Орочи — коренной народ Дальнего Востока, язык и самобытное существование которого находятся на грани исчезновения. Вплоть до XIX столетия орочи сохраняли традиционные верования в духов природы. Верили, что земля — огромная восьминогая лосиха, а души умерших возрождаются вновь после перерождения в лунном царстве.
Название
Орочи или орочисэл — самоназвание народа, зафиксированное впервые французским мореплавателем Гало де Лаперузом в 1787 г. Основная версия происхождения связывает этноним с тунгусским языком, где слово «орон» значит «олень», а «чи» — принадлежность, обладание. Таким образом, название «орочи» можно перевести, как «имеющий оленей», «оленный».
Сохранились данные, что одним из давних вариантов самоназвания орочей был этноним на̄ни, перенятый от амурских нанайцев. На̄ни переводится, как «местный житель», исходя из частей слова на̄ — земля, нӣ — человек. В повседневной жизни народ именовал себя, опираясь на родовую, территориальную принадлежность.
Где живут, численность
Историческая зона обитания орочей занимала территории от реки Ботчи до залива Де-Кастри (ныне залив Чихачёва), захватывая склоны дальневосточного Сихотэ-Алиня. Сегодня большинство представителей народности проживает в Хабаровском крае, расселившись на следующих территориях:
- Ванинский район: притоки и низовья реки Тумнин.
- Ульчский район в бассейне Амура, в районе озера Кизи.
- Амурский район: по правому притоку Амура реке Хунгари.
Численность орочей в мире составляет порядка 1000 человек. Большая часть из них — 686 человек — проживает в России, из них 441 в — Хабаровском крае. По данным переписи 2002 г., крупная диаспора живет на Украине — 288 человек.
Язык
Орочский язык принадлежит к алтайской семье, тунгусо-маньчжурской группе. По строению, звучанию, лексическому составу наиболее схож с эвенкийским. Язык находится под угрозой исчезновения: ежегодно процент носителей снижается. Перепись 2002 г. показала, что в России орочским владеют 18 человек — 4,2% представителей народности. На Украине доля меньше: 5 человек — 1,7%. Письменность создана в 1990-200-х гг. энтузиастами, однако регулярное преподавание и издательская деятельность на национальном языке не ведется. Носителями языка остается, преимущественно, старшее поколение.
История
Этнос орочей сформировался в результате смешения автохтонных палеоазиатских племен, относящихся к нивхско-айнской группе, с мигрировавшими в регион тунгусо-маньчжурскими народами, преимущественно эвенками. Это привело к историческому формированию пяти территориальных групп:
- Хунгарийская
- Коппинская
- Амурская
- Приморская
- Тумнинская.
В XVIII-XIX вв. ведется активное освоение территорий русскими, что приводит к изменениям в быту, традициях, культуре, религиозных верованиях. Орочей обязали платить ясак пушниной и рыбой, выбирать каждые 3 года старейшин, следивших за порядком, исполнением возложенных обязательств.
В быт народа вошло огнестрельное оружие, неводы, срубные дома, что значительно облегчило повседневное существование. Вместе с тем, не знавших истинную ценность денег орочей нередко обманывали, за бесценок выменивая ценные шкуры, меха. В середине XIX столетия началась насильственная христианизация, имевшая формальный характер: традиционные верования продолжают сохраняться поныне.
Советские годы оказали разрушительное влияние на аутентичность орочей. Вместо сохранения малых поселений проводилась политика укрупнения, создания многонациональных поселков, что значительно ускорило процессы ассимиляции. С шестидесятых годов прошлого столетия начинают преобладать межрасовые браки, объем которых к девяностым годам составил более 70%. Исчезли последние пережитки патриархата, зависимого положения женщин, исчезла практика жизни большой семьей. Средний размер малой семьи с 1963 г. до 1993 г. сократился с 4,8 до 2,9 человек.
Запрещались индивидуальная охота и рыболовство, вменялась необходимость оформления охотничьего билета. Это привело к исчезновению традиционной индивидуальной охоты, созданию артелей, промысловых хозяйств. Велось преследование шаманов, повсеместно распространялся русский язык, что привело к утрате интереса молодежи к национальной культуре, верованиям.
Внешность
Орочей глобально причисляют к большой монголоидной расе, амуросахалинскому типу. В отличие от других представителей североазиатской расы, орочи и соседние народы отличаются более сильным выступом нижней части лица, ростом усов, бороды. К особенностям внешности орочей относят:
- средний, низкий рост;
- темная, с желтым оттенком, пигментация кожи;
- худощавое телосложение;
- черные, прямые, жесткие волосы;
- узкий, низкий лоб;
- широкий, плоский нос;
- глаза монгольского типа черного, коричневого цветов;
- широкое лицо;
- клинообразный подбородок, выдающийся вперед;
- выступающие скулы с выпуклыми щеками;
- толстые губы.
Одежда
Одежда орочей сходна с костюмами амурских народов. Универсальный наряд — распашной халат, по крою напоминающий кимоно с длинными, сужающимися к концам рукавами. Зимой и осенью халат утепляли подкладкой из ваты, лисьего меха, собачьих шкур, рыбьих кож. Мужской вариант костюма доходил до колен, женский — почти до пола. Зажиточные орочи шили халаты из покупного шелка, утепленного с внутренней стороны мехом. Уходя на промысел, мужчины надевали теплые куртки из шкур оленя, кабарги, ровдужные накидки.
Нательной одеждой служили штаны из ровдуги, рыбьей кожи, покупной ткани. Для тепла надевали ноговицы из тех же материалов или шкур, закрепляющиеся специальными тонкими поясками. Голову зимой закрывали меховыми шапками, капорами, шею укрывали шарфами из беличьих хвостов. На ноги надевали меховые чулки, сапоги тунгусского типа с высокими голенищами. Для работ использовались варежки, снабженные дырой в центре ладони, позволявшие сохранять тепло, при необходимости оголяя пальцы.
Дополняли наряд поясом: мужчины вешали на него оружие, трут, мешочек с порохом, женщины — костяной игольник, кроильный нож. Особую роль отводили украшениям: декоративным спиральным орнаментом украшали подол, рукава, борта халата. Носили нагрудники, оформленные бляшками из металла, разномастные подвески, ушные и носовые серьги. Для праздничных костюмов женщины использовали съемные меховые воротники, наплечники, мужчины — фартуки из ровдуги.
Волосы не стригли: мужчины заплетали одну косу, женщины две. Сакральное защитное значение имела красная нить, обвязанная вокруг косы. Женщины дополнительно вплетали в прически бисерные, шелковые ленты. Голову летом покрывали высокой берестяной шапкой, с XIX века в обиход вошли платки.
Семейный уклад
Орочи селились родовыми общинами по 15-30 человек. В составе общин выделялись малые семьи, где царил патриархальный уклад. Женщина находилась в зависимом положении, но обладала большей свободой, нежели у соседских народов. Мужчина отвечал за безопасность, пропитание семьи. На женщину ложились хозяйственные работы, в том числе тяжелые: наряду с уходом за детьми, приготовлением пищи, женщины ставили жилища, разделывали тяжелые туши. Детей с детства приучали к тяжелому физическому труду, навыкам охоты, домашним делам.
Существовали следующие виды заключения браков:
- люлечный, детский сговор;
- сватовство с уплатой калыма и приданого;
- умыкание (влекло кровную месть);
- взаимный обмен сестрами между родами;
- левират.
До XX столетия подавляющее большинство браков заключалось внутри народа. Позволялись союзы внутри родов, например, брак дяди и племянницы. Несмотря на отсутствие запрета многоженства в общих нормах права, орочи предпочитали иметь одну жену. Свадьбы проходили с участием представителей рода, сохранились сведения об обряде «топтания котлов». Перед выходом из отцовского дома невеста должна была пройтись по котлам, в одном из которых лежал калым, в другом приданое.
Жизнь
Основные занятия орочей — охота на копытных, пушных, морских зверей, птиц, рыболовство, собирательство. На нерп и сивучей охотились с гарпунами, рыбу ловили крапивными сетями, ловушками, острогами. Использовали примитивные лодки-долбленки, большие деревянные лодки, управляемые шестами, веслами, парусами.
Священным морским животным считалась косатка. Народ с древности заметил, что при ее приближении нерпы и другие морские животные группировались у берега. Охотиться становилось легче, поэтому сложилось поверье, что косатка помогает промыслам. Осенью и весной устраивали обряды кормления косатки черемшой, специальным студнем из рыбьих шкурок. Сакральное кушанье готовили в чашах, формой напоминающих нерпу.
Охотились на лосей, лис, кабаргу, косуль, изюбров, кабанов, соболей, выдр. В качестве оружия применяли луки, самострелы, использовали ловушки. Запрещалось убивать тигров: их считали помощниками верховного божества Буа. Если убийство происходило случайно, животному устраивали обряд погребения, аналогичный человеческому.
Другим священным животным считался медведь: по поверьям, хозяин тайги и всех животных — древний предок человека. Главным событием в жизни орочей считался медвежий праздник, для которого использовали убитого медведя или специально выращенных в течение трех лет медвежат. В ходе праздника шаман проводил обряды благодарения духов, представители народа устраивали сакральные пляски, переодевались в шкуру убитого медведя. Черепу животного подносили кушанья, в том числе медвежье мясо. В конце кости героя праздника хоронили, в жертву приносили двух собак, чтобы все они возродились в будущем в образе хозяина леса.
Религия
Орочи верили, что земля — огромная восьминогая лосиха. Ее кожа — земля, шерсть — деревья, подшерсток — трава и кустарники, хребет — горные цепи, паразиты в шерсти — животные, снующие вокруг насекомые — птицы. Мир делился на 3 уровня:
- Верхний: сотворил его Буа, верховный бог. Здесь обитает он, его духи-помощники.
- Средний: здесь живут люди. Сотворил средний мир мифический герой Хадау, образ героя фигурирует в народном эпосе. Правят миром духи-хозяева, особо почитались покровители моря, тайги, огня.
- Нижний: разделен на два слоя, где обитают злые духи и души умерших. Существовало также поверье, что лунная земля разделена на два царства. В них душам предков помогают вновь выкормиться и переродиться, чтобы они смогли вернуться на землю в облике младенцев.
Важную роль в жизни орочей играли шаманы, проводившие религиозные праздники и обряды, лечившие, общавшиеся с духами предков, духами-покровителями. Традиционным атрибутом шамана был пояс с погремушками, бубен с колотушкой, украшенная подвесками юбка, крылья или перья птицы. У каждого шамана существовали духи-помощники, изображения которых в виде лягушек, червей, птиц, животных, змей изображались на наряде.