Лакцы относятся к одному из коренных народов Северного Кавказа. Этнокультурная территория этого народа называется Лакия и состоит из двух районов: Кулинский и Лакский. Старинной столицей Лакии было селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана. Там находилась резиденция лакских правителей. В мире насчитывается около 180 000 лакцев.
Где живут
Основная часть народа проживает на территории России, в Дагестане их 161 300 человек. Живут лакцы в Ставропольском крае, Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, на Украине и в Белоруссии. Небольшая часть представителей этой народности проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Литве.

Название
Самоназвание народа — «лак» и «лаксса». «Лаккучу» переводится как лакский мужчина, лакец, «лакку маз» — лакский язык, «лакку билаят» — лакская страна, «Лаккуй» означает Лакия, «лакрал» — лакский. Народ использует «лак» как топоним и этноним.
Некоторые народы называют лакцев по-другому:
- аварцы — «тумал»
- лезгины — «яхулар»
- даргинцы — «вулеги», «вулугуни»
- русские — «казикумухцы», «лаки», «лакцы»
- чеченцы — «гиазгиумкий»
- кумыки — «къазыкъумукълар».
Язык
Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. Говорят на нем около 146 000 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.
В лакском языке есть десять диалектов:
- вицхинский
- кумухский
- аракульский
- каялинский
- шалибский
- вачи-кулинский
- балхарский
- шаднинский
- вихлинский
- уринский
До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы — на основе латинского, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.

Религия
Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.
Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.
Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.
Еда
В рационе лакцев присутствуют молочные, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Из муки лакцы пекут лепешки, которые готовятся в специальной глиняной печке, похожей на опрокинутый чан без дна. Такая печь стоит под навесом во дворе дома. К повседневной пище можно отнести молочный суп с кукурузными клецками, вяленую баранину, брынзу, толокно, молоко, жареную баранину, скисшее топленое молоко с мукой и чай. Распространенными блюдами является плов, куриное мясо, обжаренное с яйцами, рисовая каша, голубцы с подливой из кислого молока.

Внешность
Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.
Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.
Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.
В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.

Жизнь
Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.
Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.
Жилище
Лакцы проживают селениями «шар», которые расположены в горах. Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях кроме мечетей есть школы, читальни, клубы, медицинские учреждения.
Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.
Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.

Культура
В лакской литературе в период средневековья и эпохи русского завоевания основное место занимала религиозно-дидактическая литература и религиозная поэзия. Писатель-революционер Саид Габиев не только был основателем первой лакской газеты «Заря Дагестана», но и стал автором ряда стихотворных и прозаических произведений, написал на лакском языке первую социальную драму. Первую дагестанскую драму «Лудильщики» написал революционер, лакский писатель и публицист Гарун Саидов. Новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами, создал лакский поэт Абуталиб Гафуров.
Музыкальный инструментарий лакского народа состоит из струнных, духовых и ударных инструментов, многие из которых широко используются и у других народностей Дагестана:
- барабан дачу
- бубен
- баламан
- горная свирель щуттух
- зурна
- чаган
- чугур
Позже лакцы начали использовать в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.
Лакский фольклор состоит из нескольких жанров:
- басни
- лирика
- сатира
- сказки
- притчи
- юмор
В них рассказывается о таланте лакского народа, живости ума и жизнеутверждающем оптимизме. В преданиях и легендах выделяется оценка исторических событий, отношение к явлениям природы и историческим личностям. Лакские сказки очень разные, создано их большое количество. Главными героями выступают животные, много сказок у лакцев, где главным героем выступает муравей.
В Дагестане построен Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева. Все началось с того, что в 1914 году лакская интеллигенция открыла любительский кружок в селе Кумух.

Традиции
Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя — почетное дело для каждого лакца. Все окружающие такого хозяина очень уважают.
Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал.
До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.
Очень важно у лакцев сохранить хорошую репутацию перед своей семьей и всем селом. Если в семье был вор даже 200 лет назад, этот позор останется в семье навсегда. Когда после дальнего путешествия горец возвращался домой, к нему приходили все соседи, желали ему здоровья, сохранности в пути и исполнения желаний. Если за время его отсутствия у соседей произошло несчастье, по приезде он должен навестить их со своими родственниками. На прощание они говорят следующие слова: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».
У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.
Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.

Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.
Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.
Новорожденный до 40 дней находился под тщательным присмотром взрослых, в качестве оберега от злых духов служила метла или нож. К роженице и ее ребенку нельзя было подходить мужчине с оружием и женщине с украшениями из золота. Купали ребенка только в емкости из дерева. На полу очерчивали круг углем, в него ставили емкость и только после этого купали. Так младенца защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в компании родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котел плова и приданое для ребенка.
У лакцев есть обычаи на каждое время года. Лето встречают рано утром 22 июня на горе Вацила, просят здоровья и благополучия. Осенью, пред уборочными работами проводится день «хлебной жертвы». Люди молятся и едят баранину.
Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.