На территории Дагестана проживают андийские народы. К таким относятся ахвахцы — малочисленный коренной народ Западного Дагестана. Исторически народность была ассоциирована с аварцами. Самоназвание народа ашвадо, садыкьилиду, гиахъвалал.
Где живут
Ахвахцы проживают в основном на территории Российской Федерации в Западном Дагестане, на западных и восточных склонах Богосского хребта. Всего насчитывается 10 000 представителей этого народа в мире. В Ахвахском районе проживает 7065 ахвахцев. Около 2600 человек живут в Загатальском районе Азербайджана, где они поселились в 17-18 веках. Выходцы из Нижнего Ахваха основали в Азербайджане селение Ахахдере.
Язык
Ахвахский язык принадлежит к нахско-дагестанской семье языков, относится к языкам андийской группы аваро-андийской подветви (аваро-андо-цезская ветвь). Наиболее близок ахвахский с каратинским языком. В ахвахском два диалекта:
- южный
- северный
Проживающие в Азербайджане ахвахцы говорят на северноахвахском. В южном диалекте существует цегобский и тлянубский говоры.
До начала 21 века у языка не существовало письменности, ахвахцы использовали для письма русский и аварский. Ахвахский алфавит был разработан в 2000-х годах на основе кириллицы, но используется он очень редко. В 2007 году был создан ахвахско-русский словарь, с 2006 года издается газета «Ахвахцы-Ашвадо».
Религия
Ахвахцы являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба. Исламизация народа была завершена уже во второй половине 18 века. И сегодня они следуют мусульманским канонам, знают молитвы, соблюдают мусульманские ритуалы. В каждом ахвахском селении есть молельные дома и мечети. До сих пор сохранились пережитки древней веры народа, которая связана с анимистическими представлениями. Существует культ земли, неба, небесных светил, огня, молнии и грома, горных вершин, лесов и водоемов. Существуют поверья о злых и добрых духах.
Еда
Основным продуктом питания был хлеб и мучная пища, лепешки. Готовили еду на треножке, на которую ставили тонкую каменную плиту. В медных и чугунных котлах готовили хинкал, варили вяленое и свежее мясо. Одно из национальных блюд ахвахцев суп «гъоди», готовят его из кукурузы, фасоли, черных бобов и брынзы. Готовые блюда сдабривали кусочками курдюка, мяса и домашней колбасы. Ячмень поджаривали и мололи в муку, которую мешали с кипятком и готовили блюдо ракъва. Во время походов, набегов и дальних переходов питались курдюком, хинкалом из поджаренного ячменя и вяленым мясом. Хлеба в избытке не было, поэтому часто его обменивали или покупали у чеченцев.
Овощей в рационе было мало, их компенсировали дикорастущими растениями: черемшой, мятой, крапивой, тмином, конским щавелем, лопухом, борщевиком. Из них делали и начинки для хинкала. С появлением картофеля кухня народа стала существенно разнообразнее. Из молока делали масло, сыры, брынзу и сметану. В 20 веке начали выращивать овощи, которые стали занимать важное место в рационе. Из круп готовили различные каши на воде, сыворотке и молоке.
Характер
Ахвахские мужчины отличаются храбростью, отвагой и готовностью к самопожертвованию. С детства мальчиков обучали военному мастерству, так как раньше им часто приходилось защищать свои земли и свободу от врагов. С детства мальчиков учат, что мужчина должен быть кратким и немногословным, сдержанным, неприхотливым, выносливым, честным и добросердечным. Женщины и девушки должны быть воспитанными, скромными и душевными.
Внешность
Одежда
Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, папахи, обуви из сыромятной кожи и овечьей шубы. Поверх рубахи надевали тенгело (бешмет). До 19 века носили вязаную верхнюю одежду в виде сшитых вместе рубахи и штанов. Женщины носили туникообразное платье-рубаху, штаны, чохто, платок и полусапожки из войлока. Зимой одевали овчинную шубу без рукавов.
Жизнь
Традиционным занятием ахвахцев всегда было животноводство, преимущественно разведение овец. На склонах гор обустраивали пастбища для выпаса скота. Занимались пашенным, террасным и частично орошаемым земледелием. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, овес, бобовые, табак, лук и чеснок. С 19 века начали культивировать картофель и кукурузу. Из ремесленных занятий широко распространена обработка дерева, камня и овчины, выработка кож, кузнечное дело. Торговали сукном, шерстью, сушеным мясом, топленым маслом и сырами. Торговые отношения у ахвахцев существуют издавна с соседними народами, чеченцами и азербайджанцами.
Ахвахцы жили общинами «джамаатами» скотоводов и воинов-земледельцев, придерживались кровнородственных патриархальных объединений (тухум). Преобладала у народа малая семья, состоявшая из родителей и детей. Когда сын женился, его старались сразу оделить от семьи и дать тем самым возможность проявить самостоятельность. До начала 20 века встречались и неразделенные семьи, которые состояли из родителей, нескольких сыновей с семьями. Все они жили под одной крышей и вели общее хозяйство.
В семьях соблюдали обычаи запретов и избеганий. Младшие подчинялись старшим, женщины — мужчине, а члены семьи главному в доме. Женщина, которая выполняла больше всех работы по хозяйству, имела свое имущество в виде приданого и свадебных подарков родственников: скот, пашни, земельные участки, утварь, одежда и серебряные украшения, пользовалась в семье уважением, имела относительную свободу и самостоятельность, почиталась детьми.
В семье обычно было по 2-3 ребенка, редко 4 и более. Когда детям исполнялось 5-6 лет, их начинали обучать письму и чтению, они заучивали суры из Корана. Мальчиков обучали отдельно от девочек, в школах при мечетях. После они могли продолжить обучение поступив в медресе. После его окончания юноша мог стать на несколько лет учеником и последователем известного арабиста. Мальчиков дома учили ухаживать за скотом, заниматься земледелием, владеть топором, молотком, обрабатывать древесину и класть стены, ездить верхом. Девочек с малых лет учили работать в поле, вести домашнее хозяйство, шить, ткать, вязать, стирать, доить корову, перерабатывать молоко.
После Октябрьской революции в Ахвахе построили начальные школы, в которых обучались не только дети, но и взрослые, для ликвидации неграмотности среди населения. Постепенно начали появляться семилетние и средние школы. Сегодня ахвахцы учатся в школах-десятилетках, школах-интернатах, многие после их окончания продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Жилище
Ахвахцы живут в расчлененных горными долинами и ущельями горных местностях на вершине 1500 и более метров. Дома и хозяйственные постройки люди возводили на скалах и землях, непригодных для обработки. Традиционным жилищем была одноэтажная сакля, построенная из камня, рядом с которой обустраивался двор. Зажиточные ахвахцы строили сакли из 2 или 3 этажей. На первом этаже был хлев, сарай, подсобные помещения. На втором располагались помещения для гостей и хозяев. По всей длине дома тянулась терраса. Вместо окон в стенах делали проемы без стекол и рам. Были такие отверстия и в потолке над камином, который встраивался в стену. Дым выходил через трубу. Полы в помещениях были глиняные, дверные проемы узкие со створчатыми дверьми. В стенах ахвахцы делали ниши, которые служили местом для хранения вещей. Кухни в доме не было, пищу готовили в общей комнате, летом это иногда делали во дворе.
Культура
Фольклор ахвахцев состоит из различных жанров:
- поговорки
- пословицы
- притчи
- загадки
- плачи
- колыбельные песни
Традиции
Ахвахцы очень почитают старших, всегда помогают родственникам и соседям, сохраняют традиции куначества, гостеприимства и тухумной солидарности. В брак ахвахцы вступали по инициативе родителей, но часто у них была и возможность собственного выбора. Девушки сами выбирали спутников жизни из нескольких претендентов. Существовал обычай, во врем которого парни и холостые мужчины, вдовцы собирались под окном комнаты, где находились девушки и женщины, кидали папахи, каждая по очереди ловила их и оставляла себе головной убор того, кто ей нравился, остальные выбрасывала обратно в окно. Были у ахвахцев браки путем похищения, бегства молодых, сорорат, левират и уход женщины в дом мужчины. Случались браки, инициаторами которых выступала сельская администрация. Например, мужчине, даже женатому, могли навязать в жены девушку или вдову.
После проведения обряда сватовства и сговора, жених и невеста могли видеться в любое время, им разрешалось даже спать в одной постели, но парень не имел права касаться тела девушки ниже пояса до заключения брака. Во времена правления предводителя кавказских горцев Шамиля был случай, когда девушка кинжалом убила своего жениха, потому что он нарушил этот адат (правило). При этом ее никак не наказали, даже наоборот, она получила всеобщую похвалу. Традиционно свадьбы играли осенью, по окончании полевых работ.