Горные марийцы являются представителями Республики Марий Эл. Этот народ имеет собственные уникальные черты, выделяющие его на фоне остальных марийцев.
Где живут (Территория)
Горные марийцы ранее проживали на территории Суры и правом берегу Волги. Сейчас основная часть сосредоточена в горном марийском районе Республики Марий Эл. Небольшая часть расселилась в Кировской и Нижегородской областях.
Численность
В общей сложности насчитывается 135 тысяч (приблизительная оценка) горных марийцев. Данные опираются на Всероссийскую перепись населения, в ходе которой опрашиваемые четко идентифицировали себя как горные марийцы, что является характерной чертой этнической группы. Народное самосознание и отличный от других марийцев менталитет вызваны особенностями истории, хотя во многом данная группа и, собственно, марийцы схожи.
Язык
Горные марийцы говорят на горном наречии марийского языка, имеющем множество диалектов. Главным образом, выделяются горное и лесное наречия, которые знакомы многим мари. Исследования горно-марийского языка начались еще в 18 веке. Его связывают с финно-угорскими языками, при этом подчеркивая своеобразие. Большинство горных марийцев знает русский.
История
Первые люди поселились в горно-марийском районе примерно 30 тысяч лет назад. Первобытный строй постепенно переходил к новому, и в 10 веке нашей эры марийцы успешно развивали торговлю. Близость к волжскому торговому пути способствовала налаживанию отношений с булгарами, оказывающими не только экономическое, но и политическое влияние на марийцев. Расселение народа происходило ближе к 11 веку. Этот период ознаменовал разделение на луговую и горную группы. В 13 веке горная часть марийцев стала испытывать сильное влияние Московского княжества, тогда как луговые марийцы все сильнее зависели от Казанского ханства. Окончательное формирование двух групп завершилось в 16 веке. В советские годы в республике Марий Эл стало появляться много колхозов, развивались мануфактуры, велось строительство заводов и швейных фабрик. Это определило дальнейшую жизнь людей.
Жизнь
Занятия
Горные марийцы, как и их собратья, традиционно занимались земледелием. Уклад сохранялся даже в 19 веке. Русские соседи постепенно переходили к развитию промышленности, но марийцы и горные марийцы не спешили брать с них пример. Скотоводство и разведение лошадей оставались наиболее важными занятиями вплоть до промышленного бума. Это обусловило наличие большего числа голов скота, чем у русского населения.
Население занималось бортничеством, производством древесной смолы, мочалок. В середине 18 века активно заготавливали циновки, продавая их в соседние поселения. Среди горных марийцев были хорошие садоводы, рыболовы. Наиболее востребованной садоводческой продукцией являлись яблоки. С прошлых времен сохранились экономические и торговые отношения с Казанью — туда отправляют большие партии яблок, а раньше татары сами приезжали за ними, чтобы брать фрукты «прямо с деревьев». Деревообработкой занимались на протяжении последних 100 лет. Именно поэтому горные марийцы выделывают отличные доски для бочек и хорошо гнут полозья. В горно-марийском районе заготавливается плетеная мебель из черемухи.
Со второй половины 19 века ведется активное сплавление заготавливаемого леса, что позволило развиваться древообрабатывающей промышленности. Также это поспособствовало налаживанию застройки.
Жилище
До наших дней сохранились древние постройки, в которых жили горные марийцы. В целом жилье луговых и горных групп имеет сходные черты. Жилище называется кудо и представляет собой строение из сруба с крышей двухскатного типа. В центре помещения устанавливается открытый очаг. Горные марийцы могли сделать дверь в боковой стене, а вот луговые и восточные всегда делали проход в торцевой. Трапезный стол ставили в дальнем углу, подальше от посторонних глаз прятали ритуальную утварь. Обычно она хранилась в отдельном помещении.
Отличительной особенностью горно-марийского народа является плодовый сад. Он значительно больше, чем у луговых марийцев. А у приверженцев язычества еще и есть маленькие рощи для молений. В двухэтажных амбарах хранят муку, зерно и другие продовольственные товары. Часть употребляют в пищу сами, а остальное продают. Существуют и другие особенности жилья, которые следует выделить отдельно:
- Использование жилищ-кухонь.
- Южнорусская планировка, при которой печь обращается устьем к входной двери и примыкает к глухой стене.
- Наличие кухонной перегородки.
- Украшение резьбой в поволжском стиле (наиболее характерно для Васильсурска).
Современное жилище более тривиально. Горные марийцы сохраняют любовь к декоративному убранству, стараясь украшать помещения этнической вышивкой, архитектурными элементами. Нагляднее всего это видно на примере палисадника, забора и ворот. Украшают и современные кирпичные дома, пользуясь орнаментом. Горные марийцы освоили роспись по сухой штукатурке, владеют техникой украшения проемов окон.
Культура
Марийцы в совершенстве овладели резьбой по дереву. У горных и луговых представителей культура резьбы насчитывает многовековой опыт. Изделия из дерева заказывают по всей стране и за ее пределами. Марийцы искусно отражают на черпаках, ковшах и посуде зверей, птиц, изысканный орнамент. Узоры научились не только вырезать, но и выжигать. Прежде всего это касается металлических украшений. Основными мотивами остаются растительность и зооморфия. Орнамент вышивки сочетает красный, черный и синий цвета.
Марийцы хорошо освоили музыкальные инструменты, играют на гуслях, барабанах, волынках, свирели. С начала 20 века активно идет развитие гармоники. Невероятно богат фольклор горных марийцев. Он нашел отражение в песнях, сказаниях, танцах.
Мари Эл уже признана республикой с уникальной культурой, о которой знают даже в Европе. Именно здесь устраивают финно-угорские театральные спектакли, фестиваль национальных республик, а также фестиваль оперного и балетного искусства. В регионе насчитывается множество музыкальных школ, студий, ремесленных домов.
Религия
Большинство горных мари являются верующими. Горно-марийский народ стал активно приобщаться к православию в 17 веке, повсюду строились церкви, росло число христиан.
Внешность
Одежда
Горные марийцы носят рубахи с вырезом на груди в центре. Вырез скрепляют с помощью завязок. Раньше мари носили очень длинные рубахи, сейчас они стали более кроткими.
Горные и луговые марийцы носят штаны ялаш, имеющие узкий шаг. На зиму штаны шьют из полусукна, а в летнее время основной материал — холст. На праздник надевают штаны темной расцветки. Зачастую бархатные.
На поясе мари носят табак, ножи, кошелек. Раньше популярным было огниво. Пояс может быть сшит из шелка, шерсти, конопли. Особый шик — кожаный пояс, украшенный серебряными монетами.
В качестве верхней одежды мужчины надевали кафтан. В зависимости от сезона он мог быть борчатым или туникообразным. Горные марийцы предпочитали именно кафтан-борчатку, ведь он был более теплым. В период холодов необходимостью становилась шуба, а в межсезонье надевали кафтан из черного сукна. Комплексно женский народный костюм мари схож с мужским. Главным отличием было разнообразие украшений и пестрость. Разрез могли делать в центре или с правой стороны. Орнамент изображал животных, человека, геометрические фигуры. Ранее считалось, что орнамент защищал обладателя одежды от злых духов. Горные марийки предпочитали сдержанные цвета орнамента, а впоследствии конопляный холст вовсе оказался вытеснен фабричной ниткой, что сделало узоры скудными. Сейчас в широком доступе покупные ткани, что позволяет вволю проявить фантазию.
Мари пользовались разными головными уборами в зависимости от статуса и возраста. Замужняя девушка должна была носить шимакш, который относился к каркасным головным уборам. В большей степени шимакш похож на колпачок, причем у женщин он непременно украшался красочной вышивкой. Распространение нашли платки, полотенцеобразный шарпан, шапки. Обувью служили лапти, валенки, до сих пор изготавливают особый праздничный вид — суконные онучи.
Еда
Пища у горных марийцев простая во всех смыслах.
- Лашка;
- Вареники с мясом или творогом;
- Колбаса вареная;
- Колбаса кровяная;
- Колбаса каз из конины;
- Лепешки отварные.
Суп с клецками, он же лашка, наиболее популярен, однако туристы предпочитают более экзотические блюда. Мари могут удивить гурманов мясом ястреба, гадюки, ежа, белки. Спросом пользуются и мучные блюда, причем муку делают на основе семени конопли. Горные мари до сих пор готовят мясо на морозе и угощают всех желающих во время зимних праздников. Еду традиционно разделяют на домашнюю и жертвенную. Жертвенной едой считается утка и гусь — исключительно их кости. Кровь служит основой для приготовления котлет. Вместе с ними едят крупы.