Уникальной особенностью качинцев, выделяющей их на фоне остальных хакасов, является использование качинского диалекта. Они стали искусными мастерами в изготовлении украшений и имеют свои обычаи приема гостей.
Название
Этноним качинцы происходит от названия реки Кача. Она находится вблизи Красноярска, где проживали качинцы в 13 веке. В 18 столетии происходит миграция в сторону Абакана, где народ встречается с хакасами.
История
История происхождения качинцев неоднозначна. Сагайцы называют их дербетами, что указывает на происхождение из северо-западной Монголии. Существует легенда, по которой один из ханов отдал целое племя в качестве приданого кыргызскому князю Оджен-бегу. Качинцы предположительно составляли часть населения Джунгарского ханства, которое было разгромлено в 1756 году. Тогда часть из них переселилась на территорию современного Красноярска. Постоянные контакты с кыргызами привели к тому, что в начале 19 века многих из качинцев отождествляли с киргизскими племенами. А благодаря взаимоотношениям с хакасами начался новый виток ассимиляции. К середине прошлого столетия практически все качинцы называли себя хакасами. Сейчас они официально относятся к субэтносу.
Язык
В качинском диалекте разделяют несколько групп говоров:
- абаканскую;
- уйбатскую;
- белоиюсскую;
- староиюсскую.
Все говоры тяготеют к определенным местам у рек, что следует из их названия. За литературный хакасский язык принят абаканский говор. У каждого говора есть свои особенности:
- Уйбатский совмещает сагайский и качинский диалекты.
- Белоиюсский схож с кызыльским диалектом.
- Староиюсский считается наиболее обособленным и мелодичным говором.
Традиции
Традиции качинцев совпадают с хакасскими. Но все же есть некоторые отличия. Одним из таких является гостеприимство. Если кызыльцы угощают гостя рыбой, а сагайцы колобком с мясом, то качинцы преподносят айран, творог и сыры. Качинцы часто едят молочную продукцию и обязательно угощают ею гостей. Нередко гостя потчуют кониной, которая у них считается наиболее питательным мясом.
Для хакасов важно боготворить природу. Качинцы молятся небу, воде, земле и горам. У неба просят урожай, чтобы можно было кормить скот и семью. Во время молений необходимо подняться как можно выше, желательно на вершину. Раньше небу приносили в жертву ягнят. У каждого ягненка должна была быть белая шерсть и черная голова. Во время молитвы выбирали руководителей из числа старших. Существует мнение, что данному обряду уже много сотен лет, а появился он еще до формирования шаманизма.
У гор выпрашивали дождь только шаманы. Первые обряды моления горам проводились без специальной одежды и бубнов. Рекам молились для того, чтобы избежать опасностей на переправе. Для молений тоже приглашали шаманов.
Из деревьев самым почитаемым, как у качинцев, так и у хакасов, остается береза. Молитву березе читают в тех случаях, когда человек заболевает. Ритуал восходит к вековым корням — в ту пору хакасские племена полагали, что деревья являются их предками. У качинцев были свои березы, которые они называли родовыми деревьями. Постепенно они стали именоваться фамильными и принадлежать определенному роду. Чтобы защитить человека от пагубного влияния болезни, на ветви березы навязывали ленточки. С того момента она становилась настоящей святыней, вокруг которой собирались духи.
Наиболее почитаемым духом считается Изых-Хан. Раньше ему полагалось приносить в дар лошадь. Многие хакасы были степными кочевниками, для которых лошадь считалась самым главным источником благодати. Покровителем всех лошадей был Изых-Хан. Для совершения обряда жертвоприношения приглашали шамана, надевающего специальные одежды и приносящего с собой бубен. Шаман произносил молитву, завязывал в гриву лошади цветную ленту и отпускал ее на волю. Это и была жертва духу. Лошадь, конечно, иногда могла возвращаться к дому, ведь это животное склонно привязываться к человеку. Однако ездить на ней мог лишь глава семьи. Такую лошадь называли «Изых». При встрече лошади весной или осенью ее полагалось помыть и заплести новую ленту. У разных народностей хакасов существовали обычаи подбора коней разных цветов. Каска избирали лошадей бурого цвета, кыргызы — сизых, а ара — рыжих.
Культура
Важной частью культуры качинцев является изготовление украшений. Именно украшения считаются важнейшими деталями, имеют этническую ценность и передаются по наследству. Украшения являются не только эстетическим элементом наряда, они способны защитить обладателя от невзгод. Выполняя функцию оберега, украшения являются ценными предметами. Некоторые требуют высокого мастерства и приравниваются к ювелирным изделиям. Самыми ценными считаются те, что изготовлены из серебра. Основные виды украшений качинцев — это кольца, перстни и кресты, появившиеся в результате принятия христианства. Инкрустацию серебром выполняют для курительных трубок, огнива и седел. Серебро выбрано неслучайно, ведь именно этот металл очищает ауру человека. Серебро отождествляют с луной, которая считается источником жизни. Для изготовления помимо серебра используются перламутр, бисер и кораллы.
Наиболее уникальными украшениями считаются перстни «чустук». У них нет аналогов у других народов. Такие перстни исполнены в виде маленьких щитков, центр которых украшается кораллами. Ювелирной точности требует нанесение орнамента, в роли которого могут выступать линии, концентрические круги, трилистники. Качинцы и хакасы носят на безымянном пальце перстни с пятью кораллами, на среднем — с тремя.
Серьги — еще один вид украшений, завоевавший любовь у качинцев. Они верят, что каждая женщина должна носить такие украшения. Раньше серьги делали из проволоки, которую загибали в виде кольца. На таких кольца висели бусинки из кораллов, аккомпанемент им составляла рублевая монетка и кисточка. Стоит отметить и нагрудник, на котором изображали окуня, ассоциирующегося с богиней Умай. Нагрудник является свадебным украшением. Его надевает невеста перед проведением обряда бракосочетания. Выбор изображения лика богини неслучаен, ведь именно она дарует детей.
Другой важной основой качинской культуры является музыка. Основным форматом песен долгое время были четверостишия тахпахи, которые можно сравнить с японскими хокку (также хайку). Каждое такое четверостишия описывает красоту природы. Ранее мастера тахпахов соревновались друг с другом, сочиняя каждый стих на ходу. Сейчас тахпахи практически исчезли. Изначально музыка была нужна для развлечения и привлечения добычи — животные, по представлению качинцев, служили духам. Если задобрить их музыкой, то охотнику обеспечена удача.
Внешность
Одежда
Основное время качинцев уходит на земледелие, поэтому они носят удобную одежду, состоящую из широких и длинных рубашек. Женские и мужские наряды практически идентичны. Женщины украшают одежду разнообразной вышивкой. Зимой состоятельные качинцы и хакасы надевают шапки из лисьего меха. Шубы делали из овечьей шерсти, носили их мужчины или женщины, статус подчеркивали узорами, вышитыми из шелка. Летом женщины носили платья сигедек, мужчины надевали кафтаны, запахивающиеся с внешней стороны. Головным убором женщины всегда оставался платок или косынка, мужчина надевал конфедератку.
Известно еще несколько особенностей ношения одежды у качинцев:
- Они практически не носят однорядки, хотя она распространена у многих хакасов.
- Обувь у качинцев изготавливается из камуса — шкуры, снимаемой с голени оленя.
- Из-за сильных холодов меховую шапку качинцы делают с околышем. Иногда приходится делать ушанку, мех которой сделан из разных видов животных.
Жизнь
Качинцы по большей части являются земледельцами. Среди хакасов качинские племена реже всего занимаются охотой. Они разводят лошадей, овец и рогатый скот. В основном выращивается ячмень, который служит для приготовления талкана. В сентябре собирают кедровые орехи, весной — ценные коренья, которые используются для приготовления настоек. Травы, собираемые в лесах, качинцы используют в пищу. Качинцы выделывают кожу, занимаются ткачеством. Одним из самых престижных ремесел считается изготовление украшений.
Еда
Качинцы едят обычно молочную пищу. Из мясных блюд самым любимым является конина. Очень важным для них остается заготовка продуктов. Один из приемов заготовки мяса — «ууча». Чтобы приготовить такое блюдо, нужна примерно половина туши коня. Ууча засаливают в кадке с добавлением перца и чеснока. Мясо заливают маслом, а с наступлением весны позволяют ему оттаять. Ууча могут вялить или коптить. Из конины делают порчеугря — вареное мясо, которое готовят в казане. В получившийся суп добавляют творожную массу. Пищу не солят, так как это считается вредным для зрения. Суп иногда делают из крупы или ячменя. Такие блюда подают в первую очередь. При этом не оставляют в кастрюле ковш, иначе это может стать причиной потери сил. Мясо жарят, как правило, на сметане.