Агулы — немногочисленный коренной народ Дагестана, чьи предки были частью многоплеменного государственного объединения под названием Кавказская Албания. В мире проживает всего около 35 000 агулов.
Где живут
Народ населяет центральную часть юго-востока Дагестана: Курахский, Агульский, Табасаранский, Дербентский районы. Часть агулов живет в селении Гелинбатан. Больше половины являются сельскими жителями, проживают в 21 историческом ауле, которые располагаются в верхнем течении рек Курах, Чирахчай. Остальные представители народа живут в Махачкале, Дербенте, городе Дагестанские Огни, Тюбе.
Название
Предки агулов назывались «леки» и «албаны». Сами агулы называют себя по названию селения, в котором живут: хореджцы, хутхульцы, буркиханцы. Другие наименования народа: агъулар, агъул, агъул-шуй. Этноним «агулы» произошел от названия ущелья Агулдерс.
Язык
Народ говорит на агульском, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков. В агульском выделяется несколько наречий, которые появились по причине географической изоляции некоторых групп народности и традиций эндогамии. В языке есть 5 диалектов:
- керенский (ричинский)
- тпигский
- буркиханский (кекхюнский)
- кошанский (кушанский)
- фитинский
Обучение в школах до 1952 года велось на лезгинском, потом на русском. В 1990 году на основе русского алфавита была создана агульская письменность. Обучение в школах с 1992 ведется на родном языке. Агулы считаются народом интернациональным. Они хорошо владеют родным и русским языком, исполняют песни на лезгинском, азербайджанском, лакском, даргинском, табасаранском.
Религия
Агулы исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.
Еда
Традиционная пища агулов состоит из растительных, молочных продуктов, мяса. К повседневным блюдам относятся хинкалы из ржаной, пшеничной муки, каши из круп, пшеничной муки, лапша. Бобовые смешивают с зерновыми и готовят муку. Хлеб пекут ржаной, пшеничный, ячменный, на закваске, пресный. На праздники делают слоеный хлеб на молоке с яйцом, пироги с разными начинками. В пищу употребляют дикорастущие травы, их сушат, заготавливают на зиму. Любимое блюдо агулов — тонкий хинкал, сваренный на мясном бульоне с приправами. С чесночной подливой, сметаной, маслом едят пельмени с начинкой из мяса. Из толокна варят кашу, едят ее вместо хлеба, с сыром и маслом. Раньше, когда другой еды не было, ели поджаренное зерно. Зимой пшеничные зерна варили с фасолью, сушеным мясом. Из молока делали два вида брынзы, творог, масло, айран, сыворотку. Из толокна и солода изготавливали слабоалкогольный напиток. Из сладостей делают халву из муки, масла, меда с орехами, семенами конопли. Постепенно в кухню агулов пришли блюда из европейской и восточной кухни, способы консервирования, ассортимент продуктов расширился.
Внешность
Мужчины носили нательную туникообразную рубаху, штаны, поверх которых надевали бешмет и черкеску. Нарядные бешметы и черкески носили с покупными дорогими кожаными поясами и серебряным набором. Из теплой одежды надевали меховые нагольные шубы двух типов:
- «кул», чуть приталенная, с обычным рукавом, небольшим шалевым воротником;
- «хыкул», шуба-накидка, трапециевидной формы, больших размеров, с длинным ложным рукавом, большим шалевым воротником.
Чабаны и путники ходили в бурке. Из головных уборов мужчины носили папаху. На ноги во время работы надевали поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, обувь шаламар со шнуровкой в области носка. Повседневная обувь — сафьяновые мягкие чувяки мяхсар с обувью без задника, калоши (яхул калушар). На праздник обували хромовые сапоги (чакмавур). Зимняя обувь — вязаные сапоги (гивянар) с отогнутым назад носком.
Женщины носили туникообразную платье-рубаху, неширокие штаны, распашной халат валжаг с узким облегающим лифом и широкой юбкой. Нарядный валжаг дополняли серебряным поясом камар. Из теплой одежды носили овчинную шубу кул, пошитую в форме трапеции, с узким шалевым воротником или без него, но с отделанной сафьяном горловиной. Надевали различные безрукавки из овчины и материи, подбитые шерстью, ватой. Головной убор женщин — наволосник «къуч», покрывало-полотнище «ашмагъ». На ноги женщины надевали вязаную обувь с отогнутым носком, кожаную с вязаными носками. Молодые агулки носили украшения из серебра, которые отличались разнообразием, особым колоритом. Свадебная одежда отличалась обилием украшений.
Сегодня современные агулы носят одежду городского типа, только пожилые в сельской местности надевают отдельные элементы костюма: овчинные шубы, папахи, головные платки, безрукавки, вязаные носки.
Жилище
Агулы издавна строили свои дома в горных ущельях, постепенно стали спускаться на равнинные местности. Селения делились на 3-4 квартала, в каждом дома располагались очень близко. В центре каждого селения была мечеть, площадь, где проводили праздники, собрания джамаата. Обязательно строились оборонительные башни. В некоторых селениях отдельные мечети принадлежали богатым тохумам. Дома строились в 2-3 этажа, были прямоугольной формы, из камня, с плоской земляной крышей. Вместо окон на первом этаже делали узкие световые отверстия. Здесь размещался хлев, овчарня, остальные этажи жилые с окнами побольше. Вся семья жила в одной комнате «очажной». Из мебели были низкие стулья, длинная скамейка-диван. На полы стелили безворсовые ковры, сидели на круглых подушках, едят до сих пор по традиции на полу. В нишах у стен хранили вещи, постельные принадлежности, утварь. В центре располагался очаг, который является у народа символом благополучия и единства. В доме была гостиная, обставляли ее богато, на полках под потоком стояла праздничная посуда, особое внимание уделяли оформлению пристенного камина. Жилища украшали каменными поясками, рамы и ставни окон орнаментировали резьбой. В середине 19 века в домах появились балконы, открытые лоджии, хозяйственные помещения стали отделять от жилых. Современные дома агулов каменные, с железной или шиферной крышей, застекленной верандой, деревянными полами и большими окнами. Интерьер сочетает в себе традиционные элементы и современную мебель. По сей день у агулов сохранилась специальная печь «хьар» для выпечки хлеба.
Жизнь
Основное занятие народа — скотоводство. Разводят в основном овец, крупный рогатый скот, лошадей. Летом скот пасли высоко на склонах гор, зимой перегоняли на более отдаленные пастбища. Арендовать пастбища на равнине могли себе позволить только зажиточные. У бедных часто скот погибал от голода, так как они вынуждены были держать их зимой в селении. Сегодня в агульских колхозах есть молочные, овцеводческие фермы, летние и зимние пастбища со всем необходимым. В скотоводческих хозяйствах есть ветеринары, зоотехники.
Еще одно основное занятие современных агулов — земледелие, которое раньше было развито слабо из-за неподходящей местности. Народ обрабатывал небольшие клочки земли в горах, постоянно следил, чтобы почва не размывалась, но часто посевы погибали от мороза, града. Хлеба агулам не хватало, завозить его в горы могли только обеспеченные. Сегодня земледелие достигло хороших результатов, есть колхозы, в горы урожай привозят на машинах. Выращивают рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу, картофель, капусту, морковь, различные овощи, которых в дореволюционное время здесь вообще не было. Есть в агульских ущельях фруктовые сады. На равнинах занимаются виноградарством. Из ремесел развито кузнечество, резьба по дереву и камню, обработка кожи, шерсти, изготовление паласов, тканей, безворсовых ковров, прядение, вязание носков «джурабов».
Основные обязанности женщины: уход за детьми, домом, заготовка топлива, уход за коровами и переработка молока. В поле женщины пололи, перевозили урожай, занимались скирдованием, жатвой, обрабатывали шерсть и изготавливали из нее различные изделия. Мужчины обрабатывали землю, ухаживали за овцами, доили их, кормили, пасли, занимались стрижкой шерсти, переработкой молока, ухаживали за лошадьми, занимались торговлей мясом, шерстью, сыром, маслом. Молотьба и сенокос были коллективными занятиями.
По причине тяжелой жизни в прошлом у народа широко развилось отходничество. Бедные уходили на заработки в близлежащие города и селения, другие районы Кавказа, внутренние области России. Практические все взрослые мужчины уходили на зиму из дома, оставались в семьях только дети, старики, женщины. Сегодня отходничество исчезло.
Жили малыми и большими семьями, в которых было до 20 человек. Глава семьи — отец или старший брат, власть которого была почти неограниченной. При разделе имущества часть получали не только сыновья, но и дочери, даже те, которые давно вышли замуж. После раздела обычно все братья жили по соседству друг с другом. Родственные группы назывались «тохумы». У каждого тохума были свои сенокосы, пастбища, отдельное кладбище.
Культура
Устное народное творчество агулов разнообразное и богатое, состоит из следующих жанров:
- лирические песни
- бытовые песни
- плачи
- сказки
- поговорки
- пословицы
Танцы у агулов преимущественно с плавными движениями, самые популярные:
- быстрый парный
- медленный (исполняют в основном женщины)
- коллективный
Самый древний и широко распространенный музыкальный инструмент агулов — пастушеская свирель. Изготавливали ее из камышового тростника. Из других инструментов распространены зурна, барабан. У народа ни один праздник не проходит без ансамбля, который состоит из барабанщика и двух зурначей.
Традиции
Девушки с юношами встречались только на праздниках и во время коллективных работ. Без согласия родителей девушка не имела права выходить замуж. Если у нее не было матери и отца, согласие давали другие родственники. При заключении брака, особенно если невеста была из другого рода, знатность, численность рода, имущественное положение молодых строго учитывалось. Юноши выбирали невесту тоже с согласия родителей. До свадьбы молодые могли вместе ходить на праздники, общественные мероприятия. Когда парень выбирал себе невесту, напрямую родителям он об этом не говорил, а сообщал через сестру или друга. На следующий вечер, его родители приходили в дом девушки, где собралась вся ее родня. Сразу после согласия сваты дарили невесте ткань для платья и кольцо. Калым выплачивали деньгами, но часто вместо этого давали скот, участки земли, кувшины из меди. Жених обязан был полностью одеть свою невесту и практически всех ее родственников.
Когда в дом приходит гость, здороваются с ним только после того, как он снимет верхнюю одежду и оружие, некоторое время посидит в кунацкой. Не принято у народа произносить за столом тосты. При посторонних муж и жена должны быть сдержанны друг с другом. Детей с малых лет всегда приучали к труду. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи, почитания старших.