Арамеи населяли территорию Сирии и Ирака до момента прихода арабов, которые были завоевателями и сумели установить свое господство. Сегодня арамеи являются потомками того древнего народа и живут в Израиле, Сирии и Турции. Этот народ относится к малочисленным.

Название
Слово арамеи, которое буквально звучало как арим, можно перевести как «кочевники». Впервые упоминание о них появилось в 3 тысячелетии до нашей эры.
Численность
В настоящий момент число арамеев трудно подсчитать. Дело в том, что их потомками являются также арамейцы. Большинство историков полагает, что количество арамеев не превышает 5000 человек.
История

Развитие арамеев пришлось на период упадка Месопотамии. Изначально арамеи представляли собой небольшие племена, совершавшие набеги на жителей Месопотамии и Ханаана. Из-за малого количества информации историкам приходится восстанавливать сведения об арамеях по косвенным источникам, в том числе клинописи и библейским текстам. В Библии рассказывается о взаимоотношениях арамеев и евреев. Больше точной информации об арамеях появляется со второй половины 2 тысячелетия до нашей эры. Ассирийцы писали, что образ жизни арамейских кочевников похож на тот, который характерен для бедуинов. Среди них было много воинственных племен, которые успешно захватывали все новые территории. Однако у них отсутствовали организаторские способности. Захватив земли, они не создавали новые структуры, не вводили регулирование. Им также с трудом удавалось держать контроль в собственных малых царствах. Это привело к дальнейшему усилению Ассирии, которая в 10 веке до нашей эры решила вернуть свои владения.
Ассирийские воины с успехом зачищают территории Месопотамии, расправляясь с захватчиками. Царства арамеев одно за другим оказываются разгромлены ассирийскими царями. Затем пришел черед других арамейских государств. Царь Салманасар отправляет на территорию современной Сирии войска, которые уничтожают коалицию арамейцев, действующих вместе с войсками израильского царя.
Арамеи некоторое время властвовали в Вавилоне, выступая против Ассирийского царства. В конце концов Ассирия добралась и до Вавилона, что стало последним штрихом в подавлении их власти.
Язык

Арамейский язык имеет большую значимость и является основой, на которой сформировались языки других народов. Во многом его экспансию определила сравнительная простота и успешное завоевание арамейцев. Когда арамеи сумели захватить часть Месопотамии, их письменность, являющаяся более простой по отношению к местной, стала проникать в повседневную жизнь оккупированных народов. Арамейский язык использовали при составлении договоров, контрактов, причем чаще всего делали это ассирийцы и вавилоняне.
Постепенно ассирийский язык вытеснил аккадский, который был языком дипломатов. Арамейским стали пользоваться даже финикийцы и египтяне, что было подтверждено в 1948 году опубликованным арамейским папирусом, датированным 605 годом до нашей эры.
Феномен популярности арамейского языка связан не только с завоеваниями арамейцев. Решающую роль в этом отношении сыграли персы. Они временно оставались союзниками арамеев, что позволило правящим тогда Ахеменидам использовать их язык для официальных переговоров. Так арамейский постепенно вытеснил еврейский и финикийский языки на территории, прилегающей к Египту и Евфрату. Для евреев, в свою очередь, это стало большой проблемой. Когда они были освобождены от плена вавилонян, многие утратили родной язык, поскольку общение в основном велось на арамейском. С расцветом персидского царства арамейский стал проникать в Сирию, Палестину, Лидию и Киликию, о чем свидетельствуют найденные в ходе раскопок надписи на плитах. Этот язык часто использовали в Аравии. Доказательствами популярности арамейского служат глиняные черепки, папирусы. На период эллинизма (от смерти Александра Македонского и до становления Римской империи) арамейский язык утрачивает позиции. Однако с усилением власти римлян арамейский вновь начинает активно применяться во многих государствах. На нем вели общение арабы, а христиане воспринимали арамейский как язык Иисуса Христа. Поэтому сирийская церковь признала его официальным, утвердив на долгие века. На арамейском написан Вавилонский Талмуд, сейчас его используют многие сирийские арабы, армяне.
Религия

У арамеев культ богов был распространен не слишком широко. Некоторым богам поклонялись только в одном городе. Например, Хададу, олицетворяющему грозы и бури. Именно Хадад приносил дождь, так необходимый в засушливых регионах.
- По свидетельствам греческого писателя Лукиана, богу-громовержцу поклонялись в городе Иераполь. Позднее другие писатели и исследователи смогли выяснить, что Хададу поклонялись в Дамаске и Алеппо. Об этом свидетельствуют имена царей, которые восходят к имени божества.
- Хадада олицетворяли не только с небом, но и солнцем. Обычно его изображали в виде человека с молнией и топором, восседающим на быке. Считается, что именно Хадад стал прообразом Зевса и Юпитера.
- Другим важным божеством арамеев была богиня Атаргата. Ее традиционно осуществляли с плодородием.
- Сыном Атаргаты и Хадада был Симиос.
- Характерной особенностью религии арамеев в целом стала разнородица — в зависимости от города культ богов мог различаться. Например, в Самале поклонялись Элю, считавшемуся верховным богом, сотворившим Финикию.
Культура

В арамейской культуре можно выделить два пункта, а именно: литературу и изобразительное искусство. Известным литературным произведением, которое сохранилось еще с 5 века до нашей эры, является легенда об Ахикаре. Ахикар был мудрым и доброжелательным человеком, который служил ассирийским царям. Он не имел детей, поэтому решил усыновить мальчика по имени Надин. Ахикар обучал Надина с целью посвятить в мудрецы. Однако Надин оказался плохим человеком, который донес на своего приемного отца одному из царей, за что Ахикара приговорили к смерти. Но добродетельность его была настолько велика, что палач, назначенный Ахикару, помог ему сбежать. Это позволило Ахикару реабилитироваться. Значимость легенды оценить непросто, однако историки полагают, что именно легенда об Ахикаре стала основой для басен в греческой литературе.
Изобразительное искусство арамеев было представлено рельефами, которые сумели обнаружить археологи при раскопках в Месопотамии. Рельеф изображает мужчин, занимающихся охотой. Интересно, что в некоторых рельефах обнаруживаются существа, неизвестные науке. Ученые предпочитают считать рисунки фантастическими.
В своих царствах арамеи возводили своеобразные дворцы, имеющие много колоннад. Перед входными воротами ставили фигуры львов, символизирующие охранников. Среди арамеев было много скульпторов, которые создавали скульптуры царей, животных и богов. Современные скульпторы воспринимают подобные шедевры снисходительно, ведь многие фигуры, сделанные арамеями, выглядят неуклюже.

Арамейцы изготавливали предметы из слоновой кости, которые служили подарками и объектами торговли. На них также изображены животные и люди. Причем животные получались намного лучше.
Еда
Арамеи во многом перенимали особенности вавилонской и ассирийской кухонь. Питались хрустящим пресным хлебом, изготовленным из пшеницы и ячменя. Наиболее распространенной едой в то время были:
- чеснок
- горох
- бобы
- латук
- огурцы.
Распространение финиковых пальм позволило добывать финиковый мед, сироп. В пищу арамеи регулярно добавляли кунжутное масло и специи. В отличие от растительной, пищу животного происхождения могли позволить себе только представители знати. Исключением являлась рыба, водящаяся в Евфрате. Отлов дичи зачастую был невозможен, ловить диких птиц могли только для приготовления царских блюд.
Десертами для арамеев служили фрукты, финики, мед и инжир. Из фиников делали не только сироп и мед, но и сок, который получали посредством отжима. Использование сока и сиропа было необходимо для подслащения пищи, ведь у арамеев не было тростникового сахара.
Главным напитком всех жителей Месопотамии, в том числе пришедших сюда арамеев, была вода. В Вавилоне они могли позволить себе вина, многие употребляли сикеру, приготовленную из ячменя и напоминающую пиво. Для праздника из фиников делали алкогольную настойку, по крепости приближающуюся к водке.
Видео
Оцените силу воздействия арамеского языка, прослушав песню в исполнении потомков арамеев.