Индонезия – это страна с несколькими вероисповеданиями. Религиозному разнообразия на территории Индонезии исторически способствовали тесные контакты с Китаем, Индией, Арабскими странами и Европой. По последним данным переписи населения в Индонезии: мусульмане составляют 86,1%, протестанты 5,7%, католики 3%, индуисты 1,8%, буддисты 3,4%.
Конституция Индонезии гарантирует право на свободу вероисповедания. Однако правительство Индонезии формально признает 6 официальных религий: ислам, протестантство, католицизм, индуизм, буддизм и конфуцианство. Индонезия – самая многонаселённая мусульманская страна мира. Мусульманское население сконцентрировано в наиболее густонаселённой, западной части страны, на островах Ява и Суматра.
Большинство мусульман страны – сунниты, хотя проживает также около миллиона шиитов, сконцентрированных в районе столицы Индонезии - Джакарты. Европейская колонизация, также способствовала распространению ислама. Торговцы-мусульмане вынуждены были покинуть крупные порты и переселиться в менее значительные, что привело к распространению религии в отдалённой сельской глубинке.
После обретения страной независимости и до сегодняшнего дня ислам также укрепляет свои позиции. Христианство стоит на втором месте после ислама по количеству верующих. Правительство рассматривает её как две различные религии: протестантство и католицизм. Наибольшее количество христиан, отмечается в провинции Восточные Малые Зондские острова, более 90%.
Индуизм пришёл на индонезийский архипелаг в первые века нашей эры и имел здесь роль доминирующей религии вплоть до окончательного процветания ислама в 16 веке. На сегодняшний день приверженцы этой религии составляют 2 – 3% от всего населения Индонезии. Преобладание индуизма на большом историческом этапе связана с прочными торговыми и культурными связями с Индией.
Индуизм на Бали несколько отличается от индийского, уделяя большее внимание различным ритуалам, духам и предкам, а также эстетическим составляющим. На острове находится множество индуистских храмов. Буддийское население сконцентрировано в Джакарте, а также в Северной Суматре, Западном Калимантане.
После прихода к власти в Индонезии диктатора Сухарто и кровавых убийств 30 сентября 1965 года, наметился ренессанс буддизма в Индонезии. Причиной тому послужил приказ Сухарто всем жителям страны принять одну из пяти официальных религий - ислам, протестантство, католичество, индуизм или буддизм. Сейчас количество буддистов составляет около 10 миллионов человек, преимущественно китайского происхождения.
Религиозные практики
Ислам в Индонезии отличается определенной системой иерархического руководства. Существует две крупные мусульманские организаций, Нахдатул Улама и Мухаммадия, которые были основаны на острове Ява, они сыграли важную роль в образовании, националистической борьбе и политике после обретения независимости.
Режим нового порядка допускает только одну крупную мусульманскую политическую группу, которая должна была управлять мусульманами, но после падения президента Сухарто появились многие партии, однако эти две организации продолжали играть важную роль в выборах. Лидер НУ, Абдуррахман Вахид (его дед основал организацию), вел кампанию успешно и стал президентом страны.
А его противник, Амин Раис, руководитель Мухаммадии, стал спикером ДПР. В течение этого времени силы толерантности бросают вызов тем, кто хотел бы видеть Индонезию мусульманским государством. Результат этого конфликта является неопределенным.
Мусульманско-христианские отношения были напряженными с колониальных времен. Голландское правительство не обращало в свою веру, но это позволило христианской миссии свободно конвертироваться среди немусульман. Когда христиане и мусульмане были разделены территориально, а именно они проживали на разных островах или в различных регионах, отношения были дружными.
Начиная с 1970 года, однако,начались большие миграции людей, особенно много и часто переезжали мусульмане с острова Ява, Сулавеси и из некоторых частей Малуку в ранее христианские районы Калимантана, Сулавеси, Молуккские острова и в Западный Папуа. Это привело к изменениям в религиозной демографии и диспропорций в экономической, этнической и политической среде.
Ритуалы и святые места Индонезии
Мусульмане и христиане имеют свои религиозные праздники во славу своих верований. Очень часто религиозные праздники перекрещиваются, наслаиваются один на другой, и получается своеобразная смесь. Такое часто можно увидеть в Индонезии, потому что представители каждой религии неуклонно следуют своим религиозным календарям.
Список национальных торжеств мусульман и христианских праздников отмечается здесь вкупе с индо-буддийскими торжествами. Во многих местах люди одной религии могут признавать праздники другой религии, они могут ходить друг к другу в гости, дарить друг другу подарки.
Мечети и церкви имеют те же самые функции, имеющиеся в других местах в мире, но храмы на Бали очень особенные. В то время как они поддерживают центры духовного общения с индуистскими божествами, они также контролируют поток воды к комплексу системы орошения Бали через ритуальный календарь.
Основные мусульманские ежегодные ритуалы - это Рамадан (месяц поста), Идал Фитри (конец поста) и хадж (паломничество). Индонезия ежегодно наблюдает большое движение паломников в Мекку. Меньшие паломничества в Индонезии также могут быть организованы на могилы святых, тех, кто принес ислам в Индонезию.
Ритуалы традиционных систем верований отмечают события жизненного цикла или проводят специальные ритуалы с привлечением шаманов, медиумов. Также часто возносятся молитвы своим богам. Даже в мусульманских и христианских районах некоторые люди могут проводить ритуалы при рождении или смерти близких, которые относятся к традиционным народам, кормить духов мест или возносить почести могилам предков.
Часто используется практика колдовства или контрмагии. Дебаты по поводу того, что является или не является допустимым, часто возникают на территории Индонезии. Среди некоторых народов Индонезии принято приносить в жертву буйвола в честь похорон.
Смерть и жизнь после смерти
Широко распространено мнение, что покойный может повлиять на жизнь оставшихся в материальном мире, поэтому похороны нужно проводить надлежащим образом, чтобы душа умершего упокоилась по всем правилам и не бродила среди живых. Кладбища до сих пор считаются потенциально опасными для живых людей, потому что эти места считаются пристанищем призраков.
На острове Ява мертвых можно хоронить только по четвергам. Среди мусульман погребение должно происходить в течение двадцати четырех часов. Христианское погребение проводится обязательно под руководством местного церковного деятеля. Христиане и мусульмане имеют отдельные кладбища.
На острове Ява и в других областях могут проводиться вторичные обряды для того, чтобы обеспечить благополучие души и защитить жизнь. Похороны, как и браки, призывают к сплочению родственников, соседей и друзей, и среди многих этнических групп представители социального статуса могут выражаться через пышность или скромность похоронной традиции.
В клановых обществах похороны являются поводом для обмена подарками между женщинами. В таких обществах ответственность за процесс похорон лежит на плечах женщин.