1. Главная
  2. Статьи
  3. Тептяри — воинственное сословие башкиров
Наталья
Наталья Кошина
  • Скопировать ссылку

Тептяри — воинственное сословие башкиров

Оглавление
[Скрыть]
Название История Религия Традиции Язык Еда Жизнь

Тептяри сложно отнести к отдельному народу. Скорее их выделяют как сословие или этносословную группу в Башкортостане. Предположительно, формирование ее началось в 17 веке.

Название

Не существует четкого определения этнонима «тептярь». Исследователи принимают во внимание несколько гипотез, устоявшихся на данный момент.

  1. Небольсин предполагает, что слово произошло от слова «бобыль», которое указывает на низкий социальный статус.
  2. Известна версия, по которой термин берет свои корни от слова «дэфтэр». Его можно перевести как список или реестр. Имеется в виду учет по ясаку.
  3. Ряд историков предполагает, что слово произошло от «типтере» — «вытесненный» или «отвергнутый».

История

Основная версия происхождения тептярей утверждает, что формирование их сословия произошло в 17 веке. Вместе с татарами они переселялись на территории Южного Урала. Тогда тептяри считали отдельным народом, позже оказалось, что нет никаких оснований предполагать у них наличие культурных различий с татарами. Так тептяри были определены в качестве сословия. Они включают марийцев, чувашей, удмуртов и собственно татар, которые бежали из Казани на Урал. Значительное влияние на культуру оказывали башкиры. Это касалось даже нравов и традиций. Влияние было настолько велико, что теперь тептярей и башкиров довольно трудно отличить друг от друга. В 18 столетии тептяри вместе с башкирами и другими представителями народов, живущих на Урале, стали считать военным сословием, что было обусловлено соответствующими чертами характера и приверженностью к военному делу. Люди получили возможность избавиться от уплаты ясака, однако им было велено отправляться на военную службу в случае первой необходимости.

Многие из тептярей воевали. Особую роль они сыграли в крестьянской войне, разгоревшийся в 1773 году, выступая за Пугачева.

Во время расселения тептяри селились в уездах Южного Урала. Ассимиляции способствовало вливание в состав татар: представители тептярского сословия охотно выдавали своих дочерей за татар и сами стремились породниться, беря татарских девушек в жены. Так культурные особенности постепенно стали исчезать.

Религия

Тептяри в большинстве своем являются мусульманами. Некоторые до сих пор сохранили языческие верования, однако такое явление характерно скорее для пожилых людей.

Традиции

У тептярей всегда были распространены малые семьи. Многоженство встречалось редко, в основном царила моногамия. Патриархат был абсолютно доминирующим явлением. Мужчина распоряжался имуществом и судьбой своих детей. Буквально в каждом вопросе слово отца становилось решающим фактором. Статус женщины определялся и возрастом. Если она являлась матерью, значит ее слово приравнивалось к слову отца. В ведение ее дел входили хозяйство и забота о семье. Она же имела значительное влияние на невесту своего сына.

Когда девушка выходила замуж, ее обязанностью становился уход за домом, скотом и одеждой. За женой сохранялось право требования развода, если ее не устраивало отношение мужа или его родителей к ней. В случае развода девушка получала приданое и могла забрать свое имущество. Однако муж часто оставлял детей у себя и отдавал только в обмен на выкуп. Повторно девушке выходить замуж было запрещено. Сейчас многие традиции упразднили, зато праздники отмечают так же, как и в прежние времена.

На праздник Каргатуй принято готовить пшенную кашу. Это важный день, посвященный пробуждению природы. Проводится он, как следствие, на открытом воздухе. Все люди собираются, чтобы отведать каши, обращаются к духам предков и богам, прося о дожде. На Каргатуй устраивают много соревнований, танцы, исполнение песен. Это чисто языческий праздник, как и Кякук сяйе, отмечаемый близ реки или рядом с горами. Если Каргатуй считается всеобщим днем, то Кякук — это исключительно женский праздник. В этот день девушки должны отправиться в лес и найти кукушку, обязательно взяв с собой угощение. Загадывая желание, девушка ожидает услышать заветное «ку-ку». Если оно звучит звонко, значит ее желание непременно исполнится. На Кякук устраивают много разных соревнований.

Существует несколько интересных обрядов, которые тептяри переняли у башкиров. Одним из таких является «гусиная помощь». Этот обряд предполагает обход всех соседей с просьбой о помощи. Прибегают к нему накануне праздников. Отказывать в помощи нельзя, также нужно надеть самую красивую одежду.

Помощь называется «гусиной» вовсе не неслучайно, ведь хозяйка в буквальном смысле звала гостей, чтобы они помогли ей приготовить гуся. У всех были свои обязанности: хозяин дома гуся забивал, старшие женщины занимались ощипыванием птицы, молодые мыли ее в проруби. Юноши пели песни и играли музыку на гармошке. Когда начинался процесс приготовления супа из гуся, все гости собирались и играли в разные игры. Обычно это были задачи, требующие спеть, сплясать, сыграть на музыкальном инструменте, пересчитать как можно больше звезд на небе.

Другой обычай — вечерние посиделки. Он хорошо знаком всем, ведь многие любят собраться вместе и пообщаться за чаем, попутно занимаясь шитьем или вязанием. Посиделки сопровождают песни, музыка, легенды, а хозяйка угощает гостей сладостями. Обычай посиделок, в отличие от «гусиной помощи», встречается довольно часто.

Свадьба

Приходить свататься к девушке, до сих пор должны только самые уважаемые члены семьи со стороны жениха. Прийти может даже сам отец. Обязательным условием свадьбы является выплата калыма — выкупа. Раньше сохранялась традиция договоренности свадьбы: стоило ребенку появиться на свет, а его жизнь уже расписывали на много лет вперед. Договор скрепляется распитием баты — кумысом, который разводят водой или медом. Напиток выпивают из одной чаши.

После выплаты калыма следовал обряд бракосочетания, который проходил в доме семьи невесты.

Раньше свадебное торжество могло занять три дня. В первый день за организацию праздника и угощения бралась семья невесты, во второй бразды правления переходили к семье жениха. Праздник неизменно сопровождали игры, скачки, состязания. Третий день становился заключительным, молодоженам надлежало отправиться в дом жениха под шумные песни. Перед тем как уехать, невеста должна была подарить подарки всем своим родственникам. Обычно это были платки и полотенца, сшитые ею вручную. В обмен она получала деньги, скот, птицу. Всю процессию, включавшую сваху, старшего брата или подругу невесты, также важных гостей, возглавлял отец со стороны жениха. Сейчас сохранилась традиция поклона свекру и свекрови. Поклон совершается сразу после того, как невеста зайдет в дом мужа. Затем она должна подарить им подарки. После этого она идет к источнику и бросает одну серебряную монету. До рождения первенца невесте нужно будет избегать родителей мужа, скрывать лицо и не разговаривать с ними. Похищение невесты, имевшее никогда большую популярность, сейчас стало относительной редкостью.

Язык

Тептяри говорят на казанском диалекте татарского языка, который является наиболее распространенным среди жителей Татарстана и Башкортостана. Среди распространенных говоров присутствует кряшенский. В диалекте насчитывается множество особенностей морфологии и фонетических процессов, которые изучаются тюркологами и лингвистами. Также есть особое наречие, которое называется тептярским. Оно появилось как смешанный диалект, что объясняется контактированием различных диалектов друг с другом и общением разных представителей населения одной области.

Еда

Национальная кухня тептярей совпадает с башкирской и татарской. Самым желанным блюдом всегда оставалась конина, которую подавали вместе с бульоном. Пряности практически отсутствуют, хотя перец («красный» и «черный») время от времени в пищу добавляют, чтобы придать ей пикантности. Распространены зелень и овощи, в том числе петрушка и укроп, помидоры, огурцы, редис. Самой популярной сладостью является мед. Его используют для приготовления знаменитой сладкой закуски — чак-чак. Запивают такое яство чаем, причем иногда мед едят просто так, ведь это лакомство традиционно ассоциируется с богатством.

В пищу употребляют много кисломолочных продуктов, особенно кумыс. Знакомый всем кефир заменяет айран.

У тептярей не встречается различий между первым и вторым блюдами. Бульон может быть настолько густым, что в нем скорее больше мяса и лапши, чем самого бульона. Иногда конину заменяют мясом барана, говядиной или птицей. В любое горячее блюдо добавляются овощи: тыква и капуста.

Вторыми блюдами чаще всего являются пироги. Опять же в пищу могут употреблять всевозможное жареное или тушеное мясо. В него непременно добавляют зелень и овощи, которые служат гарниром. Часто к мясу подают и картофель. Пшеница и рис тоже стали излюбленными видами гарнира. А еще тептяри любят лук, причем добавляют его практически в любое блюдо. Лук редко варят и тушат, предпочитая есть овощ в свежем виде. Бешбармак и манты тоже снискали славу. Все эти блюда довольно сытные, а с учетом употребления кисломолочных продуктов, являющихся основными напитками, кухня тептярей без преувеличения считается одной из самых питательных и богатых калориями.

Пироги тептяри пекут весьма своеобразные. Их начинкой могут служить внутренности животных. Как и другая еда, пироги из слоеного теста являются довольно жирными. Само тесто часто пресное, помимо мясной начинки используют яйцо.

Жизнь

Историки выделяют в эволюции тептярей несколько этапов. Сейчас они находятся в так называемом периоде самосознания. У многих современных тептярей проявляется интерес к истории и культуре. Однако влияние башкир и татар на жизненный уклад сказывается довольно сильно, поэтому в вопросах самоидентификации тептяри все еще не определились, хотя «культурное возрождение» началось еще в середине 80-х годов прошлого века. Башкирская и татарская элита противоречиво относится к попыткам людей найти свою сущность.

Читайте также:
  • Медицина и здравоохранение Доминиканской Республики
  • Гора Куцай
  • Медицинская страховка в путешествии
  • ТОП пять отелей в Египте с красивым и хорошим коралловым рифом
  • Кемер центр на берегу моря с бассейном
Поделиться
Комментировать
Есть что добавить?
Нажмите «Enter», чтобы прокомментировать
Комментарии1
  • Скопировать ссылку
Альзана Наз
Альзана Наз
245 дн.
Я типтярка с Учалинского района Башкортостана. Тип -библию (книгу) , таря - толкает, отталкивает. Типтяри - это те кто отказался принять Христианство и бежали на Южный Урал. Так бабушка (мархум) моя рассказывала.
Ответить
Опрос
Пользуетесь ли вы привилегиями Private Banking?
Да, ещё какНет, и не планируюЕщё нет, но близок/близка к этому
Проголосовало 196245 чел.
Смотреть все опросы
Я молодец,
я нашел ошибку!
  • Контакты
  • Правообладателям
  • О компании
  • Доставка
  • Служба поддержки
  • Реклама на сайте
  • Карта сайта
  • Правила проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Журнал
  • Фото дня
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
qr код

Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать

8 800 707 37 17 +7 495 004 43 50

© 2009-2025 TravelAsk. При цитировании материалов travelask.ru ссылка на сайт обязательна. Используя данный веб-сайт, Вы соглашаетесь с тем, что мы сохраняем и используем cookies на Вашем устройстве. Политика cookies.

Сообщить об ошибке
статьи
Сервисы
Поиск
Войти
Вдохновляйся
  • Журнал
  • Фото дня
Планируй
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
Бронируй
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Экономь
  • Букинг кэшбэк
  • Банковская карта
Задать вопрос
Оставить отзыв
Добавить фото
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Ещё