивают новые условия мирных договорённостей. Богдан Хмельницкий вынужден просить помощи у царя Алексея Михайловича.
В 1654 году собирается Переяславская рада. Ее итогом стал переход всех реестровых казаков на службу к русскому царю. Позднее реестр казачества был расширен до 60000 казаков. По оценкам историков, примерно столько запорожцев было всего.
Поддержка казаков русскими войсками привела к русско-польской войне в 1654 году, которая пролилась 13 лет. Затем было подписано Андрусовское перемирие:
- земли, лежащие на востоке Днепра, стали считаться российскими;
- те, что находились на западном берегу, — польскими.
Получилось, что все Запорожье одновременно находилось под властью и российского правителя, и польского.
Однако с началом польско-турецкой войны сами казаки Запорожья стали считать себя автономной страной, которая признавала только российского царя. По итогам Вечного мира, заключённого в 1686 году, запорожские земли отошли России.
Ликвидация Запорожской Сечи
Запорожские казаки принимали участие в Северной войне, где выступали за нового российского царя Петра I. При этом Запорожье оставалось территорией со своими правилами и законами, правители Русского государства не лезли в их дела, доверяя казакам. Но после предательства гетмана Мазепы, который перешёл на сторону Карла XII, контроль над запорожцами усилили. Для начала Пётр I послал им письмо, где просил всех казаков присягнуть на верность царю, а взамен обещал повысить им жалованье. Но одновременно с ним подобные письма казакам слал и перебежчик Мазепа, призывая запорожцев освободиться от власти царя и стать свободными.
Многие казаки поддерживали своего сородича, в том числе и атаман Гордиенко. В начале весны 1709 года он с Мазепой подписал договор с Карлом XII о борьбе против русского царя.
Однако за пару месяцев до этого российскому правителю уже докладывали, что запорожские казаки что-то замышляют. Пётр I укреплял свои крепости и одновременно готовил войска к атаке. Итогом столкновений русских солдат и казаков со шведами стало полное уничтожение Запорожской Сечи уже через пару месяцев после подписания предательского договора. Были сожжены все крепости и дома казаков, а сами они были убиты или взяты в плен безоружными — запорожцы поверили своему сородичу Игнату Галагану, который обещал им помилование, если они сдадутся.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Весть о кровожадной расправе над казаками вызвало волнение малороссийского народа. Чтобы успокоить его, Пётр Великий 26 мая 1709 издал грамоту, где говорилось, что вся Запорожская Сечь была уничтожена за измену Родине.
Восстановление Запорожской Сечи и ее окончательное уничтожение
До смерти Петра I любые попытки возрождения Сечи были под строгим запретом. Однако после того, как правитель скончался, в 1729 году атаман запорожцев Иван Малашевич просил принять всех казаков в подданные России. Спустя 4 года Анна Иоанновна прислала им грамоту, что казаки прощены и приняты в подданство государства. Им вернули прежнюю территорию, присылали деньги, продукты и все необходимое для жизни. Уже в 1750-е годы правительство снова принялось ограничивать права казаков. И в 1775 году новая императрица Екатерина II подписала указ о ликвидации всей Запорожской Сечи. Причин для этого было много:
- уже не требовались услуги казаков для охраны границ Российской империи;
- казаки неоднократно нападали на сербских поселенцев в Таврии;
- запорожские казаки выступали на стороне Емельяна Пугачева, который собирался бежать в Запорожскую Сечь.
Быт запорожских казаков
Первые казаки вели преимущественно кочевой образ жизни, с легкостью бросали свои жилища и строили новые на другом месте. Чуть позже стали проявляться казачьи казармы, строились они в основном из дерева и соломы, стены обмазывали глиной, чтобы было теплее.
Позднее стали появляться отдельно стоящие дома для каждого казака.
Интерьер был максимально простой, без каких-либо излишеств.
Все казачье поселение было крепостью. Обязательно отстраивали площадь, где собирались советы казаков, которые решали все важные вопросы. На совет созывали пушечным выстрелом — так казаки, отсутствующие в поселении, могли услышать сигнал и прийти на собрание.
Первые запорожские казаки зарабатывали себе на жизнь в основном грабежами и разбоем, разоряя караваны и соседние поселения. Еду добывали на охоте и рыбалке. Земледелием запорожцы не занимались очень долго — слишком велика была вероятность нападения недружественных соседей.
Затем запорожцы стали жить на жалование польских правителей, а после перехода в подданство Российской империи — на деньги русского царя.
Религия запорожских казаков
Национальный состав запорожцев был разнообразным:
- славянские народы;
- азиатские;
- кавказские;
- средиземноморские.
Поэтому здесь были распространены многие религии — православие, ислам, иудаизм.
Но так как основной состав запорожцев был представлен славянами, то наиболее распространённой религией было православие.
В центре любого поселения обязательно строилась церковь.
Запорожцы были верующими людьми, они свято соблюдали все обычаи и традиции церкви. Ни один день казака не проходил без молитв.
Обязательными были церковные службы и богослужения по праздникам.
Семейный уклад запорожских казаков
Долгое время среди запорожцев не было ни одной женщины, казаки жили исключительно мужским коллективом. Они считали, что девушки и любовные привязанности делают воина слабым, зависимым и предсказуемым. К тому же казаки боялись, что женщины внесут разлад в их строгий порядок жизни, будут плести интриги и собирать сплетни, мешать воинским походам. Но со временем все изменилось, и в жизни казаков стали появляться женщины. В основном женились реестровые казаки, сечевые предпочитали оставаться свободными.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Казаки никогда не брали себе в жены крепостных крестьянок, они полагали, что рабский уклад жизни и поклонение барину передадутся их детям через кровь матери и испортят все свободолюбивое население. Изначально запорожцы чаще всего женились в зрелом возрасте или после серьёзных ранений, когда путь на войну был закрыт, и оставалась только спокойная жизнь вдали от походов и сражений. Но постепенно стали жениться и молодые казаки. Они совершали набеги на Крымское ханство и приводили с собой красивых, а зачастую и знатных девушек-мусульманок. Их крестили, давали русские имена и воспитывали по православным традициям. Иметь жену-чужестранку казалось престижным, она привносила в обычную казачью жизнь диковинный колорит. Но ближе к XIX веку казаки стали жениться на своих соотечественницах, а мода приводить жену из других государств стала порицаться.
Женщины-казачки обладали удивительным характером. Они сочетали в себе несочетаемое и, казалось, могли абсолютно все.
Девушки были отличными хозяйками, на них держался весь дом, огород, они успевали работать на полях и заниматься детьми.
Одновременно с этим казачки умело управлялись с оружием, были превосходными наездницами и стрелками.
Они сочетали в себе женскую нежность и домовитость с воинской храбростью и отвагой.
Женщин казаки всегда уважали. Преступления против них сурово наказывались — казака, избившего женщину, всегда хлестали плетью. А за изнасилование и вовсе полагалась смертная казнь.
Если супруг казачки погибал, то все его имущество безоговорочно переходило к ней, а казаки были готовы оказать ей любую помощь.
Детей казаки воспитывали с большой любовью, но в строгости. Прививали им уважение к старшим, учили помогать близким, быть честными и великодушными. Примерно до 13 лет детей растили одинаково, независимо от пола. И мальчиков, и девочек, учили скакать на лошадях, обращаться с саблей и шашкой, обучали рукопашному бою. После девушек готовили к замужней жизни, рассказывали, как вести хозяйство, а юношей брали в военные походы и на охоту.
Пожилые казаки пользовались уважением всего поселения. В их присутствии казакам нельзя было сидеть, курить, пить и разговаривать, пока не получено разрешение. Впрочем, ходить мимо старших, пока они не разрешат, тоже было нельзя. Если молодые казаки начинали о чем-то спорить, пожилому было достаточно сказать одно слово, чтобы прекратить разногласия.
Традиционная кухня запорожских казаков
Все казаки любили поесть, желательно вкусно и много. Еда казаков, которые проживали в Сечи, была простой и без изысков. Они ели три раза в день, еду на всех готовил повар и его помощники. Завтрак, обед и ужин подавали в больших котелках, чугунных или медных. Основу рациона составляли зерновые культуры, из них варили разные каши:
- соломаху — ржаную муку, которую варили в воде, потом обжаривали с маслом;
- тетерю — пшёнку с кислым ржаным тестом;
- щербу — муку на рыбной юшке.
Казаки часто ходили на рыбалку, поэтому всегда было много блюд из рыбы — ее варили, жарили, вялили, солили. Часто ели птиц. А вот мясо диких зверей подавали только по праздникам.
Меню реестровых казаков было гораздо разнообразнее. У них на столе всегда был хлеб, жирные и наваристые супы (обычно борщ из свинины или уха с грибами), мясные блюда, тушёные овощи, галушки и вареники, различные пироги с начинкой.
Из напитков сечевые казаки предпочитали простую родниковую воду, а реестровые любили компоты.
Алкоголь тоже пили, чаще всего варенуху, но позволяли себе его только в выходные дни и после походов. Если казак выпивал спиртное во время похода, то его казнили.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Если казакам в Сечи хотелось чего-нибудь вкусного, то они собирали деньги повару, а он покупал продукты и готовил им мясо или вареники.
Обязательным правилом у запорожских казаков было съесть все, что выставлено на стол.
Одежда запорожских казаков
Первые казаки одевались довольно просто, не задумываясь о красоте, им было важно удобство. На охоте, рыбалке или грабежах важно было чтобы одежда не сковывала движения и была легкой, ведь климат Запорожья достаточно жаркий. Но со временем казаки полюбили одеваться. Походная и военная одежда по-прежнему была без изысков — рубаха, шаровары, кафтан и шапка.
Зато в мирное время казаки старались одеваться как можно красивее и богаче. Их рубашки были с шёлковыми застежками, кафтаны шили из дорогих тканей и подвязывали поясами. Обязательным атрибутом были ярко-красные сапоги. На голову надевали соломенную шляпу, меховую или суконную шапку.
Казачки одевались в платья, юбки и рубахи, подвязанные пояском. Очень любили яркие и массивные украшения.
Запорожские казаки сегодня
Сейчас на территории Украины в Запорожском крае зарегистрировано более 50 казачьих организаций. Запорожское казачество было возрождено там, где оно и началось — на острове Хортица.
Казаки проживают на территории острова круглый год — летом они устраивают представления и принимают гостей, зимой постоянно тренируются, оттачивая боевое искусство. Была открыта школа «Спас», где юных украинцев обучают всем премудростям казачества, развивают их патриотизм, православную веру, прививают здоровый образ жизни.
В свободное время казаки ведут реставрационные работы, создают вещи, похожие на те, что были в Запорожской Сечи. Не забывают и о традициях — проводят обряды братания, каждый день купаются в Днепре, даже в самый сильный мороз.