Витус Ионассен Беринг стал первым российским мореплавателем, чьи географические открытия получили европейский резонанс. Имя первооткрывателя не забыто, им названы улицы и поселки России, университет и аэропорт. Благодаря открытиям Беринга появились новые возможности освоения северных морских путей, начала развиваться «Русская Америка».
Детские годы и учеба
О детстве будущего мореплавателя историкам известно мало, детская и юношеская биография пестрят неточностями и разночтениями. Парадоксально, но даже официальная дата рождения Витуса, 12 августа 1681 года, недостоверна, так как историки обнаружили церковное свидетельство о крещении ребенка в лютеранской церкви города Хорсенс, датированное 5 августа. Так что, скорее всего, мальчик появился на 1 или 2 августа. При крещении третий ребенок в семье получил фамилию матери, так как Анна Педерсдаттер была обедневшей аристократкой. Витусом мальчика назвали в честь дяди, летописца Королевского суда Дании. По отцу Витус получил второе имя Ионассен. Ионас Свендсен работал в портовой таможне Хорсенса, где мальчик впервые увидел океанские корабли и познакомился с моряками. Уже в детстве Витус заслушивался моряцкими рассказами, читал отчеты экспедиций датчанина Йенса Мунка о плаваниях в Индию и Гренландию. Юношеских портретов Витуса Ионассена не сохранилось.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во всех советских учебниках, монографиях, на почтовой марке изображен вовсе не великий мореплаватель. Портрет, найденный в архиве праправнучки капитана, написан с однофамильца и дальнего родственника капитан-командора, придворного поэта датского короля. Только после восстановления по методу Герасимова скульптурного изображения лица Беринга удалось найти максимально похожие портреты.
Окончив школу, Витус по примеру старших братьев не стал поступать в университет. В четырнадцать лет будущий капитан нанялся матросом (может быть, юнгой) на голландское торговое судно. На палубе и мачтах голландского флейта подросток узнал все тяготы матросской службы. Матросом Витус дважды пересекал Атлантику, побывал в североамериканских портах, на Карибских островах. Матросский опыт и школьные знания позволили юноше поступить в Амстердамский морской кадетский корпус, который считался лучшим в мире учебным заведением для подготовки морских офицеров. Незадолго до окончания учебы (1703 г.) Витус принял предложение вице-адмирала российского флота Корнелия Крюйса. По заданию царя Петра адмирал вербовал европейских офицеров на службу в России. На норвежского (по происхождению) адмирала произвели хорошее впечатление знания и опыт выпускника кадетского корпуса, он предложил молодому человеку переехать в Россию.
Вехи службы в России
Главными успехами на службе России для Витуса Беринга стали две камчатские экспедиции, в которых были открыты пролив между Евразией и Америкой, моря и острова в Тихом океане.
Чтобы получить возможность командовать дальними экспедициями, молодому офицеру пришлось пройти все ступеньки карьерной лестницы на флоте. За двадцать лет службы на российском флоте Беринг вырос от подпоручика, управляющего небольшим парусником (возит лес для строительства Кронштадта) до капитана второго ранга, командира линейных кораблей «Перл», «Марльбург», «Лесное», «Селафаил». Молодой капитан учился управлять военными кораблями на шнявах «Мункер», «Таймалар».
Опыт сложной проводки судов молодой мореплаватель получал на реках, ведущих к Азову, при плаваниях вокруг Скандинавии (из Архангельска в Копенгаген). При участии в Северной войне молодой офицер на год попадает в шведский плен, откуда бежит с опасными приключениями. В 1716 году Беринг, включенный в свиту Петра Великого, в последний раз был в Дании. Выйдя в отставку по окончании Северной войны (1724 г.), волей Петра Великого Беринг возвращен на службу капитаном 1 ранга.
Первая камчатская экспедиция
В 1725 году, незадолго до смерти, царь Петр подписывает указ о проведении дальней морской экспедиции на восточных пределах России. Во главе экспедиции поставлен капитан Беринг. Для командора царь собственноручно пишет руководство, в котором ставит задачи поиска соединения Азии с Америкой и нанесения новых мест на морские карты.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Камчатская экспедиция была первым в мире плаванием, в котором правительство перед первооткрывателями не ставило задач завоевания новых земель, поиска природных богатств, покорения народов. Во главу угла ставились географические цели картографирования, изучения морских путей.
Выехав из Петербурга сразу по оглашении царского указа, Беринг с помощниками (капитан-командором А. Чириковым и капитан-лейтенантом М. Шпанбергом) потратил на путь до Камчатки два года. В состав экспедиции входило 34 человека (штурманы-картографы, геодезисты, корабельные мастера). В пути геодезисты А. Чирикова поставили 28 астрономических пунктов. Точная привязка реперов позволила составлять достоверные карты Сибири.
К 1700 году казачий командир В. Атласов не дошел до южного берега Камчатки 100 километров. До Камчатского носа русские отряды И. Козыревского добрались в 1713 году. На восточном берегу Камчатки постоянных русских поселений не было, поэтому строительство экспедиционных судов начали в Нижнекамчатском остроге, в устье реки Уачхачь. За зиму и весну 1728 года был построен бот «Святой Гавриил». Картин с изображением бота не сохранилось, поэтому его модели реконструируются по чертежам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Если португальские, испанские, английские первооткрыватели отправлялись в плавание на судах, построенных профессионалами, то экспедиция Беринга строила свои боты сама. Корабельные мастера пользовались примитивными голландскими чертежами. Для постройки судов использовалось сырое дерево, поэтому мореходные качества одномачтовых судов были не лучшими. В первое плавание бот «Святой Гавриил» вышел в июле 1728 года. За два сезона плавания экспедиция на боте «Св. Гавриил»:
- обследовала восточное побережье Камчатки;
- нанесла на карту остров Св. Лаврентия;
- вторично прошла залив Креста, картографировав берега;
- открыла и картографировала заливы Анадырский, Карагинский;
- открыла бухту Провидения на Чукотке;
- прошла неисследованным проливом между материками (впоследствии назван Беринговым);
- обогнула Камчатку с юга.
Справедливости ради нужно отметить, что Берингов пролив первыми (1648 г.) на поморских кочах прошли казак С. Дежнев и промышленник Ф. Попов. Но они не обследовали восточную оконечность материка, плыли в поисках ясака. На север Чукотки кочи занесло бурей. Первая Камчатская экспедиция исследовала пролив целенаправленно, доказала существование прохода между материками.
Доказательством целенаправленного поиска пролива становится совещание, проведенное капитаном Берингом с Чириковым и Шпанбергом. Чириков считал, что нужно пройти по северным водам на запад, достигнув знакомого устья Колымы. Наступление осени не позволяло осуществить широких планов и, промерив глубины в проливе, экспедиция вернулась в Нижнекамчатск. Летом 1729 года, обогнув Камчатку с юга, капитан Беринг пришел в Охотск и уехал с Чириковым в Петербург с докладом о выполненной задаче.
Открытия Беринга значительно подняли авторитет российских мореплавателей, мало известных в Европе. Доказательством этого факта стало то, что предложение назвать пролив Беринговым внес знаменитый английский первооткрыватель Джеймс Кук. Позже, летом 1732 года, бот «Св. Гавриил» под командованием М. Гвоздева, еще раз прошел пролив. Экспедиция высаживалась на берег Чукотки, подошла к западной оконечности Аляски, мысу Принца Уэльского. Проводились картографические съемки береговой линии, промеры глубин.
Вторая экспедиция по дальневосточным морям
Обратный путь Беринга до Петербурга занял семь месяцев. Еще столько же времени прошло до рассмотрения докладной записки в Сенате. В плане новой экспедиции капитан предлагал провести многоплановые исследования Сибири, картографировать северные берега востока России, найти пути в Японию, исследовать берега Америки.
Но к возвращению Беринга из первой экспедиции научные цели для русских царедворцев отошли на второй план. Поэтому необходимость второй экспедиции капитану пришлось обосновывать поисками земель Йессо и Жуана-да-Гамы. Эти мифические земли голландские и португальские мореплаватели наделяли богатейшими залежами серебра. Именно поиски этих земель стали основной целью Второй экспедиции по указу Сената от 1733 года. В протоколе заседания коллегии Морского ведомства было указано, что задачи царского указа полностью не выполнены, так как берега Америки не были исследованы. Тем не менее, Берингу был пожалован чин капитан-командора, он был назначен начальником Второй экспедиции.
В состав Второй экспедиции, собравшейся в Тобольске к началу 1734 года, вошло более 800 человек, разбитых на 5 отрядов. Северные отряды занимались картографической съемкой берегов России с суши, внутренними исследованиями сибирских рек и районов. Два морских отряда должны были построить 5 больших мореходных судов, найти морские пути к Японии, Америки, Земле Жуана-да-Гамы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Жена Беринга, родившая восемь детей, добровольно сопровождала командора в дальнем путешествии к Охотскому морю. Из четверых выживших детей два старших мальчика остались учиться в пансионе ревельской гимназии. Трехлетнего Антона и двухлетнюю Анну родители взяли с собой. Прожив несколько лет в Якутске, Анна Беринг узнала об ухудшении здоровья мужа и тут же выехала в Охотск. Из Охотска в Москву Анна уехала после отплытия экспедиции и только через два года ей стало известно о смерти мужа. Подготовка морской части экспедиции в Якутске и Охотске заняла почти 6 лет. За это время был заготовлен и высушен лес для строительства кораблей, построены железоделательный завод и канатные мастерские. В сентябре 1740 года два пакетбота экспедиции перешли из Охотска на восточный берег Камчатки, где зазимовали в Петропавловской бухте. Капитан-командор Беринг вышел в плавание к американским берегам (июнь 1741 г.) на пакетботе «Святой Петр» с командой из 75 моряков.
В поиске мифических земель экспедиция прошла открытым морем до берега Аляски, который открылся перед моряками 17 июля. На берег высаживались команда экипажа для поиска пресной воды и естествоиспытатель Г. Стеллер. Повернув на север, пакетбот попал в затяжные шторма. Так как время, отпущенное Сенатом на экспедицию уже закончилось, капитан-командор не прекращал плавание. В тумане «Святой Петр» прошел у острова Кадьяк, на котором позже обосновалось крупное русское поселение.
На обратном пути экспедиция прошла гряду Алеутских островов, нанеся на карты острова св. Стефана, св. Иоанна, св. Маркиана, Шумагинские и Евдокеевские группы островов (названные по фамилиям похороненных матросов). На пути к западу море штормило, большая часть команды заболела цингой, корабль плохо управлялся. Приняв за Камчатку неизвестный остров, пакетбот остановился на зимовку. Команда высадилась на берег и начала рыть землянки. Пакетбот был выброшен штормом на берег и разбился. На острове, впоследствии названном его именем, капитан-командор Беринг и умер 8 декабря.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Основной версией смерти мореплавателя долгое время считалось заболевание цингой. Но при эксгумации тела датскими исследователями (1991 г.) зубы капитана не носили следов болезни. Скорее всего, здоровье капитан-командора пошатнулось из-за преклонного по тем временам возраста и экспедиционных лишений.
Весной 1742 года команда, оставшаяся под руководством Свея Вакселя, построила из обломков пакетбота небольшое судно. На нем 46 оставшихся в живых моряков летом дошли до Петропавловской бухты. Не менее трагичным было и плавание пакетбота «Святой Павел» под командой А. Чирикова.
Потеряв в тумане и штормах корабль Беринга, А. Чириков на день раньше дошел до американских берегов. При высадке на берег пропало без вести 15 матросов экипажа. После такой потери капитан сразу принял решение о возвращении на Камчатку. По пути были открыты острова Умнак, Адах, Агатту и Атту. Потеряв в пути еще 6 матросов, умерших от цинги, пакетбот причалил в Петропавловской бухте 10 октября 1741 года.
Продолжение начинаний Беринга русскими мореплавателями
По путям, проложенным Берингом и Чириковым, русские начали осваивать западные берега Аляски. Первая торговая фактория была поставлена на острове Уналашка, заселенном алеутами. В гавань о. Кадьяк на трех галиотах пришла экспедиция Г.Шелихова (1784 г), основавшая здесь поселение Павловская Гавань. Здесь же с 1793 года работала православная миссия, поставившая храм.
Компании промышленников и купцов (А, Баранов, П. Лебедев-Ласточкин) осваивали берега Якутата, залива Кука, озера Илиамна. Всего русскими было основано более 60 факторий, на месте которых сейчас расположилось 47 американских городков и поселков.
В современной России на острове Беринга, самом крупном в Командорской гряде, расположено село Никольское.
Память первооткрывателя увековечена тремя памятниками в Никольском. Бюст Беринга и памятник пакетботу «Святой Петр» установлены на поселковой набережной.
В селе, основанном почти 200 лет назад (1826 г.) переселенцами-алеутами, живет 670 человек (из них 300 потомков переселенцев). В поселке есть как старые щитовые домики, так и новые дома, построенные недавно.
Добраться в Никольское можно самолетами из Петропавловска-Камчатского, Усть-Камчатска. На остров регулярно приходят грузопассажирские пароходы из Петропавловска-Камчатского.