На 2018 год власти Иркутской области отмечают снижение численности населения. Наиболее населенными городами остаются Иркутск, Ангарск и Братск. Другие областные города тоже демонстрируют регулярный отток. Главной причиной остается усиленная миграция. Рост населения незначительный, только в Боханском и Осинском районах наблюдается повышение рождаемости.
Самые населенные города Иркутской области
- Иркутск — примерно 623 736 человек
- Ангарск — 226 000 человек
- Братск — 231 600 человек
Иркутск — столица области
Иркутск считается многонациональной столицей области. Здесь живут помимо русских, украинцев и татар, немцы, белорусы, поляки. Последние годы все чаще можно увидеть метисов, которые появились в смешанных браках. Местные жители прослыли интеллигентами благодаря наличию у большинства образования. Проблемы большого города знакомы им не понаслышке. Крупные Красноярск и Новосибирск часто ставятся в пример как решившие множество социальных проблем.

Для Иркутска остро состоит проблема нехватки мест в детских садах. До сих пор отмечаются очереди, в которых пребывают более 20 тысяч детей. Вопросы решаются открытием дополнительных групп и строительством новых дошкольных учреждений. Это позволяет получить около 400 новых мест ежегодно, что катастрофически мало. Семьи могут рассчитывать только на частные сады, которые стоят немалых денег. Это серьезно сказывается на рождаемости, однако по крайней мере со школами подобной проблемы нет.
Жители скандируют лозунги, требующие построить новые детские сады, практически при каждом муниципальном мероприятии. Это возымело должный эффект: мэрия один раз потратила годовой бюджет практически полностью, чтобы восполнить дефицит детских садов. Население также требует улучшить качество дорог. Получается это с переменным успехом — стоит только снегу по весне начать таять и асфальт портится.
К списку проблем можно добавить общественный транспорт. Иркутску еще далеко до миллионников, но его маршрутки уже прослыли страшными машинами. Залезть в них невероятно сложно, но еще сложнее вылезти. Муниципальный транспорт ходит редко, а частный управляется водителями из Средней Азии, которые стремятся как можно скорее объехать маршрут. Не говоря уже о качествах самих автобусов, которые буквально разваливаются на ходу. Пробки тоже стали нормой. Благодаря развязке моста стало немного легче, но при ремонте дорог ситуация усугубляется. Улицы просто некуда расширять, автомобилей же на них становится все больше.
Иркутску повезло на предприятия. Здесь многие люди могут трудоустроиться, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Отметим, что конкуренцию местным составляют выходцы из Китая, которые часто готовы работать за низкую заработную плату на стройках.
Ангарск — густонаселенный маленький город
Плотность Ангарска невысокая, но у города есть проблема расселения. Если его новая часть считается престижной, то старая имеет районы с неблагоустроенной инфраструктурой. Есть и микрорайоны, например, Байкальск, где жилье достаточно дорогое, при этом наиболее престижное. У Ангарска есть развитая система общественного транспорта. Пополняется парк автобусов, а также трамваев. Однако цены достаточно высокие, а уровень обслуживания низкий, при этом столпотворения случаются нечасто.

Из-за массовых продаж детских садов в частные руки сейчас подобных учреждений не хватает. Дороги тоже вызывают много негодования. Раньше они казались широкими, однако большой приток автомобилей ситуацию изменил в худшую сторону. С учетом численности населения у Ангарска недостаточно больниц. Это же касается медперсонала. На выручку должны прийти платные медицинские центры, однако население относится к ним скептически.
Для работы у жителей Ангарска есть несколько предприятий. Среди них:
- крупная строительная компания;
- филиал Роснефти;
- компании по производству пищевой продукции;
- собственная фабрика мороженого.
Многие молодые люди работают в сфере торговли. Поэтому по крайней мере с работой у ангарцев особых проблем нет.
Братск — энергетический центр
Братская ГЭС стала самым важным объектом города. Многие из местных работают именно на ней. Город считается молодым, но уже ощущается нехватка людей из-за высокой смертности и малой рождаемости. Многие жители полагают, что Братск является комфортным городом для жизни. Этому способствует забота о чистоте и инфраструктура. У Братска есть детские сады, много профессиональных учреждений.

Тем не менее очередь в дошкольные учреждения сформировалась довольно большая. Есть налаженное железнодорожное сообщение, поэтому население не испытывает трудностей с тем, чтобы добраться к отдельному округу. Дороги стараются поддерживать в надлежащем состоянии, однако жителям не нравится сам транспорт, который представляет собой устаревшие во всех смыслах автобусы. Остро стоит проблема нехватки специалистов в медицинских учреждениях. Отмечается повышенный приток мигрантов из Средней Азии, работающих на должности врачей.
Предприятия преимущественно представлены заводами. Живущие в Братске люди могут рассчитывать на трудоустройство в промышленности или в бюджетной сфере. Многие предприятия собираются реконструировать, что должно дать городу больше рабочих мест. Братску, с одной стороны, повезло с работниками бюджетной сферы, однако многие из них недовольны заработной платой. Нет у города значительных проблем и со строительством жилья. Хотя из-за прилегания к территориям заводов населению приходится страдать из-за плохой экологии. Сложности обстоят с родильным отделением. В Братске есть только один роддом, расположенный в центре. Благо скорая помощь работает быстро, поэтому люди остаются спокойны.
Общая ситуация по городу оценивается, как благоприятная. Отсутствие густонаселенности оборачивается плюсом для всех, кто желает получить место в лицее или гимназии, есть много мест на обучение в области среднего специального образования. Тем не менее молодежь активно покидает Братск.
Как вывод, серьезных проблем с перенаселенностью у Иркутской области нет, но трудности, характерные для любых областных городов, встречаются повсеместно, что снижает комфорт проживания.