Территория Рязанской области была заселена с древнейших времен. Основание столицы региона — Рязани — относится к 11 столетию, а большая часть действующих сегодня крупных городов и поселков появилась в 16-17 веках. Несмотря на столь долгую историю становления края, большим по численности назвать его нельзя. По информации на начало 2019 г., тут проживает 1 114 149 человек, что ставит субъект лишь на 46 место в общероссийском рейтинге. При площади 39 605 км² — 58 позиция по России, плотность тоже довольно низкая: 28,13. Для сравнения, в соседней Тульской области этот показатель составляет 57,59, а в Липецкой — 47,58.
Самые крупные города Рязанской области по численности населения
В Рязанской области насчитывается всего 12 городов. Миллионников среди них нет, а столица края Рязань может похвастаться лишь 538 962 жителями. Следующим в рейтинге крупнейших населенных пунктов региона идет небольшой городок Касимов, где проживает в 17 раз меньше человек: 30 696. Еще в 7 городах число обитателей находится в пределах от 10 340 до 26 329, а в самом маленьком, замыкающем рейтинг Спасск-Рязанском, живет лишь 6 555. Из-за подобного дисбаланса область рискует стать моноцентричной, поскольку почти половина населения проживает в столице, из-за чего остальные населенные пункты практически не развиваются.

Также тут насчитывается 21 поселок городского типа. Интересно, что в трех из них число жителей больше, чем в городах. К ним относятся:
- Шилово — 14 531;
- Лесной — 7 687;
- Тума — 5 899.
Список наиболее густонаселенных городов Рязанской области:
- Рязань — 538 962.
- Касимов — 30 696.
- Скопин — 26 329.
- Сасово — 25 747.
- Ряжск — 21 623.
- Рыбное — 19 265.
- Новомичуринск — 16 852.
- Кораблино — 11 272.
- Михайлов — 10 340.
- Спасск-Рязанский — 6 555.
Рязань — крупный по меркам России
Несмотря на отсутствие статуса миллионника, по меркам страны Рязань является довольно крупным населенным пунктом. Тут живут 538 962 человека, что ставит его в тридцатку крупнейших в Российской Федерации. Плотность занимает средние значения в сравнении с другими региональными центрами, но, конечно, не дотягивает до столичной:
- Рязань — 2 406;
- Липецк — 1543,95;
- Тула — 3311,89;
- Москва — 4925,19.

Первые поселения здесь появились еще в эпоху палеолита, а современный город Рязань основан был в 1095 году. Несмотря на значительный вклад населенного пункта в историю страны и меняющуюся со временем численность, большой ее назвать было нельзя: к 1811 году тут проживали лишь 7 800 человек. Пик увеличения количества горожан пришелся на советские годы: с 49 100 человек в 1913 г. показатель дошел до 527 000 в 1991 г.
Рязань — промышленный центр области, на долю которого приходится выпуск 60% продукции. Важнейшим промышленным объектом является крупный нефтеперерабатывающий завод. В столице региона находятся представительства многих российских и зарубежных компаний и высшие учебные заведения. Рязанский транспортный узел связывает Урал и Москву, что обеспечивает высокий трафик, в том числе большегрузов.
На центральных улицах города из-за отсутствия выделенных полос и неправильной парковки регулярно наблюдаются пробки, которые в разы увеличиваются летом, когда в древний город приезжает множество туристов. Кроме того, довольно значительную роль в образовании заторов на выездах из города и создании ощущения многолюдности центра вносит наличие крупной рязанской агломерации. Ежедневно тысячи жителей пригородов, где лучше экология и дешевле жилье, едут на работу в областной центр, в разы увеличивая его численность в дневные часы. Все это формирует негативную экологическую ситуацию, основной «вклад» в которую вносят выхлопные газы. На втором месте находятся выбросы промышленных предприятий.
Касимов — численность неумолимо уменьшается
Второе место в рейтинге занимает небольшой Касимов, где обитает в 17 раз меньше человек. Это также один из старейших городов России, основанный в 1152 г. Он стоит на берегу Оки в 262 км от Москвы и в 165 км от столицы региона. В середине 19 века тут насчитывалось порядка 10 000 жителей, а за период правления советской власти цифра увеличилась втрое, достигнув максимального за весь период существования населенного пункта значения в 37 900 человек в 1992 г.

Затем началось стабильное падение, продолжающееся до сих пор, причем довольно серьезными темпами для столь небольшого города. По данным на начало 2019 г., население составило 30 696 человек, то есть упало почти на 20% за 27 лет. Причиной выступает не только демографический кризис, но и миграция молодежи в более крупные Рязань и Москву. Сегодня в городе продолжают действовать предприятия промышленности, крупнейшим из которых выступает Приокский завод цветных металлов. Также здесь находится множество исторических памятников, однако доходы от туризма не имеют серьезного значения в экономике.
Скопин — город развивается в сторону туризма
Третью строчку рейтинга занимает Скопин, где обитает на 4 000 меньше жителей, чем в Касимове. Это маленький провинциальный городок с плотностью всего 852,07, поэтому проблемы мегаполисов или даже крупных региональных центров ему несвойственны. Он носит статус города областного значения, которому подчиняется еще 5 населенных пунктов, однако застройка здесь преимущественно малоэтажная или частная.

Здесь действуют два крупных предприятия, которые формируют экономику города и обеспечивают местное население рабочими местами: Завод горно-шахтного оборудования и Автоагрегатный завод — самый крупный в России производитель автокомпонентов. Долгое время существовал завод «Металлург», нанесший непоправимый вред экологии региона. За время его существования в могильниках вблизи Скопина было захоронено порядка 1,5 тонн отходов, в которых содержится примерно 200 миллиардов смертельных для любого человека доз ядовитого мышьяка.
Населенный пункт выступает важным транспортным узлом: автомобильная и железнодорожная ветки федерального значения «Каспий» обслуживают мощные пассажирский и грузопотоки. Скопин известен и как центр гончарного ремесла России, что привлекает сюда туристов со всей страны. Благодаря развитию туристической инфраструктуры с 2017 года наблюдается рост числа гостей города, желающих познакомиться с его историческим прошлым и народными промыслами.