В Крыму находится несколько портовых городов, каждый из которых имеет важное значение. В общей сложности выделяется 6 населенных пунктов, располагающих портовыми территориями.
Крупнейшие порты Крыма
- Евпатория.
- Керчь.
- Севастополь.
- Феодосия.
- Ялта.
Евпатория — мощный порт
Мощности имеющихся здесь комплексов дают возможность осуществлять перевалку до двух миллионов тонн груза за год. Есть причал для приема грузовых и пассажирских судов, которые отправляются в Турцию.
Присутствует паромный комплекс, предназначенный для постановки судов. Благодаря этому обеспечивается пропускная способность в пределах 10 тысяч большегрузных машин ежегодно. В Евпаторию могут заходить малотоннажные суда, имеющие осадку до 5 метров.
Территория порта охватывает 6,4 гектара, железнодорожная ветка отсутствует, есть два района, предназначенных для погрузки грузов. Раньше в порт часто заходили круизные суда. Но сейчас число пассажиров резко снизилось и составляет не больше 65 тысяч человек ежегодно.
Керчь — два порта
В городе Керчь есть морской и рыбные комплексы. Территория последнего превышает 19 гектаров. Возможна переработка 1 тысячи тонн рыбной продукции ежесуточно. В основном сейчас перерабатываются нефтепродукты, зерно и металлы. К обработке допускаются наливные, генеральные и навалочные грузы. Также принимаются скоропортящиеся, в том числе мясо и рыба. Благодаря наличию установки для слива (налива) дизельного топлива (растительного масла) расширяется спектр решаемых задач. Есть большой крытый склад на полторы тысячи квадратных метров и открытые площадки, площадь которых превышает 10 тысяч квадратных метров.
Морской порт предназначен главным образом для переработки генеральных грузов. Также возможен прием навалом, в том числе зерна. Работа ведется в круглосуточном режиме, есть станция, позволяющая выполнять очистку и переработку нефтезагрязненных вод. Суммарная площадь превышает 610 тысяч квадратных метров. Есть склады, в них хранятся генгрузы. Общая площадь превышает 16 тысяч квадратных метров.
У Керченского морского торгового комплекса отсутствуют праздничные дни. Фактически комплексы функционируют в режиме нон-стоп.
Севастополь — значимый порт
Рыбный порт Севастополя специализируется на металлопродукции и рыбопродукции. Территория занимает 30,5 гектаров. Есть нефтеналивной район, есть железнодорожные пути, которые начинаются от станции Камышовая бухта. Их протяженность составляет 7200 метров.
Морской порт имеет в своем арсенале современное оборудование, перегрузочные машины, механизмы для переработки металлолома, леса, пакетированных и навалочных грузов. Указанная номенклатура является основной. Мощности рассчитаны на проведение погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиторских операций, имеются склады, допускаются к приему пассажирские суда. Порт рассчитан на 600 тысяч тонн единиц в год. Самые распространенные грузы, проходящие через комплекс:
- уголь;
- песок;
- лес.
Пассажирские суда могут приходить на стоянку к двум причалам. Одновременно предусмотрены причалы и пирсы в центре города.
Феодосия — город с универсальным портом
Феодосия является административным, курортным и промышленным центром Крыма. Город располагает универсальным торговым портом, начавшим свое существование еще в VI веке до нашей эры. Сейчас 40 наименований различных единиц перерабатывается круглосуточно, имеются все необходимые средства механизации, железнодорожные пути, акватория открыта для иностранных судов.
Порт работает в круглосуточном режиме и круглогодично. Специализация включает ориентирование на перевалку нефти (нефтепродуктов). На этом поприще порт Феодосия занимает второе место в стране. К обслуживанию допускают лихтеровозы, суда типа ро-ро, сухогруза. Наличие различных средств механизации позволяет считать комплекс универсальным. Есть рейдовые нефтепричалы, нефтепричалы способны работать одновременно и в разных направлениях. Бункеры предоставляют место для размещения вагонов и минераловозов.
Ялта — государственное предприятие
Ялтинский порт считается государственным предприятием, входил ранее в систему Министерства транспорта и связи Украины. Специализируется на каботажных грузах и строительных материалах в частности. Работает круглогодично, обеспечивает при необходимости буксирами. Специализируется также на круизных судах, есть необходимые причалы и возможность приема судна на рейде. Открытые складские площадки порта занимают 15 тысяч квадратных метров.
При вхождении в состав Российской Федерации Крыма появились новые цели и планы. Все приведенные порты являются торговыми, принадлежат Республике и имеют большой грузооборот, составляющего 2% от общего объема по всей России. Ранее Крым считался важнейшим по отношению к морским перевозкам для Азово-Черноморского бассейна. Многомиллионные потоки пассажиров постоянно приходили в курортную зону. Постсоветское время изменило ситуацию кардинально, пассажирооборот сократился в несколько раз. Сильнее всего изменится грузопоток для Севастополя, а Керчь и Феодосия смогут сохранить прежнюю структуру. Сложные взаимоотношения не дают наметить точные перспективы и выбрать направление для развития. Ближайшее время станет еще менее простым, поскольку ожидается рост тарифов, повышение сроков прохождения границ, что скажется на итоговой стоимости перевозок.