Сартулы представляют собой монгольский субэтнос. Немногочисленные представители этого народа имеют общие корни с халха-монголами. Культура и традиции этих народов очень схожи.
Где живут
Сартулы проживают в Джидинском, Кяхтинском, Селенгинском районах Бурятии. Также некоторое их количество находится на территории Монголии.
Язык
Часть народа, проживающая в Бурятии, разговаривает на бурятском языке. Подавляющее количество этой этногруппы знает и русский. Остальные говорят на монгольском.
Название
По одной из версий происхождения, этноним сартул (также сартагул) был составлен от слов «сарт», что означает «бухарец», то есть, житель Бухары, и «гур» — государство. Монголы же называли так всех представителей среднеазиатских народов, исповедующих ислам.
История
Есть версия, что сартулы являются потомками внука великого монгольского хана Хубилая. Часть их осела на территории Монголии. В поддержку этой версии говорит тот факт, что первые президенты этой страны были сартульского рода. Конец 17 века являлся периодом междоусобных войн и нашествия китайских императоров, поэтому сартулы были вынуждены уйти на бурятские земли. Теперь они проживают на территории обоих государств.
Религия
Изначально среди сартулов распространялся шаманизм. Наряду с ним существовала вера в духов, божественное управление людьми. Формой древней религии было поклонение силам природы: огню, воде, а также небесам, солнцу и животным. Люди одушевляли природу, приписывали ей божественные черты. С помощью шаманов осуществлялась связь человека с божеством. Существовало множество различных обрядов, которые пронизывали всю жизнь сартулов. Шаманов представляли как мужчины, так и женщины. Их способности считались даром, который передавался по наследству. Люди чувствовали себя бессильными в борьбе с природными явлениями, поэтому они нуждались в поддержке человека, который мог бы договариваться с духами природы.
Высшим божеством считалось Вечное синее небо. Оно являло собой мужское начало, производящее жизнь. Также владычествовало женское божество — Земля, она придавала форму материальным вещам. Другие божества (тенгрии) делились на светлых и темных, их существовало огромное количество. Определенная группа тенгриев управляла своей областью. Одни покровительствовали небу, другие — грому, третьи — светилам, четвертые — огню и так далее. Они постоянно враждовали между собой. Жизнь тенгриев особо не отличалась от людской. Они так же занимались обычными делами, женились, заводили детей, устраивали войны. Божества имели иерархию, на нижней ступени которой стояли темные сущности, которые вредили людям.
С развитием земледелия стали появляться новые тенгрии — покровители урожая, сенокоса, которых ранее не было. Сартулы стали осуществлять жертвоприношения до и после земледельческих работ, а также перед постройкой дома, поездкой в город. В некоторых селах шаманские обряды сохраняются до сих пор.
Некоторая часть сартулов придерживается буддийских верований. Буддизм стал распространяться среди бурятских народов с 17 века. Появились духовные учителя — ламы, которые поддерживались российским правительством. На территории Бурятии стали строить ламаистские храмы. Стала развиваться буддийская иконопись, скульптура. Приняли новый календарь, возникло несколько школ различных направлений буддизма. В настоящий момент часть сартулов исповедует шаманизм, остальные поддерживают буддийские вероисповедания.
Жизнь
У сартулов существовали патриархально-родовые отношения. Они жили большими общинами, у них имелся обычай взаимопомощи, совместных общественных работ. Также бытовала традиция делиться едой с соседями, родственниками. Когда резали животное, часть мяса отдавали окружающим. Сартулы вели кочевой образ жизни, как и остальные монголы. В связи с этим скотоводство было важнейшей хозяйственной отраслью. Земледелие развилось гораздо меньше и имело подсобный характер. Особое внимание уделялось разведению верблюдов, которые представляли основную тягловую силу. Эти животные ценились за хорошую выносливость. Верблюд может обходиться без пищи и воды долгое время, перевозя тяжелые тюки с вещами. Также они обеспечивали сартулов молочными продуктами, шерстью, шкурами для изготовления одежды, покрытия юрт. Помимо верблюдов разводили лошадей, коз, овец.
Семьи были преимущественно моногамными, хотя формально многоженство допускалось. Положение женщины в семье не являлось столь приниженным, как у некоторых мусульманских народов, однако существовало множество разных запретов. Жене запрещалось называть по имени старших родственников мужа, брать оружие мужчины, сидеть, когда те стояли, находиться вблизи них с непокрытой головой. Во время родов женщин переселяли в отдельное помещение, считая их нечистыми. Главным достоинством жены считалась способность рожать детей. Отсутствие такой способности представлялось божьей карой. Желание продолжать род породило обычай усыновления чужих детей, особенно мальчиков. Детей никогда строго не наказывали, не ограничивали в поступках. Поэтому среди сартулов так много талантливых людей с высокими умственными способностями.
Среди этого народа хорошо развито декоративно-прикладное искусство, они издавна умели плавить металл, создавать скульптуры. Кузнецы ценились очень высоко, их уважали так же, как шаманов. В зависимости от типа работы их делили на черных и белых (златокузнецы). Первые работали с железом, выплавляли инструменты, оружие, сбруи, снаряжение. Вторые занимались ювелирным делом. Украшения выполняли декоративную и магическую функции. Изделия часто изготавливались в форме оберегов, которые защищали человека от опасностей, злых духов. Их носили на всех частях тела. Сартульские женщины надевали много украшений, которые являлись частью костюма. Вес полного комплекта свадебных украшений составлял около 5 кг. В качестве материалов использовались не только золото и серебро, но и природные камни:
- янтарь;
- малахит;
- бирюза;
- кораллы;
- лазурит.
Девушки носили украшения на голове, плечах, руках, груди, поясе, ногах, вплетали их в косы. Камни имели мистические свойства, с их помощью лечили болезни, они придавали владельцу силу, наделяли удачей.
Традиции
Свадебный обряд сартулов состоял из множества ритуалов. В жены старались брать девушек из соседних родов. При этом договаривались о будущей свадьбе родители детей, когда те были еще маленькими. После ритуального обмена поясами девочку уже не могли выдать замуж за другого жениха. Существовали ранние браки, когда обоим молодоженам было по 14-15 лет. За невесту уплачивали значительный выкуп: до 100 лошадей плюс к этому несколько десятков баранов, быков, верблюдов. Девушка имела свое приданое, которое оставалось ее собственностью. Муж не имел права распоряжаться им. Свадьба состояла из таких этапов:
- сговор между родителями;
- сватовство;
- девичник;
- уплата калыма;
- поиски невесты;
- свадебный кортеж;
- заключение брака;
- освящение нового жилья.
Родственники обменивались подарками. Также их получали молодожены. Новая семья проходила обряд освящения, который совершали шаманы. При этом делалось подношение духам.
Важнейшей традицией у сартулов был закон гостеприимства. Появление гостя было очень важным событием, если об этом было известно заранее, то к нему тщательно готовились. В гости приезжали с подарками, в нарядной одежде. Хозяева устраивали пышный прием. Гостей рассаживали по старшинству. Традиционно резали барана, старшему гостю подавали голову — это считалось самым почетным блюдом. Других угощали лопаткой, мясом на ребрах. Деликатесом считалась кровяная колбаса. Были распространены чайные церемонии. Чай являлся показателем богатства. Его дарили в знак уважения. У лам существовала молитва, связанная с чаем.
Сартулы жили по лунному календарю, который был связан с хозяйственными циклами. Год делили на 2 периода: холодный и теплый. Разделение на 2 части обуславливается спецификой ведения скотоводства. Когда наступает теплый период, скот выгоняют на пастбища, с приходом холодов животных пригоняют обратно. Лунный месяц состоит из 3-х фаз:
- Новолуние.
- Полнолуние.
- Старый месяц.
Каждый месяц обозначался своим названием. Имел место 12-летний календарный цикл, обозначавшийся 12 животными. Он назывался малым колесом времени. Период из 5 повторений считался большим временным колесом и включал 60 лет. Новый год сартулы отмечали осенью. Он совпадал с окончанием сельскохозяйственных работ и выпадал на день осеннего равноденствия. Это период жертвоприношений духам земли, родовым покровителям. На зиму запасались продуктами, делали мясные и молочные заготовки.
Национальным праздником сартулов является Сурхарбаан, что в переводе означает «три игрища мужей». Его отмечают летом, по завершении посевных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе по мишеням, устраиваются скачки, состязания в силе, ловкости. Победители получают крупные призы. Раньше это были целые стада животных.
В соревнованиях имеют право участвовать все представители мужского рода. Они надевают национальные костюмы, украшают лошадей. На празднике исполняют песни, танцуют, выставляют угощения. Молодые люди гуляют, знакомятся друг с другом. Особое значение имеет круговой обрядовый танец, выполняемый по ходу движения солнца. В Средние века на празднике отбирали лучших воинов для свиты Чингисхана. Самых метких, сильных, ловких ставили во главе войск. Теперь Сурхарбаан является частью культуры сартулов. Он широко отмечается в Монголии и Бурятии, привлекая массу зрителей и участников.