Тоджинцы — один из коренных тувинских народов. Центральное место в его жизни занимали олени: дающие пищу, материалы для создания жилища и одежды, служившие в качестве транспорта. Сегодня оленеводство, обеспечивавшее веками традиционный уклад жизни народа, практически исчезло. Однако тоджинцы помнят своих верных спутников, ежегодно устраивая аутентичный Фестиваль оленеводов и охотников.
Название
Тоджинцы — субэтнос тувинского народа, компактно проживающий на востоке Тувы в Тоджинском кожууне. От западных тувинцев, занимающихся, помимо охоты, скотоводством, тоджинцы отличаются преобладанием такого традиционного типа занятия, как оленеводство.
Несмотря на наличие собственного тоджинского диалекта в составе тувинского языка, значительные различия в бытовых, культурных, религиозных особенностях, народ исторически причислял себя к тувинскому этносу. Это определяет наличие общего для коренных жителей Тувы самоназвания — туха, туга, тува. Западные тувинцы-скотоводы отделяли восточных по территориальному признаку, называя «тожулар», или «тожу кижилер», что значило «тоджинские люди».
Где живут, численность
Исторически тоджинцы обитали в предгорьях Восточных Саян, бассейнах верхних течений Малого и Большого Енисея. Климатические особенности местности определили образ жизни, верования, культурные особенности народа. Край, сегодня занимающий третью часть Республики Тыва, окруженный горными хребтами, представляет таежную зону, богатую ягелем.
Благодаря этому тоджинцам удалось вывести особо крупную породу карагасского оленя, хорошо подвергавшуюся одомашниванию. Тоджинский кожуун, расположенный на северо-востоке Тувы и относящийся к регионам Крайнего Севера, отличается от остальной части региона наличием наибольшего числа рек и озер, что давало народу возможность занятия рыболовным промыслом.
До 1996 г. во время переписей тоджинцев не выделяли в отдельный субэтнос, записывая в качестве тувинцев. В последующие годы данные относительно национальной самоидентификации не отличались однородностью: часть представителей этноса записывалась русскими или тувинцами. Несмотря на нестабильную ситуацию, в 2000 г. тоджинцев причислили к малочисленным коренным народам РФ.
Данные переписей выглядят следующим образом:
- 1997 г. — 3262 чел.
- 2002 г. — 4442 чел.
- 2010 г. — 1858 чел.
Численность представителей народности в населенных пунктах Тывы:
- с. Кунгуртуг — 1785 чел.
- с. Адыр-Кежиг — 1096 чел.
- с. Ий — 1077 чел.
- с. Сыстыг-Хем — 155 чел.
- с. Чазылары — 119 чел.
История
В формировании тоджинского субэтноса участвовало множество народов. В начале-середине первого тысячелетия нашей эры к коренным саянским народам, занимавшимся рыбной ловлей и охотой, примкнули кетские, самодийские племена, затем ушедшие в Забайкалье.
Чуть позже в регион проникли племена, родственные гуннам, после — тюркские кочевники, оказавшие наиболее значительное влияние на формирование особенностей внешности, культуры, быта тоджинцев. Китайские летописи VIII столетия называют обитавший здесь народ «дубо». Описывают как людей, не знавших календаря, скотоводства и земледелия, промышлявших охотой и собирательством сараны.
В XVII столетии Тоджа практически полностью оказалась в составе России, к 1914 г. попала под полный протекторат. Ранее территория побывала под властью Чингисхана, китайской династии Юань, монгольского государства Алтын-ханов.
Внешность
Одежда
Мужской и женский традиционный наряд тоджинцев не имел особых различий. Летом носили старые куртки из оленьей кожи, зимой надевали добротные полушубки из того же материала мехом внутрь. Куртка запахивалась на правую сторону, имела прямой крой, по левой стороне нашивался объемный карман, где хранились охотничьи принадлежности.
Весной сменяли одежду на более короткую, носили мехом наружу. В теплое время года использовали лишь нательную одежду: тканевую просторную рубаху, штаны из ровдуги, материи. Голову укрывали капором, меховой шапкой, с началом активных торговых отношений с китайскими купцами женщины начинают носить шелковые платки.
Популярностью пользовались серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, надеваемые сразу по нескольку штук на один палец. Интерес представляет мужская прическа: спереди волосы сбривали, сзади заплетали в косу. Женщины носили две или более кос, вплетали в волосы нити из черного шелка.
Жилище
Тоджинцы имели постоянные и временные жилища, что обуславливалось кочевым образом жизни. Летом на местах стоянок охотничьего и рыболовецкого промысла ставили легкие чумы конической формы. В теплое время укрывали берестой, в холодное — шкурами оленей, лосей.
На месте зимней стоянки устанавливали полуземлянки с двускатными крышами. Позже начали строить каркасные дома из жердей, простейшие четырехугольные срубы без окон. К XIX-XX векам переняли четырехугольные срубы на манер русской избы, многоугольные дома типа монгольских юрт.
В центре дома и чума размещали очаг, сверху вешали жерди, цепи для котла. Домашнему очагу придавалось большое значение, сохранившееся со времен первобытного строя. Огонь никогда не должен был гаснуть, горящие угли из семейного очага запрещалось выносить людям другого рода. Существовал обряд кормления огня: в него кидали лучшие куски пищи, благодарили и просили защиты у духа огня. Специальной ложкой коскарак, выполненной из корней деревьев и испещренной небольшими дырками, устраивали домашние окропления жилища, огня, оружия.
Пол укрывали берестой, хвойными ветками, на стенах на крючках размещали мешки и емкости из кожи, пузырей животных с мукой, чаем, сараной, молоком. В правой части чума оборудовали женскую половину, где хранился домашний скарб. Посуду изготавливали из бересты, узоры на материале часто выдавливали зубами. Традиционный способ хранения вещей — использование парных мешков из камуса, перекидывавшихся через оленью спину.
В левой части жилища находилось оружие, к которому женщине запрещалось прикасаться, перешагивать через него. В дальней части дома, расположенной за очагом, напротив входа, находилась зона приема гостей. Здесь же размещались домашние идолы: антропоморфные, анималистические фигурки.
Жизнь
Традиционное занятие тоджинцев, выделявшее народ из прочих тувинцев — оленеводство, относящееся к особому, саянскому типу. Оно отличается использованием оленей в транспортных целях с применением седла и вьюка. Количество оленей определяло статус семьи, исторически создавая ярко выраженное социальное неравенство среди народа.
Зажиточные тоджинцы имели стада до 600 голов, бедными считались семьи менее чем с 10 оленями и безоленные. Часто бедные тувинцы объединялись в единые стойбища, что помогало им выжить. Исторически традиционный тип объединения — родовой.
Стада выпасали круглый год, перемещаясь между пастбищами до 10 раз за сезон. Практиковали вольный выпас без пастухов и собак. Придерживались принципа бережного отношения к природе, не возвращаясь на покинутые пастбища 3-4 года, чтобы выеденный ягель успевал восстановиться.
Оленей забивали редко, в основном использовали для перемещения между охотничьими угодьями. Охота составляла основу деятельности тоджинцев, обеспечивала пищей, одеждой, позволяла выплачивать ясак, торговать. Охотились на маралов, оленей, медведей, выдр, соболей, белок, косуль, лисиц. Основной период охоты выпадал на зиму: с сентября начинался промысел белки, с первым снегом стартовала соболиная охота, ближе к зиме наступал черед медведей. Круглый год добывали косуль и других копытных животных.
Западные тувинцы не занимались рыболовством, считая речных обитателей нечистыми. Тоджинцы ввели рыболовство в число основных промыслов, однако рыбу также не жаловали, называя ее «суг курту», что значит «водяной червь». Отношение идет от верований народа в воду, как источник жизни, саму жизнь. Рыбы же, по аналогии с человеческим организмом, воспринимались в качестве паразитов. Рыболовство играло важную роль в торговле, помогало спасаться от голода, если иной пищи не было.
Значительную роль в рационе тоджинцев занимала сарана — корни растения семейства лилейных, по вкусу в сыром виде напоминающие каштаны. Собирательством сараны занимались женщины: часто запасы доходили до нескольких сотен килограммов на семью. Занимались промыслом кедровых орехов, собирали ягоды.
Религия
Значительную роль в жизни тоджинцев играли шаманы, совершавшие культовые обряды, участвовавшие во всех значительных родовых событиях, проводившие камлания и праздники. Традиционная одежда шамана — куртка куяк из оленьей шкуры с вышитой фигурой скелета человека, березовый жезл, шапка с птичьими перьями, бубен. Считалось, что настоящий шаманский дар передается по наследству. Выделялось несколько типов служителей культа по происхождению от:
- Злых духов, называвшихся «аза».
- Духов неба.
- Духов-передков.
- Водных и земных духов.
- Недобрых духов «албыс».
Тоджинцы одушевляли объекты живой и неживой природы, населяли окружающий мир добрыми и злыми духами. Последних обвиняли во всех бедах, особенно если дело касалось оленей. Обряды и моления проходили в специально выбранных священных местах, считавшихся обиталищами духов.
Хозяину тайги молились у дерева необычной формы со спутанными ветвями: на него вешали цветные ленты из материи, оленьих волос. Духам гор молились на не заросших лесом плоских перевалах, где сооружали импровизированный алтарь из камней. Наряду с шаманизмом в регионе до прихода советской власти процветал буддизм ламаистского типа, возрождающийся в последние годы.