На побережье Черного моря живет уникальный народ — хемшилы. Они также известны как амшенцы. Их особенностью является ветвь предков, начавших свою историю еще с Древней Греции.
История
Предками современных хемшилов являются амшенцы, переселившиеся к приграничным территориям Византийской империи. Переселение произошло из-за столкновения с арабскими завоевателями. Ими был основан город Тамбур, позднее переименованный в Хамшен. Здесь хемшилы обособленно жили долгое время, что сделало их жизненный уклад отличным от прочих армян. Например, своей религией они избрали христианство в составе Хачкарской епархии. Им пришлось вновь столкнуться с агрессором в середине 15 века, но на этот раз на хемшилов нападают турки. Османское иго продлилось несколько веков — вплоть до 18 столетия.
Это привело к массовой исламизации, однако народ сумел сохранить культурные особенности и язык. Принимая ислам, амшенцы уберегали себя от гнева турок. Те, кто осмелился отказываться, бежали в Западный Понт. Позднее переселение затронуло Черное море — амшенцы оказались во владениях Российской империи. Многим из них пришлось остаться в России, так как в 20 веке начался массовый геноцид армянского населения. Ситуацию усугубляла война за независимость в Турции. Часть хемшилов сумела спастись в Армении.
Характер
Амшенцы, которые живут в Трапезунде, отличаются меланхоличностью и даже несколько ленивы. Ордусцы, наоборот, агрессивны, активны, весьма эмоциональны. Причем эти особенности касаются не только мужчин, но и женщин. Девушки из Орду способны удивить своим острым языком и агрессивностью.
Нация
Нация хемшилов насчитывает 3 группы:
- Баш-хемшинов;
- Хопа-хемшинов;
- Северных амшенцев.
Баш-хемшины являются мусульманами, которые живут на западе Турции и говорят на турецком языке. Хопа-хемшины являются представителями восточной ветви амшенцев. Они также относят себя к мусульманам и разделяются на несколько дополнительных групп, крупнейшей из которых является турцеванцы.
Северные хемшилы не являются мусульманами. Исламизации им удалось избежать благодаря обособленному существованию в Самсуне. Часть переселилась в Орду и Трабзон. Сейчас многие северные амшенцы живут в Абхазии, Адыгее, Сочи. Основной их религией стало христианство.
Жизнь в разных странах
В Турции к хемшилам проявляют повышенный интерес. Это касается многих деятелей культуры. Режиссеры, эстрадные исполнители и лингвисты проявляют большую любознательность в отношении народа. Удивительно, но многие амшенцы с неприязнью воспринимают ассоциацию с армянами, хотя это касается преимущественно старшего поколения. Среди молодежи есть представители левых, которые стараются идентифицировать себя как армяне. Турецкие власти лояльны к амшенцам, хотя бы по той причине, что бывший премьер-министр имеет корни западных хемшилов. Сейчас резко увеличилось число туристов, которые отправляются в края амшенцев. Некоторые воспринимают туристическую активность негативно, ведь это ставит под угрозу культуру и природу. Большие споры вызвала строящаяся дорога до Айдера. Активисты среди хемшилов призывают местное население вставать на охрану родных краев, чтобы бороться с притоком туристов.
В Советском Союзе амшенцам пришлось пережить депортацию. Большинство жили в Южной Киргизии, причем им пришлось сталкиваться со строгим надзором, что практически означало лишение свободы. Только в 1956 году хемшилы освободились от надзора, но вернуться в родные края им не дали. В 80-х годах прошлого столетия народ отправил петицию в правительство СССР, чтобы им разрешили переехать в Армению, однако петиция оказалась отвергнута, что было связано с наличием мусульманского населения в Армении. Хемшилы исповедовали христианство, а это могло обернуться серьезным конфликтом. Распад Советского Союза привел к втягиванию народа в грузино-абхазскую войну. Многие из них столкнулись с настоящей дискриминацией в Краснодарском крае. Хемшилы не получали паспортов, не имели прописки, даже не признавались на формальном уровне. Люди оказались вынуждены просить зашиты у Армении, чтобы получить законный статус.
Язык
Хемшилы говорят на амшенском диалекте, который относится к армянскому наречию. Большинство армян понимает данный диалект. Примечательной особенностью является использование турецкой письменности. В ряде случаев они также используют кириллицу. Это связано с приверженностью к христианству.
Культура
Престиж хемшилов — рассказы, загадки и анекдоты. Все они основываются на армянской прозе. Другой культурной особенностью можно назвать музыку.
- Хемшилы используют тулум, ближайшим родственником которого является волынка. С виду этот инструмент напоминает большую подушку с трубкой. Его нельзя назвать уникальным, он есть и у лазов, хотя те называют его гуда.
- Аккомпанемент тулуму составляет кеманча — понтийская скрипка, имеющая длинную шейку, которую можно удерживать одной рукой, ставя при этом другим концом на землю или подставку.
- Есть у амшенцев и аналог флейты, который называется зурна.
- Хемшилы считаются почитателями армянской музыкальной традиции. Они бережно хранят ценные сведения о ней и испытывают большую любовь к музыкальной нотации — хазам. Хазы являются способом фиксации музыки. Возникли еще в 8-ом веке.
- Среди хемшилов есть превосходные гусаны, которых часто приглашают на свадьбы. Гусан — певец, исполняющая светские песни. Первые такие певцы появились еще в эпоху эллинизма. С 17-го века сохранились миниатюры, изображающие гусан на свадьбах.
- Особо выделяется гимнография. Ее называют шараканом. Первые шараканы появились в 5-ом веке. Большое количество позволяет хемшилам свободно изучать гимнографию и использовать наработки в выступлениях.
- Хемшилы учат музыке детей с раннего детства. Известно немало исполнителей, которые выступают на престижных конкурсах.
- Существует союз, ставящий своей целью защиту культуры хемшилов. Участники коллектива не являются профессионалами в музыке, но с удовольствием танцуют и поют песни на сцене.
Жизнь
Народ занимается выращиванием кукурузы и чая. Хемшилы стали опытными пчеловодами, традиция пчеловодства насчитывает несколько поколений. Разводят рогатый скот. Проживающие на юге России хемшилы специализируются на выращивании цитрусовых и табака. Довольно редкое занятие для представителей данного региона — разведение тутового шелкопряда. Развито также рыболовство.
Основными видами деятельности горожан является изготовление кондитерских изделий, ресторанный бизнес и транспортные перевозки. В Турции хемшилы прославились в качестве великолепных оружейников.
Еда
В типичном хемшилском ресторане искушенного гурмана вряд ли удивит интерьер. Однако амшенцы научились готовить еду по собственной рецептуре, что сделало их кухню действительно интересной. Например, у них есть собственный путук (особый суп), который отличается уникальным способом приготовления. Каким именно, повара держат в секрете. При этом даже армяне находят во вкусе явные отличия от привычного путука.
Внешность
Путешественники отмечают у хемшилов сходство с турками и армянами. Они выделяются цветом лица и формой носа. Однако не существует точных антропологических исследований, способных охарактеризовать портрет, в котором угадываются черты самых разных народов. В том числе кавказских.
Одежда
Девушки пользуются платками, которые они повязывают весьма необычным способом. Сами платки похожи на нечто среднее между платком и тюрбаном. Одежда хемшилов соответствует их образу жизни. Народ живет в горной местности, где требуется носить теплую и удобную одежду. Мужчины надевают кафтаны, женщины —безрукавки и платья с широким подолом. На ногах носят сапоги и шаровары. Сейчас даже у сельских жителей можно увидеть современную одежду.
Многие хемшилы называют армян своими братьями. Однако подчеркивают важность Турции, как родной земли. Это удивительное явление, когда происхождение народа так отличается в сравнении с его современной идентификацией. Получается, что хемшилы произошли от одного народа, а живут в самых разных краях. Важно указать, что сейчас амшенцы есть на территории России, Турции и Армении. Однако владение армянским и турецким языками напрямую указывает на их происхождение и одновременно тяготение к конкретным странам.