Кударцев относят к этнографической группе южных осетин (двалов). Исторически сложилось так, что их постоянным местом пребывания было Кударское ущелье. Здесь они создавали культуру, развивали хозяйство. Этот народ отличает особый диалект и жизненная позиция.
История
До вступления в Российскую империю кударцы, входившие в народ Осетии, жили близко к центральному Кавказу. Их строй был конфедеративным, большая часть населения проживала в ущельях.
- Кударское (Часавальское) общество развивалось успешнее других, что позволило ему стать крупнейшим;
- Наряду с другими обществами, кударцы придерживались демократии. Управление выполняло собрание ныхас, а судебной властью распоряжался народный суд. Все спорные вопросы жители решали мирным путем;
- В начале 17 века сюда приходят войска Имеретии. С этого момента начинается череда столкновений с представителями грузинского народа, которая длилась почти до конца 18 века.
- В 20-е годы прошлого века жители Кударского ущелья подвергались атаке со стороны Грузинской демократический республики. Это привело к массовым побегам к северным склонам Кавказа — население спасалось от вооруженных солдат, бросая имущество;
- Сейчас кударцы живут в Юго-Осетинской автономной области в районе Кударо.
Где живут (Территория)
Историческая территория расселения народа — это район Кударо, частично они занимают земли в бассейне реки Стырдон, а также долину Козидон. Особенностью расселения кударцев является наличие опустевших населенных пунктов. Это напрямую связано с войной — раньше Кударский район был населен достаточно густо. Здесь были маленькие и крупные населенные пункты, однако сейчас заселенность неоднородная. Часть кударцев фактически является кочевниками, переходящими из одного поселения в другое.
Язык
Для кударцев родным является кударо-джавское наречие, принадлежащее к иронскому диалекту. Ряд лингвистов выдвигает предположение, что кударо-джавское наречие на самом деле является третьим диалектом осетинского языка, и даже связывают его со скифским. Другие, например, Ф. Тордарсон, относят наречие к архаичному диалекту. Есть также мнение об исторической связи наречия с древнеиранскими корнями.
Религия
Кударцы преимущественно являются христианами, исповедующими православие. Среди населения есть представители традиционных осетинских верований, которые сформировались еще до прихода христианства. Существует предположение, что религиозное мировоззрение кударцев, как и всего осетинского народа, складывалось под влиянием арийцев. Сохранить древние верования мешало отсутствие письменности, организованной религиозной жизни и сформировавшегося духовенства. Поэтому мировоззрение претерпевало изменения, которые с течением времени оказали сильное влияние на общий уклад.
Обогащение духовной культуры происходило за счет соседства с Грузией, где на тот момент укоренилось христианство. Население регионов контактировало регулярно, а при правлении царицы Тамары значительно усилилось. Многие элементы осетины унаследовали у аланов, исповедующих православие. Его распространению содействовала Византия. Все это позволило православной религии с 10 по 11 века распространяться беспрепятственно и укореняться в духовной культуре кударцев.
Однако в 13 веке сюда приходят монголы, чье нашествие останавливает развитие православия. Алания оказывается разрушена, ей удается восстановиться только к моменту вступления в состав России. Осетинским племенам и кударцам приходится жить в трудных условиях, скрываясь в ущельях. Этот период духовной жизни остается загадкой для историков — активного участия в духовной жизни других православных народов население не принимало. Считается, что период стал ключевым для формирования культуры всего осетинского народа и кударцев в частности. Таким образом, у них сформировалось язычество с православными мотивами.
Современная форма религии довольно сложна из-за наличия мифологии, присущей осетинам. Главной особенностью взглядов религиозных кударцев является верование в общего бога, которого называют Стыр. Кударцы считают, что именно Стыр создал Вселенную и все сущее. Он же сотворил силы, которые управляют стихиями, материальным миром, деятельностью человека и властвуют над святыми покровителями, ангелами, духами.
Кударцы до сих пор отмечают праздники, принося в жертву животных, создают святилища, места силы. Характерной особенностью, указывающей на принадлежность к язычеству, является наличие священных рощ. Существуют также отдельные ущелья, предназначенные для посещения исключительно кударскими племенами. Кударцы верят в злых духов, демонов, почитают святилища рядом с селением Часавал, считая его одним из самых значимых.
В итоге верование кударцев сходно с осетинскими, но приобрело уникальные особенности, выраженные в отдельных молельных местах.
Жизнь
Жизненный уклад кударцев целиком зависел от погодных условий. Обильные снегопады прерывали возможность общения с другими осетинскими племенами минимум на полгода. Это всерьез повлияло на повседневность, сделало кударцев сильными, трудолюбивыми и выносливыми. Суровый климат и бедные почвы не останавливали людей, заставляя их трудиться неустанно. Кударцы традиционно занимаются скотоводством и земледелием. Многие из них занимаются охотой, опираясь на опыт предков.
Прогресс не миновал население, однако общий уклад сохранился. Это прослеживается не только в деятельности хозяйств, но и в экономике. Некоторые кударцы работают в промышленном секторе, прослойка интеллигенции выражена слабо.
Кударцы разделяются на фамилии, которые представляют собой группы родственников. У них есть общий родоначальник, а сами фамилии формируют более крупную группу, так или иначе связанную с другими фамилиями. Всеобщим прародителем считается Ос-багатар. Большая часть кударцев происходит от сыновей Гулара, который произошел от Цахила, приходящегося Ос-багатару младшим сыном.
Еда
Кударская кухня напрямую связана с осетинской, которая характеризуется самобытностью, разнообразием и калорийностью. Для кударской кухни характерны те же черты, что и для кухни осетинских кочевников. Холодный климат с бедными почвами вынуждал людей охотиться регулярно, запасаясь мясом. Именно мясные блюда являются основными. Постепенно кударцы перешли к оседлому образу жизни, но мясоедство укоренилось прочно. В связи с этим можно выделить несколько особенностей, присущих их питанию:
- Помимо мясных, популярны мучные блюда.
- Кударцы практически не используют привозные специи, они берут их у осетин или выращивают самостоятельно.
- Вместе с мясом популярным продуктом стал сыр, который все осетины могут выращивать сами благодаря развитому животноводству.
- Еду не принято перемалывать, но можно нарезать небольшими кусками.
- Блюда кударской кухни не являются жирными, но способны насытить любого. Кударцы, как и осетины, любят местное пиво, распространенное в регионе.
- Рецептура блюд хранится в строжайшем секрете, поэтому попробовать блюда с соблюдением рецептов можно исключительно в ресторанах.
- Свинину кударцы не едят, ей предпочитают говядину или баранину. Это удивительный факт, ведь ислам среди населения не распространен, но так сложились традиции. Мясо могут варить, подавать с соусами и зеленью. У кударцев есть собственные рецепты приготовления известных на всю Россию осетинских пирогов. Это блюдо известно настолько, что даже не знакомые с кавказской кухней слышали о нем. Осетинский пирог может быть начинен не только мясом, но и творогом, картофелем, тыквой. Очень популярной начинкой стал сыр.
Жилище
Необходимость жизни в горах сподвигла население строить жилища, сильно отличавшиеся от тех, которые возводили обитатели равнин. Стены завешивали войлочным полотном, чтобы защитить помещение от холода. Полотно украшалось орнаментом, у зажиточных жителей были ковры. С приходом зимы стены утепляли медвежьими шкурами, иногда использовали оленьи.
Помещение разделяли на женское и мужское — у мужчин находилась практически вся мебель. Женщины могли пользоваться кожаной подушкой, которую набивали шерстью. У одного мужчины могло быть несколько женщин, подушка доставалась только старшей. Женщины могли пользоваться домашней утварью, предметами быта. Горцы часто занимались ткацким делом, располагая станки внутри домов. Также в домах готовили сыр в специальных деревянных сосудах. Постельное белье и принадлежности хранили на кроватях. У каждого дома есть небольшой дворик, называемый карт, огороженный каменным забором. Сейчас все большее распространение находят квадратные дома с остекленными верандами и террасами. Это типичная городская постройка, характерная для горной местности.