Индия омывается Индийским океаном, Аравийским морем, Бенгальским заливом. Порты играют очень важную роль в экономике государства, обеспечивают основную часть импорта и экспорта. 90% объема, 70% стоимости торговли международного уровня проходит через морской транспорт. На территории страны расположено 13 больших и 187 малых портовых зон.
В государстве есть 14 500 км судоходных водных внутренних путей, объявленных Национальными водными путями. Самое большое количество гаваней находится в штате Махараштра — 2 крупных, 52 маленьких.
Топ-10 портовых городов Индии
- Мумбаи
- Кандла
- Ченнаи
- Калькутта
- Кочин
- Мормугао
- Мангалур
- Тутикорин
- Визак
- Парадип
Мумбаи — крупнейшая портовая зона страны
В самом населенном мегаполисе страны размещено 2 больших порта: Мумбаи и Нава-Шева. Первый расположен в западной части полуострова Индостан. Здесь же сосредоточена основная ВМБ Западного флота военно-морских сил страны. Акватория зоны пролегает на глубину до 12 метров, здесь могут базироваться судна любого класса. Всего на площади порта 50 причалов, длина причального фронта составляет более 17 километров, глубина — 10 м.
На территорию Мумбаи ввозят различные грузы:
- уголь
- железо
- сталь
- нефть
- химию
- зерно
вывозятся:
- текстиль
- шерсть
- продукты нефти
- кожа
- стройматериалы
- руда
Оборот грузоперевозок морских ворот Мумбаи — 19,5 млн тонн. Здесь размещены предприятия по ремонту и строительству судов, 6 сухих доков, 4 стапеля, судоподъемный эллинг, 2 завода по переработке нефти. Осуществляется строительство фрегатов, тральщиков, ремонт крупных кораблей.
Нава-Шева занимает 24 место среди сотни крупнейших контейнерных портов мира, это самый значительный порт Индии. В его зоне обрабатывается до 65% всего объема контейнерных карго из всего экспортно-импортного объема. Годовой оборот составляет более 5 млн тонн. На территории гавани 1 наливной терминал и 5 контейнерных, из которых один мощностью 800 000 TEU в год.
Пристань Мумбаи работает круглосуточно, работа здесь не останавливается. Поблизости есть буровые платформы, которые обеспечивают гавань работой постоянно.
Ченнаи — большой оборот грузов
Морская гавань Мадрас (Ченнаи) находится на берегу Бенгальского залива. Часть занимает военно-морская база, которая обеспечивает базирование судов любого класса. В Мадрасе имеются технические, служебные здания, склады, где хранится горючее, боеприпасы, и прочие грузы. Общая площадь всех складов — 200 000 м2. В Ченнаи есть искусственная гавань, 12 причальных зон с осадкой 8-10 м. В длину причальный фронт простирается на 3 километра, в глубину — 18 метров.
На территорию гавани ввозятся:
- кокс
- нефтепродукты
- уголь
- лес
- металл
- зерно
вывозятся:
- хлопок
- табак
- земляной орех
- руда
Оборот перевозки в год составляет 10,4 млн т. Есть ограничения в судоремонтных работах. В Мадрасе расположен аэропорт международного значения.
Калькутта — старейшие морские ворота страны
В городе на реке Хугли расположен крупный порт и ВМБ. Это самая старая действующая гавань Индии. Подходный канал Калькутты извилистый и часто подвергается заносам. На нем постоянно проводятся дноуглубительные и очистительные работы. Из-за образования песчаных мелей во время паводков на фарватере, корабли с водоизмещением в 8 000-10 000 т, проходят сюда только в полную воду. Военно-морская база используется как пункт снабжения, ремонта судов. На территории морских ворот есть причалы и 4 приливных бассейна, 2 разные системы доков. Одна из них находится в Калькутте, по левый берег Хугли и состоит из 6 нефтяных зон, 8 плавучих, 28 причалов, 5 сухих доков, якорных стоянок. Помимо всего этого есть 80 речных больших, множество корабельных мелких, предназначенных для разгрузки небольших кораблей.
Второй док-комплекс размещен недалеко от лоцманской станции и включает 12 причалов, 3 баржи, предназначенные для перевалки, транспортировки нефти и продуктов из нее, 3 нефтеналивных, якорные стоянки.
Кочин — зона кораблей и ВМБ
В Кочине на берегу Аравийского моря размещается главная военно-морская база Индии и порт. Сюда могут входить суда с осадкой до 9 метров. Длина причального фронта составляет 4,5 км, его глубина — от 3,7 до 9,1 м. На базе есть складские помещения для боеприпасов и горючего, технические сооружения, служебные здания, а также учебный центр Военно-морских сил Индии. Ввозятся грузы:
- машины
- нефтепродукты
- уголь
вывозятся:
- каучук
- руда
- железо
- зерно
- кожа
- чай
Порт оснащен трубопроводами, плавучими и береговыми кранами для разгрузки грузов. Складские помещения общей площадью 150 000 м2. В ВМБ и порту есть судоремонтные мастерские, 3 слипа, 2 сухих дока, где осуществляется ремонт кораблей, судов и эсминцев.
Мормугао — морские ворота штата Гоа
С 1963 года в стране работает еще один крупный порт — Мормугао, расположенный на берегу Аравийского моря. Он играет важную роль в торговых международных связях Индии, через него осуществляется крупный экспорт руды. Первыми складами и причалом морские ворота были оснащены в 1885 году. Сегодня через него каждый день проходит несколько миллионов тонн грузов. Оборот руды составляет 27 млн т ежегодно. Сырье привозят в гавань и там же обрабатывают. В Мормугао размещены офисы нескольких самых крупных горнодобывающих компаний. Здесь останавливаются суда, крупные круизные лайнеры. В составе причала есть сухие плавучие доки. Все сотрудники Мормугао живут в районе, оборудованном специально для портового персонала. Там есть школы, жилые комплексы, социальные объекты.
Индия обеспечена большим и современным флотом, который обслуживает все потребности государства. Военно-морской флот — один из лучших в мире, на вооружение сюда поступают новые суда, боеготовность всегда обеспечена. Портовые сооружения — настоящая гордость Индии. Кроме того, портовые зоны обеспечивают существенный вклад в экономику страны и работу для огромного количества людей. Оживленные морские пути позволяют государство твердо удерживаться в лидерах судоплавания.