Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре. Они отличаются уникальными особенностями, выделяющими их на фоне остальных евреев.
Язык
Бухарские евреи говорят на бухарском языке, который является диалектом фарси (также еврейским диалектом таджикского языка). Язык является довольно сложным, поэтому большинство также использует русский и узбекский. Живущие в Европе, Соединенных Штатах Америки и Канаде чаще пользуются английским языком. Пресса часто выпускает газеты на русском языке.
Где живут (территория)
Бухарские евреи в основном проживают в Израиле и Соединенных Штатах Америки. Небольшая часть живет в странах Европейского Союза. В России сейчас насчитывается не более тысячи бухарских евреев.
История
Формирование народа началось с 16 века нашей эры. В целом история этноса охватывает значительный период. Специалисты выделяют тимуридский как наиболее важный для формирования бухарских евреев. Тогда их жизнь была сосредоточена в Бухарском ханстве.
Причина появления в Центральной Азии бухарских евреев остается под вопросом. Существует мнение, что они были торговцами, которые приезжали с целью продажи товаров, но оставались в силу разного рода причин. Другая версия утверждает, что бухарские евреи сформировались здесь как группа, привезенная персами еще во времена правление Ахеменидов. Наконец, третья версия утверждает, что евреи оказались здесь из-за падения династии Сасанидов. Есть письменное свидетельство, которое указывает на пребывание евреев здесь еще в 13 веке.
По свидетельствам путешественников, евреи-бухары были угнетаемым народом. Им приходилось платить налог, позволяющий исповедовать собственную религию, при этом каждый еврей должен был приносить такую подать чиновнику лично и получать пощечины. Существовали и другие ограничения и наказания:
- бухарским евреям запрещалось ездить на лошадях;
- еврей мог ездить на осле, а при появлении мусульманина обязан был спешиться и поклониться;
- запрещалось подвязывать халат платком;
- запрещалось ношение чалмы.
Бухарских евреев практически насильственным путем пытались обратить в ислам. Многим пришлось отказываться от веры, ведь они не могли платить налоги. При неуплате человеку грозила смерть. Впоследствии многие евреи возвращались к иудаизму, а сегодня в Бухаре они имеют все права и свободы.
Традиции
У бухарских евреев есть огромное количество традиций, многие из них связаны с самыми заурядными событиями. Например, существует обычай Хомло-ровон, который сопровождается целым праздником, устраиваемым в семье по случаю первого дня посещения школы ребенком.
Обычаи гласят, что мальчики становятся совершеннолетними уже в 13 лет, а девочки — в 12. Обычай был создан для того, чтобы дать взрослеющим детям понять, что они должны сами отвечать за свои поступки. Обычай позволял по достижении совершеннолетия жениться и выходить замуж. Свадьба у евреев является наиболее интересным с точки зрения традиций явлением.
Свадьба
Свадьба обязательно включает в себя три этапа:
- Помолвку
- Кошчинон
- Венчание
Во время помолвки родители невесты должны заготовить сладости, чтобы угостить молодых. Молодожены должны есть сладости, что символизирует их будущую счастливую жизнь. Обычно едят сахар, халву, конфеты, миндаль в сахаре. Во время помолвки преподносят подарки (обычно деньги и золото). Вручение подарков проходит в ресторане под громкую музыку и в торжественной обстановке. Церемония помолвки носит название Ширини-хори.
Кошчинон — особый обряд, который подразумевает выщипывание бровей у невесты. Обряд проводится в присутствии гостей. Невеста должна сесть на стул в центре зала и надеть церемониальный платок. Чистка и стрижка бровей проводится специально обученной девушкой — кошчин. В это время исполняется музыка, а после совершения обряда каждый из гостей подходит к невесте и касается ее денежными купюрами, а затем передает их кошчин.
Сама свадебная церемония подразумевает проведение кидуша, во время которого жениху положено надеть бухарско-еврейский халат, головной убор топпи (кипа) и платок сала. Невеста тоже надевает халат и платок, который покрыт позолоченными чешуйками. Кидуш проводят под покрывалом хупа. Молодые слушают наставления раввина, молодыми исполняются бухарско-еврейские песни.
Приданое является обязательным элементом свадьбы бухарских евреев. Его называют пойтах.
Пойтах приносят в первую субботу, непременно устраивая торжественную трапезу. Молодожены не должны сами смотреть, какие подарки им принесли. Для этого на трапезу зовут созанду — женщину, которая будет в присутствии гостей объявлять дарителей и их подарки. Когда трапеза заканчивается, мужчины покидают стол, а женщины остаются, чтобы пить чай. Некоторые семьи проводят устаревший обычай повакунон. Суть его заключается в том, что жених или невеста со своими родителями должны прийти в гости друг к другу и подарить подарки отдельно. То есть, если приходят к жене, значит, нужно дарить подарки мужа. И наоборот, в доме мужа дарят подарки от семьи невесты.
Еда
В бухарско-еврейской кухне наиболее распространен плов (бахш), который отличается специфичным методом приготовления. В него добавляют кинзу и другую зелень, поэтому такой плов называют зеленым. В качестве мяса в нем используется печень, что связано с особым отношением к процессу кроветворения. Печень обязательно освобождают от крови, для чего требуется выполнить обжарку на мангале. Плов у бухарских евреев жирный, иначе печень в нем станет по вкусу слишком сухой. Одним из вариантов приготовления бахша является использование мешков из толстого полотна. Обычно к нему прибегают на празднике. Рис просто кладут в мешки и варят в воде. Второй вариант считается более традиционным и подразумевает приготовление блюда в казане. В повседневном бахш лук нужно добавлять до печени.
Из других блюд распространение получили холодец, фаршированная рыба, различные варианты самсы, говяжий суп с добавлением гороха.
Бухарские евреи считают, что такой суп можно использовать для лечения воспалительных процессов. Есть и блюда с нежирным мясом, ярким представителем среди них является сирканиз. Обычно его готовят из коровьих хвостов, но иногда пользуются мясом курицы или индейки. Сирканиз готовят на огне в казане. Главным ингредиентом в нем является не мясо, а измельченный чеснок, который смешивают с рисом, предварительно обжарив на масле. Коровьи хвосты вовсе не считаются субпродуктами, наоборот, это настоящие деликатесы.
Внешность
Одежда
Основным головным убором у мужчин стал тюрбан. Изготавливали его из черного каракуля. Считается, что такой головной убор пришел от персов и афганцев, с которыми бухарские евреи имели торговые отношения. У бухарских евреев получил распространение халат, который мог быть красиво расшит. Бухарские евреи также носили камзолы. В этом плане прослеживается влияние таджиков, с которыми население всегда тесно соседствовало. Наиболее распространенным цветом был вишневый — как у мужчин, так и у женщин.
Женщины носили платья курта, имеющие туникообразный покрой. Украшали их таким образом, чтобы одежда могла блестеть на солнце. Использовали атлас, шелк, алочу, в которой сочетались хлопок и шелк. Ткань буквально переливалась на солнце, пестря яркими цветами.
Молодые девушки носили по 2 платья — одно под другим. Нижнее всегда было светлым, а верхнее имело более темные тона. Штаны принято было заправлять в чулки или сапоги. Сами штаны были достаточно широкими. Иногда женщины пользовались халатом, который накидывали поверх остальной одежды. Его красиво украшали бисером, использовали золотую тесьму для украшения рукавов.
У бухарских девушек и женщин получила распространение занавеска, которой они скрывали свое лицо. Ее шили из конских волос, а представляла она собой сетку. Паранджу использовали в повседневной жизни и на празднике, особенно для свадебного обряда. Сейчас традиционную одежду бухарские евреи используют только в праздничные дни.
Жизнь
На сегодняшний день бухарские евреи продолжают традиции своего народа, следуя сложившимся за многие века установкам. Необходимо прислушиваться к мнению лидера общины — колонтара. Раньше колонтар собирал налоги с населения и нес их правителю. Главе всегда помогали ассакалы, играющие роль старейшин. Старейшины помогали разрешать споры и контролировали ситуации в общинах.
В связи с тем, что ссоры между мусульманами имели частый характер, бухарским евреям приходилось постоянно обращаться к шариату. Сейчас мусульмане и бухарские евреи, в основном исповедующие иудаизм, мирно сосуществуют. Опыт предков помогает им решать споры, приходя к компромиссам. В каждой общине существует особое общество, отвечающее за обряды погребения. Также есть общество, организующее места для молений и собраний. Все религиозные вопросы решаются хакамом. Его избирает колонтар и назначает община. Обязанностью хакама является не только организация мероприятий религиозного характера, но и представительство в суде, а также обучение детей.
Среди рабочих занятий у бухарских евреев в почете ювелирное дело. Многие занимаются ручным трудом, ткачеством и торговлей.
Невозможно точно описать, насколько сложной является судьба бухарских евреев. Влияние мусульман оказалось для них положительным и отрицательным. Положительная сторона заключается в том, что теперь население может мирно существовать, отрицательные последствия остались скорее в прошлом. Некоторые бухарские евреи постепенно ассимилируют в других странах, однако большинство сохраняет приверженность старым традициям, ведь этот народ имеет многовековую историю.