Хонгодоры представляют собой племя, относящееся к субэтносу Бурятии. Его представители приняли участие в этногенезе бурят. Это самый северный монгольский народ, древнейшее население Байкальского региона. Хонгодоры имеют богатый эпос, повествующий о жизни и завоеваниях этого немногочисленного народа.
Численность
Этот субэтнос исчисляется всего 30 000 жителей. Несмотря на это, внутри племени насчитывается 9 представителей основных родов (прямых предков основателя рода) и 16 родов, не имеющих кровной связи с первопредком.
Где живут
Ареал расселения хонгодоров определяется несколькими районами Бурятии, Монголии. Эти люди проживают в Аларском районе Иркутской области, монгольских городах Ховд, Ховсгол. На территории Бурятии они находятся в районах:
- Тункинский
- Окинский
- Закаменский
Родственными народами хонгодоров являются калмыки, халхи. Халхи составляют основное население Монголии. Калмыки проживают в Республике Калмыкия, входящей в состав РФ.
Язык
Хонгодоры разговаривают на бурятском языке. Он является официальным в Республике Бурятия. Язык входит в центральную ветку северомонгольской группы монгольских языков.
Название
О происхождении названия народа нет единого мнения. Наиболее распространенные версии:
- От слова «хуба», означающего «лебедь». Это тотемное (священное) животное, которое почитается у бурятов.
- От тюркского «хун» — «солнце». Эта версия говорит о том, что народ является потомком древнего племени хунну.
- Слово «хон» переводится как благородная птица, а «годор» — ее дети.
История
Этногенез хонгодоров также под вопросом. Отельная группа историков считает их потомками монголов. Другая, что они произошли от племени булатагов, завоеванных монголами и ассимилировавшихся с ними. Большинство ученых склоняется к тому, что народ вышел из хонгирадов (конготоры, кунграты). Это монгольское племя повлияло на этногенез монгольских и тюркских народов.
По легенде у основателя рода Хонгодора было 9 сыновей, которые образовали 9 отдельных родов. Позднее в племя влились представители монголов и бурят, в результате чего образовались подветви. Хонгодоры переселились из Монголии на территорию современной Бурятии в 17 веке в процессе войны. Они потерпели поражение в битве с ханом Маньчжурии и отступили в аларские степи. Сначала племена вели привычную кочевническую жизнь. Затем отошли от нее, осели и стали заниматься землепашеством.
Хонгодоры являются горными племенами, в отличие от остальных бурятских народов, которые живут в степях. Они живут в предгорьях Саян, Хамар-Дабана. У окинских племен до сих пор существует полукочевнический образ жизни, называемый вертикальным кочеванием. Он заключается в том, что в летний период люди живут в предгорьях, где скот пасется на лугах, а с наступлением зимы переезжают на равнину.
Религия
Основной религией у хонгодоров является шаманизм. Небольшая часть исповедует буддизм, православие. Буддизм сохранился со времен жизни в Монголии. Православие распространилось с приходом в Сибирь и насаждалось насильственно. В настоящий момент подавляющее большинство народа продолжает придерживаться традиционных верований.
Шаманизм, или шаманство, представляет собой древнюю форму религии, в основе которой лежит вера в духов. Посредником между народом и духами является шаман — представитель племени, наделенный особыми умениями. Учение говорит, что мир разделен на три части: верхний, срединный, нижний, которыми управляют боги — тенгри. Покровителем хонгодорского народа является Уурак Саган Тэнгэр. Он посылает на землю лебедей — священных птиц, через которых передает дары людям. Главные божества — Эсэгэ Малан (мудрый отец) и богиня Земли Ульген. В верхнем мире предводительствуют Хан Хурмаста — начальник добрых божеств и Асарани Арбан — темное божество. Злые и добрые боги постоянно воюют друг с другом. Тогда на небе появляются молнии, гром, метеориты.
Хонгодоры поклоняются всем верховным божествам, солнцу, луне, горам, рекам. По их верованиям, все явления природы имеют своих хозяев. В горах и возле селений находятся особые места, в которых ставят стелы, фигуры богов, каменные пирамиды. Это места поклонения, где молятся, просят о благополучии, успехе.
Жизнь
В ту пору, когда хонгодоры были кочевыми племенами, они занимались скотоводством и охотой. Они разводили коз, овец, коров. Благодаря этому у людей было мясо, молоко, шкуры, шерсть. Также держали верблюдов, лошадей, которые служили средством передвижения. На крупного зверя охотились группами, в одиночку расставляли ловушки на небольших животных. Земледелием хонгодорские племена начали заниматься после того, как пришли к оседлой жизни. Они переняли приемы землепашества у соседних народов. Также развилось кузнечное ремесло.
Групповой охотой хонгодоры занимались вместе с племенами булагатов и эхиритов. Участников было несколько десятков человек, которые образовывали большой круг, расходясь по территории. Создавалась иерархическая структура, во главе которой стоял командир, два командующих левым и правым флангом, трое охотников, ориентировавшихся на местности, которые управляли всеми остальными. Руководство осуществлялось посредством боевых кличей. По периметру разжигали костры для отпугивания животных. Когда звери выбегали из леса, в них стреляли из луков. Затем добычу делили между участниками. Большую долю получали начальники, оставшуюся часть делили поровну.
Хонгодоры добывали железную руду, в связи с чем появилось кузнечное дело. Существовали династии кузнецов, мастерству обучали с детства и передавали знания по наследству. Изготавливали не только железные, но и серебряные и золотые изделия. Кроме воинских доспехов и оружия, ковали элементы упряжи, инструменты, украшения.
Еда
В рационе хонгодоров присутствует много мяса. В основном это баранина, телятина, домашняя птица. На праздниках тушу животного готовят целиком. Голова барана считается почетной пищей, которую подают гостям. Ее кладут на отдельное блюдо и подносят лицом к уважаемому гостю. Также много молочных продуктов. На основе молока делают творог, сметану, разнообразные напитки. Популярны травяные отвары, зеленый чай. Традиционно черный чай заваривают со сливками, обжаренной мукой. Его можно пить с солью, маслом. Этот напиток придает сил, наполняет тело энергией.
Традиции
Браки у хонгодоров заключаются по договоренности между родителями детей, когда те еще маленькие. Договор скрепляется взаимными подношениями и вином. Раньше в 15 лет детей уже женили. Свадьба состоит из множества этапов, среди которых имеются такие:
- засылание сватов;
- передача выкупа;
- девичник;
- свадебный кортеж;
- освящение жилья.
Также на свадьбе проводятся различные игры, соревнования, много песен и танцев. Молодым дарят подарки. Детей стараются заводить побольше, поэтому семьи многодетные.
После смерти одного из членов племени проводится погребальный обряд. В древние века в могилу вместе с покойным закапывали украшения, предметы быта. Мужчин хоронили в доспехах, рядом складывали оружие, седло коня, на котором он ездил. В ряде районов, население которых исповедует буддизм, человека после смерти сжигают. Перед этим его заворачивают в белую ткань, чтобы покойник не видел живых. В древности людей не закапывали в землю, а просто вывозили в степь и оставляли там. Тело поедали дикие животные.
Хонгодоры отмечают такие праздники:
- Сагаалган
- Сурхарбан
- Алтаргана
- Зула Хурал.
Сурхарбан — праздник почитания духов земли. В этот день проводятся жертвоприношения, читают молитвы. Затем устраивают спортивные соревнования, на улицу выносят праздничную еду. Сагаалган — Новый год, который отмечают в начале весны. Это праздник Белого месяца. В доме наводят чистоту, выбрасывают старую одежду, готовят угощения. На стол ставят белые продукты — творог, сметану, молочную водку, пельмени. Праздник принято встречать во всем белом, что символизирует чистоту, счастье.
Алтаргана представляет собой национальный бурятский фестиваль. На нем исполняют народные песни, участвуют в спортивных конкурсах, проводят выставку традиционных ремесел. Зула Хурал — праздник тысячи лампад. Он является буддийским. В этот день устраивают торжественное шествие, молебен, зажигают свечи. Свет от свечей олицетворяет просветление, которого достиг Будда.
Хонгодоры чтят все традиции своего народа, родственные узы. Для этих людей важна связь с природой, в которой они видят божественное начало.