Дидойцы, или дидои, являются этнической группой аварцев — одного из коренных народов Кавказа, и входят в аваро-андо-цезскую группу народностей. Дидойцы относятся к малочисленному коренному народу юго-западного Дагестана. Самоназвание народа цези, что означает в переводе «орлы». Соседние народы и аварцы называют их цунтал, грузины именуют зида. Обычно народы Дагестана не отличают дидойцев от аварцев. Эти две народности сближались в ходе своей истории, у них есть сходства в генетическом соотношении, языке, семейной жизни, быту, духовной и материальной культуре.
Где живут
Проживают дидойцы на территории Цунтинского района в Республике Дагестан, где они являются основным населением. Живут в селах Хваршини, Хушет и Цихалах, селении Выше-Таловка, расположенного в Кизлярском районе. Населяют село Хасавюртовского района Муцалаул и сёла Кизилюртовского района: Стальское, Кироваул и Комсомольское. Есть представители этой народности в Грузии.
Численность
В мире проживает от 35 000 до 70 000 дидойцев. На территории Российской Федерации живет 11 683 представителя этой народности, в Дагестане — 15 176 человек.
Язык
Дидойский язык относится к аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи и цезской группе. Близок с гинухским языком. В 1993 году был выпущен цезский букварь, но в письме в основном используют русскую и аварскую письменность. Дидойцы говорят и на других языках:
- русский
- чеченский
- аварский
Религия
Религия дидойцев — ислам суннитского толка. Грузинские миссионеры давно принесли в народ христианство и даже построили небольшие храмы, однако эта религия не прижилась. Мусульманство утвердилось у дидойцев позже, чем у других дагестанских народов. Были построены и разрушены многие мечети, которые постепенно начинают восстанавливаться в наши дни. Большинство дидойцев являются верующими, соблюдают общие требования религии, знают молитвы, совершают обряд обрезания, не употребляют вино и свинину, соблюдают пост, поминают умерших и периодически приносят пожертвования.
Еда
Основными продуктами в рационе раньше были мучные изделия и мясные блюда. Из мяса делали колбасы и курдюк, из молока производили творог, сыр и топленое масло, ели овощи и фрукты. Популярные блюда дидойской кухни: несколько разновидностей хинкала с мясом, сыром, колбасой, чесночной подливой, пресный и кислый хлеб, лепешки, каши, бульоны, молочные похлебки, пироги типа чуду с зеленью, творогом и мясом, вареники типа курзе. Сегодня кухня дидойцев разнообразилась, в нее вошли соусы, борщи, супы, щи, котлеты.
Жилище
Дома дидойцев обычно состоят из двух этажей и располагаются на склоне горы или в ущелье. Свое жилище они обносили оборонительной стеной, строили и оборонительные башни. Жилища дидойцев сегодня в основном склоново-ступенчатой планировки и состоят из 2-3 этажей. Рядом располагаются хозяйственные постройки.
Издавна строили каркасные или деревянные жилища, между каркасами дерева клали камни. Топили комнаты открытым очагом. В конце 18 века появились пристенные очаги-камины с дымоходами. Семья жила в основном в одной комнате, где были расположены коробки и ящики с одеждой, обувью и утварью, продукты. Остальные комнаты в доме часто использовали для хранения припасов, продовольствия и различного имущества. Была в жилище одна комната, обставленная лучше других, с украшениями и коврами, редкой посудой, оружием и нарядной конской сбруей на стенах. Здесь принимали гостей.
Жизнь
Дидойцы издавна занимаются отгонным животноводством, скотоводством и склоновым земледелием. Распространено садоводство, виноградарство, выращивание бахчевых и огородных культур. Весной скот перегоняется на летние высокогорные пастбища, осенью — на зимние, расположенные на территории Загатала и Кахетии. Небольшое количество скота остается на хуторах-зимниках. Из скота разводят овец, раньше держали туров. Выращивают рожь, ячмень, кукурузу и бобовые, частично обеспечивают себя хлебом. Основной вьючный транспорт — лошадь. Раньше землю обрабатывали безотвальным деревянным плугом. С давних времен занимаются пчеловодством. Часто уходят из дома в поисках заработков в более развитых районах и городах. С давних времен развита у дидойцев металлообработка, выделка овчины и сукна, обработка камня и дерева, производство вязаной обуви. До второй половины 19 века существовала меновая торговля, в основном с Грузией, внутренним Дагестаном, Россией и народами северного Кавказа. Позже товарность производства выросла, начали появляться элементы капиталистического хозяйства. К 1980 году у дидойцев уже было образовано 7 колхозов и 4 отделения.
В каждом селе было свое управление, состоящее из сельского схода — верховного органа джамаата, старейшин, глашатая-чяушя и исполнителей с функциями полицейских. Суд проводили старейшины, основан он был на шариате и адатах. Сход (собрание) состояло из совершеннолетних мужчин общины.
Большую роль играет в общественной жизни обычай взаимопомощи родственникам и соседям. Каждый всегда может рассчитывать на помощь родственников и односельчан при ремонте или строительстве жилища, замужестве дочери или женитьбе сына, если случился пожар или нужно продать скот, провести поминальный обряд. Не также оставляли на произвол судьбы вдов, сирот, престарелых одиноких людей и инвалидов. Их содержали за счет общественных фондов джамаата, благотворительных сборов и дарений членов общины. Все семьи отчисляли на эти нужды часть своих доходов от торговли и земледелия.
Традиционно в семьях дидойцев от 2 до 4 детей. Браки осуществлялись по инициативе родителей с проведением сватовства. До 20 века редко, но происходили браки с похищением, бегством молодых, левираты и сорораты. Сегодня женятся в основном по любви с учетом родительского мнения. Главой семьи является отец, но между женой и мужем присутствует равноправие.
Мальчиков с ранних лет приучали к занятиям, которыми в семье занимался мужчина: пашня, уход за скотом, строительство, обработка камня и дерева. Постепенно мальчика учили навыкам воина-наездника. Девочек обучали обязанностям по дому и навыкам будущей матери. Грамоту мальчикам преподавали в мектебах при мечетях, девочки обучались дома. Изучали письмо, чтение, арабскую графику, заучивали суры и стихи из Корана. Сегодня дети обучаются в средней школе, преподавание до 4 класса ведется на аварском языке, после — на русском.
Внешность
Одежда
Одежда мужчин состояла из рубахи туникообразного кроя, штанов с зауженными штанинами, бешмета, черкески, овчинной шубы, папахи, кавказского ремня с наборными серебряными украшениями, шерстных вязаных сапог и обуви из сыромятной кожи. Носили лайковые сапоги на мягкой подошве, обувь типа галош и сапоги из войлока с кожаным низом.
Женщины носили туникообразные платья-рубахи, отрезные по талии платья, распахнутые платья и длинные штаны с зауженными штанинами. Покрывали голову чепцом-накосником, шерстяными и шелковыми платками, теплыми шалями. На ноги обували вязаную шерстяную обувь, похожую на сапоги, и обувь типа галош. Из украшений женщины носили бусы, кольца, перстни, серьги и браслеты из серебра. Сегодня все носят в основном одежду европейского типа, традиционную одежду можно увидеть на представителях среднего и старшего поколения.
Культура
Устное народное творчество дидойцев формировалось веками и состоит из различных жанров:
- сказки
- пословицы
- поговорки
- детские рассказы
- притчи
- танцы
- песни
Традиции
Перед свадьбой юноши и девушки проводили встречи со сверстниками, так называемое прощание перед вступлением в брак и другой период жизни. За 2 или 3 дня до свадьбы жених организовывал гулянье, на которое собирал неженатых друзей. Невеста проводила девичник.
Когда невеста шла к жениху в дом, ее сопровождали парни на конях, предлагали ей и ее подругам их подвезти. Девушки им отказывали, но дарили подарки.
Когда в доме жениха начиналась свадьба, поблизости разжигали костер, огонь в котором поддерживали, пока молодые не уединятся. Погасить его, по обычаю, должен дядя невесты со стороны матери. На свадьбе тамада произносит тосты в честь отсутствующих гостей со стороны невесты: ее родственников, отца и братьев, если он не смогли посетить торжество.
Иногда проводили обычай подмены невесты. Выбирали одну из замужних подруг или родственниц невесты, которая была в роли новобрачной. Сама невеста в это время находилась дома. Когда сторона жениха обнаруживала неладное, невесту и ее подмену одаривали ценными подарками: деньгами, платками и отрезами ткани на платья. Это проводилось для того, чтобы все стало на свои места.
Когда жених с невестой оставались одни, он должен был рассмешить ее выходкой или словами, чтобы получить таким образом право на близость. Молодые кормили друг друга едой, выражая этим взаимное согласие. На 2 или 3 день свадьбы молодая жена несколько раз меняла свой наряд. Чем чаще она это делала, тем большее уважение демонстрировала к семье мужа.
Молодоженам стелили две постели, на которых они спали первые 3 дня после свадьбы, и только ненадолго встречались в постели жены. Потом мать жениха дарила его постельные принадлежности молодому и неженатому родственнику.
Когда в семье рождался ребенок, начинался обряд в связи с появлением нового члена семьи. Проводилась праздничная трапеза в честь рождения мальчика. Когда на свет появлялась девочка, в дом приходили родственницы, подруги молодой матери и другие односельчанки и поздравляли ее. Проводили обряд укладывания малыша в люльку и наречения именем, обряд первого обстригания головы ребенка, появления первого зуба и первого шага.
У народа существует праздник встречи зимы, который сопровождается общим весельем. Люди разжигают костры, надевают маски и устраивают коллективные трапезы.