Ингилойцы исторически входили в состав грузинского этноса, однако в результате передела территорий в начале XX столетия оказались в составе Азербайджана. Ученые до сих пор ведут споры об истинном происхождении народности, а ее представители пытаются сохранить национальную идентичность.
Название
Существует два варианта объяснения названия этноса, связанных с возможными версиями происхождения народа.
- Согласно одной из них, этноним возник от тюркского выражения «янги йол», которое переводится, как «новообратившийся», «принявший новую веру». Версия исходит из мнения ряда исследователей, считающих, что народ выделился из грузинской христианской среды в XV-XVII столетии, обратившись в мусульманство.
- Согласно иной трактовке, ингилойцы — древнейшее племя хелов, или гелов, входившее в состав 26 племен, образовавших в V столетии до нашей эры могущественное государство Кавказская Албания. Этноним же образовался путем добавления к названию племени приставки «ен», обозначавшей территориальную принадлежность.
Где живут, численность
Исторически ингилойцы занимали территорию Алазанской долины, входившей в Кавказскую Албанию. Со временем зона расселения народа сократилась, а численность уменьшилась из-за процессов ассимиляции с грузинским и азербайджанским населением. Сегодня ингилойцы проживают, преимущественно в Азербайджане, однако точная численность их неизвестна, поскольку во время переписей представителей народности включают в состав иных этнических групп. Так, ингилойцы-христиане относят себя к грузинам, мусульмане — к азербайджанцам.
Сохранились данные о численности народа в Загатальском районе в начале XX столетия, составлявшей 8 727 человек. Сегодня известны приблизительные данные о численности ингилойцев, исповедующих христианство:
- Гахский р-он — 9000 чел.
- Загатальский р-он — 2 500 чел.
- Баку — 2000 чел.
- Балакенский р-он — 500 чел.
Ингилойские диаспоры и отдельно проживающие семьи расселены и за пределами Азербайджана. Известно, что в Волгоградской области России проживают порядка 300 представителей народности, образовавших на территории региона национальное объединение «Союз ингилойцев-эров».
Одежда
В зависимости от зоны расселения костюм ингилойцев различался. У проживавших в горных районах напоминал традиционный дагестанский, жители долины заимствовали черты азербайджанского платья. Мужчины носили широкие шаровары, синюю рубаху, архалук, чоху, бурку из грязно-белой шерсти, папаху. Дополняли наряд поясом из кожи, на который крепили оружие.
Женщины носили широкие просторные штаны красного цвета, рубаху до пола, длинную юбку. Сверху надевали удлиненный архалук с рукавами до локтя или кисти — распашное платье общекавказского типа. Молодые девушки предпочитали яркие цвета платьев, пожилые отдавали предпочтение архалукам из черной, коричневой материи. Дополняли наряд передником, фиксировавшимся на талии. Голову покрывали платком, лицо закрывали полупрозрачными тканями, наподобие вуали.
Принятая в национальных ингилойских танцах специфическая ходьба обязывает исполнительниц быть быстрыми и проворными. Для идеального исполнения танца на ноги надевают специальную вязаную обувь — башмаки джорабы. Они представляют собой башмаки-чулки, бывают короткими, средней длины и длинными. Подошву делают из кожи буйвола, которую обрабатывают для дополнительной прочности и защиты от проникновения влаги. Обувь создают из шерстяных нитей, которые производят самостоятельно из овечьей шерсти. Для вязания используют короткие и тонкие спицы, что обеспечивает плотную вязку, позволяя создавать изысканные узоры.
Популярные орнаменты — цветы, растения, символы огня и солнца. Для мужчин делали джорабы синего или коричневого цвета, для женщин — красного, зеленого, оранжевого. Раньше вязаная обувь была повседневной, сегодня ее носят лишь во время национальных праздников. Джорабы играли важную роль в свадебной обрядности, составляя значительную часть приданого. По традиции, невеста должна была принести в дом мужа столько пар обуви, сколько у него родни: нередко их число доходило до сотни.
Культура
Традиционный ингилойский танец на первый взгляд незамысловат, однако все движения символичны, уходят корнями в древнее прошлое, когда танец играл обрядовую роль. Яркий пример — женский танец, в котором исполнительницы идут по кругу сначала вперед, затем пятясь назад. При этом, как и у других кавказских народов, ценится прямая осанка, руки обязательно подняты выше уровня плеч, шаги плавные, быстрые и мелкие. Кажется, что танец передает движение воды на мельнице: считается, что придуман он был в древности ингилойскими женщинами, чтобы поддерживать мужчин во время переработки зерна.
Для вязания джорабов, обработки шерсти, прядения нитей женщины собирались вместе в одном из домов. Чтобы не скучать во время посиделок, работу сопровождали музыкой, воспроизводили которую на традиционном музыкальном инструменте — танбуре. Считается, что это один из древнейших музыкальных инструментов, возраст которого насчитывает порядка 2 000 лет. В отличие от других народов, у ингилойского танбура две струны вместо трех, а играют на нем пальцами, без использования специальных насадок. Играют всегда экспромтом, считается, что наиболее интересные композиции получаются у представителей старшего поколения.
Музыка сопровождает ингилойцев с самого рождения. По традиции, до трех лет детей укладывают спать бабушки, обязательно напевая колыбельные про родные края, природу, традиции, предков. Таким образом, дети с детства знакомились с национальной культурой, к трем годам начиная подпевать во время вечернего ритуала укладывания спать.
Интересный обряд связан с первым укладыванием ребенка в люльку. Совершали его тоже бабушки: укладывали младенца в узкую колыбель, для безопасности закрепляя широкими лентами, напоминающими современные пеленки. Одновременно старшие внучки укладывали в самодельные мини-люльки кукол: играя, готовились к роли будущей матери.
Религия
В древности ингилойцы, как и другие кавказские племена, были язычниками. Поклонялись небесным светилам, горам, деревьям, одушевляли окружающую природу, верили в духов-хозяев всего сущего. В начале новой эры народы Кавказской Албании приняли христианство, господствовавшее в регионе до Средневековья.
В этот период под арабским и турецким влиянием ингилойцы обращены в ислам. В связи с активной миссионерской деятельностью грузинской церкви и русского государства в 1860 г. народ перешел из мусульманской религии в христианство, образовав в регионе 12 приходов. Однако спустя три года девять из них вновь перешли в ислам. Сегодня ингилойцы-мусульмане проживают в селениях Загатальского и Балакенского районов, христиане — в Гахском районе Азербайджана.
Традиции
Важное место в традициях ингилойцев занимает колодец. Отправляясь за водой, девушки и женщины собираются у колодца каждый вечер: обсуждают новости, шутят, поют песни. Поскольку свободное общение молодежи не приветствуется, практически единственным способом присмотреть себе пару по душе являются вечерние выходы девушек к колодцу. Парни приходят сюда не за водой, а чтобы выбрать себе невесту.
Первый шаг в сторону понравившейся девушки делает старейшина семьи: подходит к возможной невестке и просит угостить водой. Если жених приходится по нраву — девушка сама наливает старцу воду, если нет — просит это сделать замужнюю женщину из другой семьи.
К колодцу ходят не только для поиска пары и обмена новостями. Путники, отправляясь в дальнюю дорогу, обязательно подходят к источнику и выпивают половину кружки воды. Оставшуюся жидкость выливают на дорогу: превратившись в пыль, капли воды позовут путника обратно домой.
В связи с частой сменой религий, в традициях и верованиях ингилойцев встречаются следы синкретизма. Так, хороня умерших по традиционному христианскому обряду, поминки народ проводит своеобразным способом, корни которого уходят к обряду тризны. Дважды в год, весной и осенью, родные усопшего собираются на месте погребения, зажигают свечи и прямо на могиле раскладывают еду, которую усопший любил при жизни. После проводят обряд самгел: посыпают могилу крупицами застывшей смолы. Затем с бокалом вина родственник-мужчина произносит поминальную речь, после чего все присутствующие принимаются за угощение.
Еда
Основу ингилойской кухни составляют мучные, молочные, мясные продукты. Изюминку блюдам придает сочетание элементов азербайджанской, грузинской и местной кухни: лобио, лаваш, плов, домашние колбаски, мамалыга, гирц (также гирш), хинкали можно увидеть на одном столе.
Национальный ингилойский хлеб пури пекут в тандыре — традиционной азербайджанской печи. Готовую выпечку ломают руками, подают гостям с сыром и маслом. Одним из древнейших рецептов считается способ приготовления масла кяря: его взбивают в маслобойне из простокваши, сделанной из молока буйволицы. Молоко буйволицы в два раза жирнее коровьего, поэтому блюда на его основе получаются питательными. Вытопленный из молока или мяса жир используют для жарки.
Махара — ингилойские блины из молока буйволицы, которое из-за жирности не всегда позволяет тесту стать пышным и вкусным. Из-за этой особенности у ингилойских женщин появилась традиция: перед его приготовлением загадывать желание. Если блин получится, значит и желание исполнится, если нет — значит время еще не пришло. Махара олицетворяет солнце, поэтому блины готовят в сезоны, когда его не хватает: осенью, зимой и весной.