Тептяри сложно отнести к отдельному народу. Скорее их выделяют как сословие или этносословную группу в Башкортостане. Предположительно, формирование ее началось в 17 веке.
Название
Не существует четкого определения этнонима «тептярь». Исследователи принимают во внимание несколько гипотез, устоявшихся на данный момент.
- Небольсин предполагает, что слово произошло от слова «бобыль», которое указывает на низкий социальный статус.
- Известна версия, по которой термин берет свои корни от слова «дэфтэр». Его можно перевести как список или реестр. Имеется в виду учет по ясаку.
- Ряд историков предполагает, что слово произошло от «типтере» — «вытесненный» или «отвергнутый».
История
Основная версия происхождения тептярей утверждает, что формирование их сословия произошло в 17 веке. Вместе с татарами они переселялись на территории Южного Урала. Тогда тептяри считали отдельным народом, позже оказалось, что нет никаких оснований предполагать у них наличие культурных различий с татарами. Так тептяри были определены в качестве сословия. Они включают марийцев, чувашей, удмуртов и собственно татар, которые бежали из Казани на Урал. Значительное влияние на культуру оказывали башкиры. Это касалось даже нравов и традиций. Влияние было настолько велико, что теперь тептярей и башкиров довольно трудно отличить друг от друга. В 18 столетии тептяри вместе с башкирами и другими представителями народов, живущих на Урале, стали считать военным сословием, что было обусловлено соответствующими чертами характера и приверженностью к военному делу. Люди получили возможность избавиться от уплаты ясака, однако им было велено отправляться на военную службу в случае первой необходимости.
Многие из тептярей воевали. Особую роль они сыграли в крестьянской войне, разгоревшийся в 1773 году, выступая за Пугачева.
Во время расселения тептяри селились в уездах Южного Урала. Ассимиляции способствовало вливание в состав татар: представители тептярского сословия охотно выдавали своих дочерей за татар и сами стремились породниться, беря татарских девушек в жены. Так культурные особенности постепенно стали исчезать.
Религия
Тептяри в большинстве своем являются мусульманами. Некоторые до сих пор сохранили языческие верования, однако такое явление характерно скорее для пожилых людей.
Традиции
У тептярей всегда были распространены малые семьи. Многоженство встречалось редко, в основном царила моногамия. Патриархат был абсолютно доминирующим явлением. Мужчина распоряжался имуществом и судьбой своих детей. Буквально в каждом вопросе слово отца становилось решающим фактором. Статус женщины определялся и возрастом. Если она являлась матерью, значит ее слово приравнивалось к слову отца. В ведение ее дел входили хозяйство и забота о семье. Она же имела значительное влияние на невесту своего сына.
Когда девушка выходила замуж, ее обязанностью становился уход за домом, скотом и одеждой. За женой сохранялось право требования развода, если ее не устраивало отношение мужа или его родителей к ней. В случае развода девушка получала приданое и могла забрать свое имущество. Однако муж часто оставлял детей у себя и отдавал только в обмен на выкуп. Повторно девушке выходить замуж было запрещено. Сейчас многие традиции упразднили, зато праздники отмечают так же, как и в прежние времена.
На праздник Каргатуй принято готовить пшенную кашу. Это важный день, посвященный пробуждению природы. Проводится он, как следствие, на открытом воздухе. Все люди собираются, чтобы отведать каши, обращаются к духам предков и богам, прося о дожде. На Каргатуй устраивают много соревнований, танцы, исполнение песен. Это чисто языческий праздник, как и Кякук сяйе, отмечаемый близ реки или рядом с горами. Если Каргатуй считается всеобщим днем, то Кякук — это исключительно женский праздник. В этот день девушки должны отправиться в лес и найти кукушку, обязательно взяв с собой угощение. Загадывая желание, девушка ожидает услышать заветное «ку-ку». Если оно звучит звонко, значит ее желание непременно исполнится. На Кякук устраивают много разных соревнований.
Существует несколько интересных обрядов, которые тептяри переняли у башкиров. Одним из таких является «гусиная помощь». Этот обряд предполагает обход всех соседей с просьбой о помощи. Прибегают к нему накануне праздников. Отказывать в помощи нельзя, также нужно надеть самую красивую одежду.
Помощь называется «гусиной» вовсе не неслучайно, ведь хозяйка в буквальном смысле звала гостей, чтобы они помогли ей приготовить гуся. У всех были свои обязанности: хозяин дома гуся забивал, старшие женщины занимались ощипыванием птицы, молодые мыли ее в проруби. Юноши пели песни и играли музыку на гармошке. Когда начинался процесс приготовления супа из гуся, все гости собирались и играли в разные игры. Обычно это были задачи, требующие спеть, сплясать, сыграть на музыкальном инструменте, пересчитать как можно больше звезд на небе.
Другой обычай — вечерние посиделки. Он хорошо знаком всем, ведь многие любят собраться вместе и пообщаться за чаем, попутно занимаясь шитьем или вязанием. Посиделки сопровождают песни, музыка, легенды, а хозяйка угощает гостей сладостями. Обычай посиделок, в отличие от «гусиной помощи», встречается довольно часто.
Свадьба
Приходить свататься к девушке, до сих пор должны только самые уважаемые члены семьи со стороны жениха. Прийти может даже сам отец. Обязательным условием свадьбы является выплата калыма — выкупа. Раньше сохранялась традиция договоренности свадьбы: стоило ребенку появиться на свет, а его жизнь уже расписывали на много лет вперед. Договор скрепляется распитием баты — кумысом, который разводят водой или медом. Напиток выпивают из одной чаши.
После выплаты калыма следовал обряд бракосочетания, который проходил в доме семьи невесты.
Раньше свадебное торжество могло занять три дня. В первый день за организацию праздника и угощения бралась семья невесты, во второй бразды правления переходили к семье жениха. Праздник неизменно сопровождали игры, скачки, состязания. Третий день становился заключительным, молодоженам надлежало отправиться в дом жениха под шумные песни. Перед тем как уехать, невеста должна была подарить подарки всем своим родственникам. Обычно это были платки и полотенца, сшитые ею вручную. В обмен она получала деньги, скот, птицу. Всю процессию, включавшую сваху, старшего брата или подругу невесты, также важных гостей, возглавлял отец со стороны жениха. Сейчас сохранилась традиция поклона свекру и свекрови. Поклон совершается сразу после того, как невеста зайдет в дом мужа. Затем она должна подарить им подарки. После этого она идет к источнику и бросает одну серебряную монету. До рождения первенца невесте нужно будет избегать родителей мужа, скрывать лицо и не разговаривать с ними. Похищение невесты, имевшее никогда большую популярность, сейчас стало относительной редкостью.
Язык
Тептяри говорят на казанском диалекте татарского языка, который является наиболее распространенным среди жителей Татарстана и Башкортостана. Среди распространенных говоров присутствует кряшенский. В диалекте насчитывается множество особенностей морфологии и фонетических процессов, которые изучаются тюркологами и лингвистами. Также есть особое наречие, которое называется тептярским. Оно появилось как смешанный диалект, что объясняется контактированием различных диалектов друг с другом и общением разных представителей населения одной области.
Еда
Национальная кухня тептярей совпадает с башкирской и татарской. Самым желанным блюдом всегда оставалась конина, которую подавали вместе с бульоном. Пряности практически отсутствуют, хотя перец («красный» и «черный») время от времени в пищу добавляют, чтобы придать ей пикантности. Распространены зелень и овощи, в том числе петрушка и укроп, помидоры, огурцы, редис. Самой популярной сладостью является мед. Его используют для приготовления знаменитой сладкой закуски — чак-чак. Запивают такое яство чаем, причем иногда мед едят просто так, ведь это лакомство традиционно ассоциируется с богатством.
В пищу употребляют много кисломолочных продуктов, особенно кумыс. Знакомый всем кефир заменяет айран.
У тептярей не встречается различий между первым и вторым блюдами. Бульон может быть настолько густым, что в нем скорее больше мяса и лапши, чем самого бульона. Иногда конину заменяют мясом барана, говядиной или птицей. В любое горячее блюдо добавляются овощи: тыква и капуста.
Вторыми блюдами чаще всего являются пироги. Опять же в пищу могут употреблять всевозможное жареное или тушеное мясо. В него непременно добавляют зелень и овощи, которые служат гарниром. Часто к мясу подают и картофель. Пшеница и рис тоже стали излюбленными видами гарнира. А еще тептяри любят лук, причем добавляют его практически в любое блюдо. Лук редко варят и тушат, предпочитая есть овощ в свежем виде. Бешбармак и манты тоже снискали славу. Все эти блюда довольно сытные, а с учетом употребления кисломолочных продуктов, являющихся основными напитками, кухня тептярей без преувеличения считается одной из самых питательных и богатых калориями.
Пироги тептяри пекут весьма своеобразные. Их начинкой могут служить внутренности животных. Как и другая еда, пироги из слоеного теста являются довольно жирными. Само тесто часто пресное, помимо мясной начинки используют яйцо.
Жизнь
Историки выделяют в эволюции тептярей несколько этапов. Сейчас они находятся в так называемом периоде самосознания. У многих современных тептярей проявляется интерес к истории и культуре. Однако влияние башкир и татар на жизненный уклад сказывается довольно сильно, поэтому в вопросах самоидентификации тептяри все еще не определились, хотя «культурное возрождение» началось еще в середине 80-х годов прошлого века. Башкирская и татарская элита противоречиво относится к попыткам людей найти свою сущность.