Реки Франции — фактор, влияющий на жизнеспособность европейской страны. От гидрологической системы французских рек и водохранилищ зависит водоснабжение городов и промышленных предприятий, деятельность сельского хозяйства. Французские реки стали источником гидроэнергетики. Такие реки, как Луара, Сена, Мёз, Гаронна остаются транспортными артериями. На всех водных акваториях есть места для отдыха и развлечений горожан.
Общие характеристики водной системы региона
Рельеф Франции, рассеченный по диагонали юго-западными отрогами Альп, обусловил два основных водораздела. Часть крупных рек на юге страны впадает в Средиземное море. Реки равнинной части на западе Франции относятся к бассейну Атлантического океана.
Большинство значимых речных систем берут начало в Центральных Альпах или Пиренеях. Бассейн равнинной Сены охватывает большую часть севера страны. Основные речные системы соединены каналами между собой и с Рейном, такое строение гидрологической сети удобно для речного транспортного судоходства, включая международное сообщение. На полноводных реках, текущих с южных склонов Альп (Роне, Изере, Дюрансе), построены каскады гидроэлектростанций. Снежно-ледовое водное питание альпийских ледников на равнинах дополняется сезонными атмосферными осадками, поэтому для Луары, притоков Сены характерны весенние паводковые наводнения.
Крупные реки Франции
Сами французы считают крупными реками только те, что впадают в море. По этому принципу список крупных французских рек выглядит так:
- Луара (самая длинная);
- Рона (самая полноводная);
- Сена;
- Гаронна;
- Мёз;
- Дордонь.
Обзоры речных систем принято начинать с длинных, полноводных рек страны. Не будем отступать от этого правила.
Луара
Луара протяженностью 1012 километра, протекающая через Орлеан, Тур, Нант, стала самой длинной французской рекой. Речной бассейн Луары охватывает пятую часть территории Франции, но по среднему расходу воды река уступает Роне и Сене.
Историческое прошлое
Прибрежные местности Луары использовались для расселения людей с глубокой древности, среднего палеолита. Археологи нашли в долине следы стоянок неандертальцев. Первый город, построенный на месте нынешнего Орлеана карнутами, назывался Ценабумом. Как транспортная дорога между греками и кельтами Луара использовалась уже 2600 лет назад. Греческие и финикийские купцы для перевозки товаров от портов Средиземноморья до Луары использовали караваны вьючных лошадей.
Древний Рим, после завоевания галльских территорий, переименовал Ценабум, увеличив площадь города и построив крепостные стены. Ниже по течению началось строительство Цезародунума, на месте которого расположен Тур. На рубеже нынешней эры (16 год н. э.) долина Луары вошла в состав провинции Аквитания. Как транспортная магистраль по богатым местностям Луара была известна и норманнам. Драккары викингов доходили по Луаре от Атлантики до Тура и Анже, грабя аббатства, города, баронские замки анжуйского дворянства. В период средневековых войн города на Луаре (Орлеан, Тур, Нант) становились полями сражений.
Луара в экономике и туризме Франции
Еще в Средние века власти городов, графы и герцоги использовали Луару как источник дохода. Плата с купцов и ремесленников бралась как за речные перевозки, так и за проезд по мостам через Луару. В современной французской экономике Луара используется как транспортная магистраль (от устья до впадения Мена), источник водоснабжения крупных городов и поселков, промышленных конгломератов, сельского хозяйства. По Луаре проходит множество туристических маршрутов, в программу которых входит посещение старинных замков, исторических достопримечательностей, винодельческих ферм.
Особенной популярностью пользуются величественные замки Шамбор, Амбуаз, Шенонсо, достопримечательности старого Орлеана.
Рона
Полноводная Рона начинается в Швейцарии (Ронский ледник, кантон Вале) и впадает в Средиземное море (Лионский залив). Поэтому из общей длины Роны (812 км) на французскую территорию приходится «только» 545 километров.
В Рону впадает 4 правых (Эн, Сона, Гардон, Ардеш) и 3 левых притока (Изер, Дром, Дюранс). На французских берегах Роны построено 5 крупных городов:
- Арль;
- Авиньон;
- Монтелимар;
- Валанс;
- Лион.
Судоходство и гидроэнергетика
Рона судоходна от морского порта Лиона до городка Сент-Луи-ду-Рон вблизи устья реки Эн. Для того, чтобы увеличить возможности судоходства, проведены работы по углублению фарватера в Арле. Выше этого города глубина Роны увеличивается до 4 метров, но проводке грузовых судов мешает высота старых мостов (не более 6 метров).
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Все плотины ГЭС на судоходной части Роны оборудованы шлюзами, поднимающими речную воду на 162 метра от уровня Средиземного моря.
На Роне и ее притоках построены гидроэлектростанции для энергоснабжения промышленности. В самый крупный каскад входит 21 ГЭС. Крупные гидроэлектростанции работают на Изере, Соне. Кроме этого, водохранилища на Роне и ее притоках используются для охлаждения реакторов нескольких АЭС.
История и достопримечательности
В судоходной части Роны ходят небольшие круизные суда по туристическим маршрутам. Популярные маршруты, начинающиеся в Лионе, могут включать:
- Осмотр Авиньона. В старинном французском городе туристам показывают крепостные стены (с 30 башнями), архиепископский дворец, образцы готической архитектуры (здание мэрии, отель Крильона), памятник Петрарке. В Авиньоне можно осмотреть три десятка соборов и монастырей, четыре пролета старинного моста (построен в 1188 г.) через Рону.
- Посещение винодельческих ферм департамента Дром. Осмотр замка Адемар и исторического центра в Монтелимаре.
- Осмотр Арля. В экскурсии по старинному городу интересны античные развалины городской стены, амфитеатра античного Арелата. Любителей архитектуры привлекает собор Св. Трофима в романский стиль которого (XII век) были добавлены готические элементы при перестройке XV века.
Сена
У российских туристов название Сены ассоциируется с Парижем. Это естественно, так как Сена протекает через центр мегаполиса, ее русло с двух сторон обтекает остров Сите, исторический центр Парижа.
Но бассейн Сены, которая начинается и заканчивается в пределах Франции, занимает 78650 квадратных километров, что составляет до 10 % площади страны. На основном русле длинной реки (776 км) расположены такие крупные города, как Гавр, Руан, Пуасси. В этих городах, кроме Пуасси, работают грузовые и пассажирские речные порты. Для Сены характерны высокий уровень промышленного загрязнения, паводковые наводнения, доходящие в Париже до 8,68 метра (2010 г.). В Гавре и Руане на уровень Сены влияют морские приливы (высотой 2–7 метров).
Сена в Париже
Туристы часто выбирают из списка экскурсионных программ обзорную экскурсию по Сене на речном судне с осмотром Сите. В такой экскурсии российские гости Парижа могут увидеть:
- Замок Консьержери. Часть комплекса дворца Правосудия была построена как королевский замок, позже стала самой старой парижской тюрьмой. В архитектурный ансамбль входят здания постройки XIII–XX веков. В здании тюрьмы Консьержери и часовне Сен-Шапель работают музеи.
- Площадь Дофина. Вместе с выходящим на нее Новым мостом (старейшим в Париже) составляет прекрасный архитектурный ансамбль.
- Больницу «Отель-Дьё». Старейшая больница мира (постройки 651 г.) принимает больных и сейчас. После нескольких пожаров главный корпус был полностью перестроен (1877 г.).
- Девять мостов через Сену. В архитектурном отношении наиболее интересными считаются мосты Нотр-Дам, Сен-Мишель.
- Рынок цветов. Павильоны, построенные 120 лет назад (1900 г.) работают ежедневно. По воскресеньям парижане приходят на рынок и для того, чтобы купить или послушать певчих птиц.
- Собор Парижской Богоматери. Католический храм строился с середины XII до начала XIV века. После недавнего пожара восстанавливается, регулярные богослужения перенесены. Стоимость многолетнего ремонта оценивается в миллиард евро.
Во время водной прогулки по Сене туристы любуются архитектурными ансамблями парижских набережных, проплывают под несколькими знаменитыми мостами (всего их в Париже 37). Виртуально поучаствовать в прогулке по Сене вы можете, посмотрев видео.
Жилье на Сене
Возле всех набережных Сены пришвартованы баржи, которые используются французами как постоянное или летнее жилье. Но применение барж, как жилья для бездомных, кануло в прошлое. Сейчас все швартовочные места у парижских набережных заняты. Лист ожидания увеличился до 200 заявок, но в год освобождается десяток мест. Стоимость баржи, оборудованной всеми благами цивилизации, редко опускается ниже миллиона евро. Жильцы барж не освобождаются от налога на жилье, оплачивают обязательную страховку (2000 евро), ежемесячно платят за парковочное место (до 900 евро), раз в десятилетие обязаны проводить осмотр днища на суше.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Недавно (2018 г.) на Сене затонула самая известная баржа Парижа, дизайном которой занимался знаменитый Корбюзье. Архитектор переделал угольную баржу под приют для бездомных, включив во внутреннюю планировку зал столовой и небольшие каюты на 160 мест. Исторический памятник пострадал во время наводнения, был выброшен на набережную, затонул после спуска на воду.
Гаронна
Гаронна, начинающаяся в Испанских Пиренеях, по территории Франции преодолевает 523 километра (при общей длине 645 км). От слияния с Дордонью русло Гаронны расширяется в воронкообразный эстуарий, выходящий в Бискайский залив. От океанского залива до Бордо в Гаронну поднимаются морские суда, на 100 километров выше морского порта ведется речное судоходство. В верхнем течении Гаронны построено несколько гидроэлектростанций.
Путешествие по Гаронне
Путешествие по Гаронне начинается в Бордо, который привлекает туристов не только знаменитыми бордосскими винами. В старинном городе для российских туристов интересны:
- порт Луны (исторический центр Бордо с дворцами, соборами, площадью Биржи, римским амфитеатром);
- базилика Сен-Мишель;
- башня Гросс-Клош (с Большим колоколом);
- Аквитанские, Бургундские ворота;
- мосты через Гаронну (Пон-де-Пьер, Шабана-Дельма);
- площади Парламента, Кинконс;
- церкви Св. Петра, Богоматери.
Поднимаясь вверх по Гаронне до Тулузы, туристы останавливаются в небольших городках, осматривают баронские замки. В Тулузе интереса заслуживают старинные церкви (монастырь якобинцев, базилика Сен-Сернен), музеи августинцев Тулузы, здание Капитолия, Кафедральный собор, дворец Ассеза.
Мёз
Река, более известная туристам как голландский Маас, берет начало во французских горах и значительное расстояние (486 км) протекает по Франции. Только в Шарлевиль-Мезьере французский Мёз поворачивает в Бельгию и Нидерланды. На реке расположены небольшие городки Седан (20100 жителей), Верден (17900 жителей).
Для российских туристов Мёз не особенно интересен. По реке нет круизных маршрутов, она используется для транспортных перевозок. В среднем течении начинается промышленная зона, загрязняющая акваторию.
Дордонь
Несмотря на то, что Дордонь впадает в эстуарий Гаронны поблизости Бордо, французы считают ее самостоятельной рекой. Дордонь входит в первую шестерку французских рек благодаря длине (483 км) и величине бассейна (24000 кв. километров).
В старинной Аквитании, через которую проходят речные круизы по Дордони, интересны средневековые прибрежные замки Кастельно-ла-Шапель, Фейрак, Шато де Миланд, посещение которых входит в экскурсионные программы туров. При самостоятельном летнем путешествии по Дордони остановиться на речных берегах можно в недорогих кемпингах, в которых оборудованы палаточные городки, но есть доступ к бассейну.
Любительская рыбалка во Франции
Французы достаточно обеспечены, чтобы не ловить рыбу для домашнего стола. Рыбалка для удовольствия потребует покупки отловочной карты, которая действует в радиусе 140 километров от места покупки. Для любительской рыбалки действует ряд запретов. Полностью запрещены вылов угря, зимняя рыбалка со льда. Разрешено ловить от 2 до 5 экземпляров карпа (не более 6 кг), леща, щуки, форели. Обязательно отпускается выловленный осетр. На Луаре, Гаронне, в каналах и водохранилищах любители рыбалки ловят хищников на спиннинг, для остальных пород используют поплавочные удочки, донки и штекерные снасти. Повсеместно рыбу ловят, чтобы тут же выпустить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Самой вредной рыбой французы считают сома. Его вылов разрешен в любых количествах, не рекомендуется выпускать даже маленьких сомиков.