Предки сойотов с древних времен жили в предгорьях Восточных Саян, занимаясь охотой, оленеводством и разведением «снежных верблюдов», которые известны как яки. Взаимодействие с тюрками и бурятами, а позже политика искоренения малых народов советского периода привели в итоге к утрате сойотского языка и многих элементов традиционной культуры. Однако память до сих пор хранит предания о великих покровителях народа и священных гор.

Название
Самоназвание сойоты связано с местом исторического обитания народа и его далеких предков — предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» значит «острый клык». Другая версия происхождения названия ведет к имени одного из старейших родов народа — сойот. Известны названия других родов: иркит, онхот и хаасуут, по имени которых народность называла часть соседских наций. Другие варианты произношения этнонима:
- соёд
- саяты
- сойыт
Где живут, численность

Сойоты занимали обширные территории: с юга от озера Хубсугул, на восток до берегов Селенги. Ассимиляция с бурятами и денационализация малых народов в период советской власти привели к сокращению границ расселения и уменьшению национального самосознания.
С XX столетия сойоты компактно проживают в Республике Бурятия, на территории Окинского района, с центром в селе Орлик. Территория, приравненная к районам Крайнего Севера, расположена в Восточных Саянах и окружена горным кольцом.
Перепись 2010 года показала наличие 3608 сойтов на территории России, 3579 человек из них живут в Бурятии. Представители сойотских родов представлены в Забайкальском крае — 8 человек, Иркутской области — 11 человек.
Язык
Древний сойотский язык принадлежал к уральской семье, самодийской группе: сейчас он относится к числу вымерших. Это произошло в результате двух волн миграции соседних народов, оказавших значительное влияние на язык. Первым этапом стала тюркизация, по разным данным, произошедшая в конце первого тысячелетия до нашей эры или в V-VII столетиях. Пришедшие из Центральной Азии тюрки не задержались в регионе надолго, переместившись западнее, на территории Алтая и Тувы.
Сильнейшее влияние, оказавшееся фатальным для национального языка, оказали буряты. С XVII века пришедшие из северо-западной Монголии группы хонгодоров, бежавшие из-за междоусобицы, начали процесс ассимиляции сойотов. В середине XVIII столетия влияние еще более усилилось из-за формирования русско-китайской границы: вдоль Оки ее защищали буряты из Иркутска и Тунки.
Это привело к полному исчезновению сойотского языка, вытесненному бурятским, а позднее и русским. Ученые-лингвисты в начале XXI века предприняли попытки создания алфавита древнего сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари. В начальных школах Окинского района ведется преподавание родного языка.
История

Сойоты — коренное автохтонное население региона. Археологические исследования зафиксировали появление первых людей в Восточных Саянах в эпоху неолита — это были древние протоэвенкийские племена, в начале эпохи бронзы смешавшиеся с протосамодийскими этносами. Они первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства, сохранявшей ведущую роль в жизни сойтов до прихода советской власти.
Скотоводство в Саяны проникло в первом тысячелетии до нашей эры вместе с кочевыми азиатскими племенами. Значение промысла еще более усилилось с активным заселением региона бурятами, которые мирно сосуществовали с сойтами на протяжении всей истории взаимодействия.
Первые упоминания сойотов как народа относятся к XVII столетию и связаны с приходом русских казачьих караулов. После Октябрьской революции создана бурятская АССР, в составе Тункинского аймака выделен Сойотский хошун. В 30-40-е гг. образование было расформировано, а лидеры сойотов репрессированы.
Политика советов предполагала денационализацию малых народов во имя формирования единой советской нации. Введены колхозы, ликвидировано традиционное занятие народа — оленеводство, как неприоритетная форма хозяйствования. Сойтов стали записывать как бурят, право на национальную идентификацию вернулось лишь во время переписи 2002 года. Народ получил статус малого коренного населения Саян, создан культурный национальный центр.
Внешность

Сойоты глобально относятся к большой монголоидной расе, представляя байкальский антропологический тип центрально-азиатской расы. К характерным особенностям внешности относят:
- рост — низкий или ниже среднего;
- телосложение — коренастое;
- смешанный цвет глаз;
- распространен эпикантус;
- темные волосы;
- светлые оттенки кожи;
- тонкие губы;
- слабый рост растительности на лице и теле;
- слабо выступающий нос;
- выделяющиеся скулы.
Одежда

Традиционный сойотский костюм утрачен. Известно, что верхней одеждой служила скроенная прямо шуба из оленьей кожи, степень выделки которой зависела от сезона. Зажиточные сойтоы украшали ее по полу и подолу оленьим мехом контрастных оттенков, пушниной. С приходом бурят сойоты переняли их традиционный костюм, шившийся из покупных тканей.
Интересна описанная в одном из казацких свидетельств традиция «брить головы кобылам и женщинам». Объяснением этому служило мнение, что с древних времен гривы носят лишь жеребцы, поэтому длинные волосы позволено носить только мужчинам. Распущенными они волосы не оставляли: заплетали в косу.
Семейный уклад
В жизни сойотов господствовал патриархальный уклад, женщина занимала зависимое положение, не имела прав. Мужчина занимался охотой, оленеводством, на плечи женщины ложился полный комплекс хозяйственно-бытовых дел. Дочери и жены готовили пищу, выделывали кожи, плели веревки, ухаживали за домашним скотом.
Запрещались браки внутри рода, преобладала моногамия, хотя добрачные и внебрачные связи были в норме. Зависимое положение женщин не давало права голоса при выборе партнера. Свадьба осуществлялась сговором, лучшим временем считалось полнолуние — Саган-Сара.

Свадебный обряд начинался с приезда сватов Эгэ-Тутхаху к родным невесты для заключения предварительного сговора. Если настрой был положительным, следующий визит проходил совместно с женихом. В семье девушки резали барана, устраивали пир, обсуждали размер калыма. После его выплаты шаман проводил свадебный обряд с использованием крови и огня.
Молодая жена переезжала в юрту к мужу, принималась за обустройство быта. Ей запрещалось поворачиваться к гостям и супругу спиной, стоять спиной к огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. В общественной жизни сойотки участия не принимали, на общественных собраниях права голоса не имели.
Жилище
Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье сойтов, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами с внешней и внутренней стороны. С приходом в регион бурят распространение приобрела монгольская юрта, состоящая из четырех, пяти, шести стен, покрытых шкурами.
В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг, над которым на опорах вешали чайники, котлы. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи женщин и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры, пушнина. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши.

Жизнь
Традиционное занятие сойотов — отгонное оленеводство, базировавшееся на постоянных перекочевках: 4-10 раз в течение года. Олени круглый год были на подножном корме, которым служил мох-ягель. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, рога молодых оленей использовали для приготовления лекарственных снадобий.
Небогатые сойоты использовали оленей в качестве транспорта для освоения новых промысловых охотничьих угодий: этот тип оленеводства получил название саянский. В распоряжении достаточно иметь трех оленей: двух самцов и одну самку, дававшую приплод в начале лета, ежедневно снабжавшую молоком. Как только стадо оленей превышало нужное для мобильного передвижения число, их продавали, убивали.

Охота — древнейшее занятие сойтов. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости: оружие, муку, ткани, предметы обихода. С охотой связано множество запретов и правил, базирующихся на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали.
Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами. Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон, не использовали железные капканы, делали перерывы в освоении охотничьих угодий.
Религия
Древняя религия сойтов представляет комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом, высшими небесными божествами. Традиционный молельный обряд — «Ахын 13 хаданууд», посвященный вершинам тринадцати саянских гор.
На одном из склонов горы шаман разводил священный костер, окуривая окрестности ветками можжевельника, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы — белого цвета, охотники — красного.

Сохранился священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что в перевод означает «перевал Ворота». Он представляет собой массивную каменную плиту, в центре которой образован природный провал. Согласно легенде, его мощной стрелой прорубил во время охоты за лисицей эпический герой Гэсэр-хан. Здесь совершали моления, «кормили» духов молоком, мясом. Взамен просили благосклонности в делах, брали камни, становившиеся талисманами. Сегодня сойоты исповедуют буддизм, распространившийся в регионе с приходом бурят.
Еда
Основу рациона сойотов составляла мясная и молочная пища. Туши использовали полностью: готовили кровяные колбасы, субпродукты, изысканным лакомством считались губы и язык оленя. Свежее мясо варили, реже жарили, для сохранения коптили, солили, вялили. Высушенное мясо впоследствии отваривали, охотники использовали растолченные в порошок мясные заготовки: их было легко хранить и готовить. Из молока оленей и яков производили мягкие сыры, из муки пекли пресные лепешки.