Сибирское ханство — это государство с элементами патриархально-клановых отношений, образованное после распада Золотой Орды в конце XV века. Возникло в Западной Сибири. Русский лингвист Макс Фасмер, ссылаясь на труды этнографа Серафима Патканова, полагает, что топоним «Сибирь» произошел от названия столицы ханства, существовавшего в Прииртышье ранее. По версии Макса Фасмера «Сибирь» произошло от монгольского слова Sibir, что значит «сырая местность». Ханство просуществовало чуть более века — крах произошел в 1598 г. после победы русского войска над ханом Кучумом с последующим присоединением Сибирского ханства к России. За время своего недолгого существования оно успело пережить взлёт и падение, междоусобные войны, исламизацию местных жителей и др.
Сибирское ханство находилось на территории Западной Сибири
Географическое положение Сибирского ханства
На западе ханство подпирали Уральские горы, а по восточной стороне тянулись владения «Пегой Орды» — союза племен селькупов и кетов, бывших с Сибирским ханством на короткой ноге. На севере ханство подступало к дельте реки Обь, а на юге граничило с Ногайской Ордой и Казахским ханством, благодаря этой особенности, оно всегда было в тесной связи с Казахстаном. Также в земли Сибирского ханства входили обширные бассейны Иртыша и Оби.
Состав населения Сибирского ханства и уклад жизни
Имея значительные и просторные площади, Сибирское ханство заселено было мало — в XV веке здесь проживало около 31 тыс. человек. Основными народами Сибирского ханства были башкиры, найманы, аргыны, канглы, ханты, карлуки, манси, западные пермяки, сибирские татары и др. Взаимоотношения между этими этническими группами были дружескими. Изначально главным городом Сибирского царства был Чинги-Тура (ныне Тюмень), немного позднее — Искер (он же Сибирь и Кашлык).
Социально-экономическое развитие Сибирского ханства было на хорошем уровне. Центрами были Тонтур, Кызыл-Тура, Явлу-Тура, Аттики-Мурзы и Княжев городок, которые выполняли ещё и охранную функцию. Крупных городов не было, но по всей земле были «разбросаны» небольшие улусы, которые представляли собой укрепленные остроги. Во главе улусов были беки или мурзы, являющиеся их полновластными хозяевами. Хан в дела своей знати не вмешивался. Бек или мурза, как правило, владел обширными собственными угодьями, большими поголовьями крупного и мелкого рогатого скота, табунами лошадей и рабами, которые обслуживали их «поместья». «Черные» люди, составлявшие низший социальный слой, платили владельцу улуса дань и несли военную службу в его отряде.
«Черные» люди платили дань
Сибирское ханство представляло собой объединение улусов, практически не зависимых друг от друга и не сильно связанных с Кашлыком — ставкой хана. Однако все улусы платили хану дань: «черные» улусные люди собирали ясак — куниц, бобров, лисиц, соболей и пр., а беки и мурзы переправляли его хану.
Управлением Сибирского ханства занимался хан, которого во всем поддерживал карача — визирь, а также советники и ясаулы, смотрящие за соблюдением законов в ханстве. Хан выдвигался на трон своей знатью и проживал в деревянном дворце в свой столице — Искере. Государственное устройство Сибирского ханства носило полувоенный характер.
Чем занималось коренное население и как одевалось
Коренным жителям был свойственен полукочевой и оседлый образ жизни. Население Сибирского ханства занималось скотоводством, земледелием, работой по дереву, рыбалкой, охотой. В некоторых районах ханства основным занятием было ещё и бортничество. Разводили в большей степени лошадей и овец. Для обработки земли использовался деревянный плуг с металлическим лемехом, а выращивали ячмень, полбу, овёс и рожь. Оседлые поселения развивали гончарное дело и ткачество — ткали из льна и конопли. С началом добычи ценных горных пород усовершенствовали ковку и обработку металлов. Из ремёсел было также развито вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление деревянной посуды, лодок, саней, лыж. Однако из-за постоянных междоусобных войн, основным занятием местных людей, приносящим доход, было военное дело.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Основным «оружием», которое помогало сибирским татарам выиграть любую битву, была разведка, поэтому они довели её до совершенства — в те далёкие времена никто в этом деле превзойти их так и не смог.
Воины Сибирского ханства были лучшими в разведке
Сибирское ханство вело активную торговлю с соседними ханствами и Средней Азией — в Кашлык часто приходили караваны из Бухары, Хивы и прочих азиатских районов. Население Сибирского ханства продавало предметы местного изготовления и пушнину, а закупало то, чего не хватало самим: оружие, специи, фрукты, лекарства, сахар и т. п.
Мужская одежда «черных» людей Сибирского ханства состояла из длинной рубашки и штанов-портов летом, а также тулупа из овчины зимой. Женская одежда состояла из длинной рубахи на тело и платка на голову. Поверх рубашки надевали юбку, состоящую из 2–3 полотен, собранных на поясе.
Значимые города Сибирского ханства
Чинги-Тура — изначально была столицей Тюменского улуса Золотой Орды, а впоследствии — главным городом ханства. Сейчас это место именуется «Царёвым городищем» и расположено в центральной части Тюмени. Чинги-Тура была важным перевалочным пунктом из Средней Азии в Сибирь и дальше — за Урал, являлась центром местных путей сообщения, по которым с периферии везли ясак — дань, а в противоположном направлении двигались вооруженные отряды и разные должностные лица. С середины XVI века на картах мира начинает обозначаться как Тюмень.
Чинги-Тура, по изображениям в летописях, представляла собой город, расположенный на мысу при слиянии двух рек, Туры и Тюменки, в окружении трех линий оборонительных ограждений. Улицы «строились» юртами, которые ставились близко друг к другу. Самые большие шатры принадлежали хану, но так как большую часть времени он был в военных походах, то в шатрах жили его многочисленные жены и дети.
В исторических документах приводятся слишком скудные сведения о времени и обстоятельствах возникновения Чинги-Туры. Первое документальное упоминание о городе встречается в 1375 году, после обозначения его на карте Каталонского атласа. Однако историки до сих пор расходятся во мнениях о том, когда появился город. Часть считает, что сначала он был главным местом улуса Тайбуги, другие — что Чинги-Тура была создана при Джучи, внуке Чингисхана. Улус относился к той части Золотой Орды, которая управлялась родом Шибанидов. Десять лет, с 1396 г. по 1406 г., тюменским правителем был Тохтамыш, который спасаясь от Тамерлана, обосновался в этих краях. К концу XV века власть над Чинги-Турой перешла от Тюменского ханства к Сибирскому.
Существует мнение, что Чинги-Тура была разорена Ермаком, однако доказать это нельзя, так как раскопки не проводились. В XX веке на месте городища был воздвигнут спортивный комплекс «Геолог», и почти весь культурный слой во время застройки был уничтожен.
Искер — столица Сибирского ханства с конца XV века. Сейчас бывший город — памятник археологии «Кучумово городище» в Тобольском районе. В 1495 г. мурза Махмет Тайбуга разгромил Тюменское ханство и убил хана Ибака. Махмет сделал столицей своих владений Искер — этот случай принято считать датой основания Сибирского ханства, а Чинги-Тура стала понемногу терять своё прежнее влияние. Скорее всего именно с этого временного отрезка началось двоевластие: Махмет правил из Искера, а шибаниды, являвшиеся наследниками хана Ибака, считали своей столицей Чинги-Туру. В середине XVI столетия шибаниды отвоевали себе ханство обратно, но столицу в Чинги-Туру не вернули, оставили Искер.
Город возник на правом берегу реки Иртыш, в 17 км от Тобольска. Другие наименования Искера — Кашлык, Сибирь. «Искер» переводится как древняя земля. Город образовался ещё до монгольского нашествия и к началу XIII века был хорошо обжит.
Из исторических писаний известно, что Искер был передан Чингисханом в 1224 году своему старшему сыну Джучи. Этнограф Ш. Марджани считал, что именно в этом городе в XIII веке была ставка основателя рода Шибанидов Шибана — внука Чингисхана и пятого сына Джучи. Впервые о городе упоминается в 1367 году на карте венецианских картографов под обозначением Sebur. Через 8 лет он появляется в Каталонском атласе, созданном Авраамом и Иегудой Крескесами по заказу арагонского правителя.
Как бы Искер ни был богат и силен ранее — в XX веке это была уже куча битого кирпича, покрытая мхом.
Правители Сибирского ханства
Первым правителем Сибирского ханства стал Махмет Тайбуга — мурза из рода Тайбуги. Чтобы получить трон, Махмет убил прежнего правителя и с 1495 г. стал единолично управлять обширными территориями. В конце XV века мурза был единственным человеком, который смог свергнуть власть Шибанидов. Тайбугиды удерживали ханство в своих руках более 65 лет. Когда, где, почему и в каком возрасте умер Махмет, неизвестно.
Правление потомков Махмета закончилось в 1563 г., когда Кучум убил правящих ханов, а сам сел на трон, тем самым вернув к власти династию Шибанидов.
Едигер был правителем ханства на протяжении 11 лет, начиная с 1552 г. Он делил власть со своим братом Бекбулатом. К началу правления Едигера произошли важные события, которые впоследствии привели к закату династии Тайбугидов.
В 1552 г. русские захватили Казань и двинулись в сторону Урала. Вскоре сдалась Астрахань. В это же время хан Кучум ввел своё войско на территорию Сибирского ханства с целью вернуть его обратно. Едигеру в борьбе с Кучумом нужна была помощь со стороны, и вариант был только один — обратиться к русскому царю. Едигер пошел на соглашение с Москвой, признал зависимость от русского царя и обязался ежегодно платить дань соболиными и беличьими шкурками. Взаимоотношения Сибирского ханства и Руси были установлены.
Едигер думал, что попав под защиту русских, сможет избавиться от Кучума. Однако ханство находилось слишком далеко от Москвы, а Ивана IV интересовала исключительно дань. К тому же, связанный Ливонской войной, Иван Грозный не имел лишних сил, чтобы послать их в Искер. Кучум сверг Едигера с Бекбулатом и встал во главе ханства: братьям сломали позвоночники и бросили на растерзание волкам. Правление династии Тайбугидов в Сибири закончилось.
Кучум относился к роду Шибанидов и был потомком монгольского полководца Чингисхана. Кучум был родственником правящей династии Бухарского царства, поэтому, чувствуя моральную и материальную поддержку его правителя Абдуллы-хана II, вел долгую войну с Едигером. Он смог победить противника в 1563 г. и, став правителем ханства, подчинил себе все его народы, обязав платить ясак.
Смена правящей власти в Сибирском ханстве сопровождалась смутой, поэтому Кучуму понадобилось 7 лет для усмирения непокорных князей. Укрепив свою власть, Кучум стал обращать в ислам местных жителей. Тех, кто не соглашался принять другую веру, обращали в неё насильно, а если человек сильно сопротивлялся — казнили.
Неоднократные вторжения Кучума на территорию Русского государства привели к потери им власти: в октябре 1582 г. на Чувашевом мысе произошла битва войск атамана Ермака и Кучума, в которой хан потерпел поражение.
В битве на Чувашевом мысу Ермак победил Кучума
Поражение Кучума можно объяснить тем, что войско Сибирского ханства было плохо одето и вооружено, а также использовало устаревшую тактику ведения боя. Ещё одной немаловажной причиной можно считать желание местных князей перейти на сторону московского царя, а не выслуживаться перед «пришлым» ханом.
В противоположность воинам Кучума, войско Ермака состояло из опытных в военном деле казаков, которые к тому же были хорошо вооружены. Хану Кучуму удалось бежать, и на протяжении последующих трёх лет он постоянно следил за ненавистным ему атаманом. Наконец, в августе 1585 г., Кучум дождался момента и разбил войско Ермака, застав его врасплох.
В последующие годы Кучум неоднократно совершал набеги на Сибирское ханство в надежде вернуть его под своё крыло, но всегда безуспешно. Москва несколько раз предлагала ему покориться, но мятежный хан всегда отвечал отказом. Умер Кучум насильственной смертью. Однако ученые не знают, кто точно его убил, где похоронен хан. По одной из версий Кучум пал от рук каракалпаков или калмыков. У хана было 11 жён, 17 сыновей и 9 дочерей.
Религия Сибирского ханства
Основной религией Сибирского ханства был ислам, проникший из Средней Азии, но местами ещё долго сохранялось язычество. Обращение местных жителей в ислам проходило тяжело и болезненно.
Будучи правоверным мусульманином, шибанид Кучум сделал всё от него зависящее, чтобы распространить ислам по территории ханства. Кучума не устраивала слабая религиозность его сибирских подданных — ограничение исповедующих ислам лишь местной знатью не удовлетворяло фанатичное рвение глубоко религиозного хана.
В результате Кучум начал проводить политику по внедрению ислама во все слои населения, и для этой цели он не жалел ни денег, ни времени, ни сил. Многих жителей ханства, не желавших делать обрезание, принуждали к этому силой, а тех, кто продолжал сопротивляться новой вере, — казнили.
Кучум насильно обращал в ислам коренных жителей
В итоге в ханстве вспыхнули вооруженные восстания, и не в силах справиться с ними самостоятельно Кучум попросил помощи у своего отца, который прислал ему войско. Также правитель Бухары Абдулла-хан II неоднократно отправлял в Сибирское ханство своих лучших шейхов и сеидов. Несмотря на все старания Кучума, полностью искоренить язычество он не смог.
Но его усилия не прошли даром — введение и распространение ислама в ханстве способствовало консолидации коренного населения, и в конечном итоге из разрозненных селений образовалось единое государство. Проводимая Кучумом исламизация была приостановлена приходом Ермака.
Закат ханства
После того, как Ермак взял верх над армией Сибирского ханства, он занял столицу и около трёх лет покорял близлежащие селения. Кучум атаковал отряд Ермака во время ночевки в устье реки Вагай. В живых осталось лишь несколько дружинников. К сожалению, Ермак выжить не смог. Однако Кучуму это не помогло вернуть свои бывшие владения — русские уже стали потихоньку заселять ханство и строить свои остроги: Тюмень, Салехард, Тобольск, Березов, Тару и др. Поначалу беки пытались сопротивляться русским, но после того, как в 1588 г. Данила Чулков заманил к себе в гости, взял в плен, а после отправил в Москву трёх мятежных князей, господство русских в Сибирском ханстве снова утвердилось — испуганные татарские ханы, оставив Искер, ушли в степи. Кучум тоже последовал их примеру, но периодически организовывал нападения на русские отряды.
Кучум проиграл боярину Андрею Воейкову битву на реке Обь, ушел навсегда на восток и через несколько лет погиб, а Сибирское ханство в 1598 г. полностью попало под власть Русского государства.
Ермак и Данила Чулков
Ермак был атаманом казачьего войска и покорителем Сибири. Где он родился, вырос, кто были его родители, доподлинно не известно. Также ученые не смогли выяснить его настоящую фамилию. По признанию современников, он был очень умным, мужественным, честным, осторожным и благородным.
Ермак воевал в Ливонской войне, командуя казацкой сотней, храбро сражался в битве под Шкловом, в снятии осады Пскова и в битве под Лялицами. В 1582 г. купцы Строгановы, устав от Кучума и его разорительных налётов на свои земли, просят атамана избавить их от него. Против хана Кучума выступает хорошо обученное войско Ермака приблизительно из 450–550 воинов. Помимо оружия, на всякий случай, они берут вдоволь продовольствия и одежды.
Ермак пришел в Сибирское ханство в 1582 г
Кучум шел с полчищем, в несколько раз превосходящим по численности силы Ермака, но его солдаты были плохо одеты и ещё хуже вооружены. В бою на Чувашевом мысу Ермак разнёс Кучума и занял Кашлык.
После взятия столицы Сибирского ханства, Ермак послал Ивану IV Грозному донесение с описанием произошедших событий. Царь обрадовался и помимо ратников, направил в подарок Ермаку 2 кольчуги, одна из которых ранее была собственностью Петра Шуйского. Подарок произвёл на атамана сильное впечатление, поэтому он носил доспехи день и ночь.
В августе 1585 г. во время ночного отдыха на реке Вагай на атамана и его воинов напал хан Кучум. Раненый Ермак пытался доплыть до ближайших стругов, но, обременённый доспехами, утонул. Остатки дружины атамана вернулись в Москву.
Ермак без сомнения остаётся одной из значимых фигур в русской истории.
Основателем Тобольска и первым его воеводой был Данила Чулков, происходящий из рода рязанских бояр. Данила участвовал в завоевании Астрахани и в разгроме 200 крымцев под Азовом. В 1586 г. он был отправлен в Сибирское ханство в составе военного отряда, который позже дал начало городу Тюмень. Из Тюмени Данила пошел дальше и в месте, где река Тобол впадает в Иртыш, заложил острог Тобольск.
В последующем он смог утвердить пошатнувшееся после смерти Ермака господство русских на территории Сибирского ханства в XVI веке. Благодаря Чулкову на землях ханства были прекращены серьёзные смуты, и они отошли под крыло Русского государства.
Как сложилась судьба Данилы Чулкова после 1589 г., как он умер и где похоронен, до сих пор неизвестно.
Для того, чтобы узнать дополнительные любопытные факты о том значимом для истории Сибири времени и людях, которые изменили её судьбу, предлагаем посмотреть познавательное видео.
Культура и достопримечательности Сибирского ханства
Достоверных сведений о развитии строительного дела в ханстве почти нет — не подлежит сомнению только то, что там строились небольшие деревянные крепости, поэтому памятники архитектуры Сибирского ханства до нашего времени не сохранились. Никаких достижений в культуре Сибирского царства не наблюдалось.
Из значимых и знаменитых мест ханства, можно выделить только Царёво городище, Кучумово городище и Чувашский мыс.
Район «Царёво городище» в городе Тюмени находится неподалеку от стадиона «Геолог». С западной стороны протекает река Тюменка, которая минуя Никольский мост, впадает в Туру. Местность застроена, и о том, что 500 лет назад здесь стояла Чинги-Тура, напоминает только холм. Крупные раскопки здесь никогда не проводились.
В настоящее время «Кучумово городище» представляет из себя поросшую травой и деревьями территорию 20–23 кв. м., которую медленно съедает подмываемый рекой берег. Вещи, найденные в Кашлыке археологами, хранятся в Тобольском музее-заповеднике.
Место битвы Ермака и Кучума, Чувашский мыс, сейчас включено в межрегиональный туристический проект «По следам Ермака» и является региональным памятником природы Тюменской области.
К сожалению, литературы о Сибирском ханстве почти нет, так как собственные источники не сохранились, а косвенных — мало, и в основном они дают информацию с момента завоевания ханства Россией.