До Кавказской войны абадзехи составляли одно из наиболее крупных черкесских племен. Народ отличался воинственным характером и обособленностью быта. Это позволило сформировать ряд аутентичных обычаев и отличающийся от соседей социальный уклад.
Название
У народа существует несколько распространенных самоназваний, популярны варианты абдзах, адыгэ. Исследователи склоняются к двум наиболее вероятным версиям возникновения названия:
- От черкесского выражения, означающего «ниже абхазцев». Одна из версий появления абадзехов на адыгской земле говорит, что предки народа были выходцами из Абхазии, с чем связано название.
- От черкесского слова «абазех-дах», обозначающего «красавица». Согласно легенде, пришедшее на новую территорию племя не имело собственного названия, именовавшись по родам. Общее имя народ получил из-за некой красавицы-черкешенки, жившей в одном из них.
Где живут, численность
В период расцвета абадзехи занимали обширные территории к северу от Кавказского хребта. Народ условно делили на две группы:
- Горные, дальние, считавшиеся истинными абадзехами, минимально подвергшимися влиянию других черкесских племен после перехода Кавказского хребта.
- Равнинные, ближние. Исследователи конца XIX-начала XX столетия отмечали пестрый этнический состав, высокий уровень смешения с соседскими народами, что сказалось на особенностях внешности, обычаях.
Границы расселения абадзехов:
- Запад: река Супс (сегодня территория между Горячим ключом и Афипской).
- Восток: реки Курджипс и Белая.
- Юг: плато Лаго-Наки.
- Север: реки Лаба и Белая.
Да Кавказской войны численность абадзехов составляла порядка 30 000 человек. В результате поражения подавляющее большинство представителей народности, наряду с другими черкесами, выслали в Турцию. Согласно царскому указу, незначительной части абадзехов позволили остаться в России, переселив в степные районы, ныне принадлежащие Шовгеновскому району Республики Адыгея. Исследователи того времени отмечают численность народа в пределах 3 000-5 000 человек.
Численность народа неизвестна, поскольку в ходе переписей его представителей причисляют к адыгейцам. Считается, что большая часть абадзехов проживает в ауле Хакуринохабль, основанном в 1862-1863 гг. выходцами одного из абадзехских обществ, называемого Даурхабль.
Язык
Народ имеет собственный диалект в составе адыгейского языка, которым владеет значительная часть старшего поколения. Молодые люди используют в речи отдельные диалектные слова и выражения. В целом в обиходе используется литературный вариант адыгейского, русский языки.
История
Большинство исследователей склоняется к версии, что абадзехи пришли в долину Тубе в Средние века из Абхазии. Причиной послужили непригодные для земледелия и скотоводства земли, вкупе с увеличивающейся численностью народа. Абадзехские легенды отсылают к следующим версиям:
- Считается, что в долину Тубе переселилось лишь семь влиятельных родов, пришедших из Арабистана. Так в народе называли местность, предположительно расположенную на территорию Саудовской Аравии, считающуюся одной из возможных колыбелей человечества. Абадзехи в легендах упоминают местность, как родину мусульманской веры. Исторически же известно, что истиной абадзехской религией было язычество, позже сложившееся с рядом христианских верований. Мусульманство же занесено в регион турецкими султанами и крымскими ханами гораздо позже переселения за Кавказский хребет.
- Другая легенда гласит, что народ пришел с морских берегов, обосновавшись сначала на реке Арид, после переместившись в Тубе. «Морские берега» ряд исследователей соотносит с Крымом, хотя Черноморское побережье также может выступать в качестве прародины части представителей этноса.
Соотнесение исследований этнографов и информация из национальных легенд заставили ряд ученых прийти к выводу о неоднородном составе этноса. Возможно, основная часть абадзехов пришла из Абхазии, в процессе расселения соединившись в равнинной части с представителями других народов, пришедших с моря или из арабского мира.
Внешность
Одежда
Путешественники и исследователи XIX века отмечали привлекательную внешность абадзехов. Мужчины отличались высоким ростом, крепкой фигурой, ловкостью, проворностью, силой. Молодые люди брили или коротко стригли волосы и бороды, старейшины отращивали последние до средней длины.
Одежда была типичной для черкесского народа:
- коричневые или красные шаровары;
- нательная рубаха со стоячим воротником;
- короткий бешмет;
- декорированная газырями черкеска длиной до середины икры: черного, коричневого цвета — у простых людей, белого — у знатных;
- папаха из овечьей шерсти;
- бурка и капор в холодное время года;
- овчинный тулуп у крестьян.
Женщинам свойственна миловидность, тонкий стан, небольшая грудь, отличная осанка. Изящной фигуры помогал добиться корсет со шнуровкой сзади и деревянными вставками в передней части. Головным убором служила высокая заостренная к верху шапка, из макушки которой спускался кусок легкой материи, доходящий практически до пола. К концу XIX столетия головной убор вышел из обихода. На смену пришли шелковые платки, некоторые девушки оставляли голову непокрытой.
Женский наряд состоял из шаровар, нижней рубахи до середины голени, распашного платья с длинными рукавами. Праздничный вариант костюма богато декорировали золотым, серебряным шитьем: черкесские девушки славились искусными мастерицами. Дополняли образ богато украшенным поясом, крепившимся на талии.
Жизнь
Семейный уклад и социальная организация
Абадзехский народ делился на девять обществ, во главе стояли выборные старейшины. Аулы назывались по именам влиятельных дворянских родов:
- Гуте-хабль — род Гуте;
- Бешуко-хабль — род Бешуковых;
- Неджуко-хабль — род Неджуковых;
- Цей-хабль — род Цей;
- Брант-хабль — род Брантовых и др.
В отличие от других черкесских этносов, князей и четкого сословного разделения не было. Обстановка в обществах стояла демократическая: важные вопросы решались сообща сходом совета старейшин.
Жили большой семьей: на одном дворе располагались главный дом отца семейства и по дому для каждого из сыновей. Во главе семьи стоял мужчина, решавший все социальные вопросы, обеспечивавший жену и детей, занимавшийся тяжелыми хозяйственными работами.
Несмотря на главенство мужчины, жен и матерей уважали и почитали, прислушивались к их советам. В целом положение абадзехских женщин было более свободным, чем в других черкесских народах. Старшая женщина руководила домашними делами, распоряжалась распределением работ между дочерьми, невестками.
Мальчиков с детства воспитывали в соответствии с кодексом жизни настоящего воина. С малых лет отец учил сына обращаться с оружием, стрелять из лука, охотиться, управлять лошадью, драться, бороться. Девочек обучали рукоделию, ремеслам, домашним работам. До 12 лет дети воспитывались матерю, жили с ней. С 13 лет мальчики переходили на отцовскую половину, становились самостоятельными. Девочки оставались под опекой матери до замужества.
Широко практиковался обычай аталычества, особенно популярный у дворянских родов. Дочерей и сыновей отдавали на воспитание к уоркам, свободным крестьянам, князьям соседских черкесских племен. По достижении совершеннолетия детей в торжественной обстановке возвращали в отчий дом, воспитателей богато одаривали. Обычай связан с нормами отдаления детей от родителей: считалось, что лучшее воспитание — суровое, чувства в семье показывать было не принято.
Традиции
Как и у других черкесских народов, одна из основополагающих абадзехских ценностей — обычай гостеприимства. Любого гостя, случайного путника принимали с почестями, размещали в специально построенном доме, имевшемся в любой, даже бедной семье. Дать кров и защиту требовалось даже врагам, если те просили: обидеть гостя, причинить ему вред считалось позором.
Со временем обычай стал тяготить народ, многие жаловались, что широкое гостеприимство разорительно. Одна из причин — целебные минеральные воды Абадзехии, наиболее знаменитыми из которых считались Псефабе. Поток больных и раненных не прекращался годами, обычай обязывал принимать страждущих, обеспечивая пищей и всем необходимым.
Интерес представляют свадебные традиции абадзехов, отличающиеся от черкесских. Свадебный возраст наступал позднее: в 18-20 лет у девушек, в 22-24 года у юношей. Разрешалось свободное общение молодежи, совместные гулянья, танцы, что позволяло осознанно выбирать пару. Насильно девушек не сватали, однако выйти замуж без согласия родителей считалось позором. Знатные семьи женили детей после уплаты оговоренного калыма, устраивая двухнедельное торжество.
В простых семьях после личного сговора с невестой и родителями производили обряд похищения. Родители молодоженов знали о готовящемся умыкании, но вида не подавали. В заранее оговоренный вечер к дому невесты подъезжал жених с друзьями. Девушка, не говоря родителям, выходила к суженному: под шум и пальбу молодую увозили в дом одного из друзей жениха.
Сразу после похищения родственники невесты бросались в погоню. Если «воров» удавалось поймать, девушку возвращали домой, прося за нее серьезный выкуп. Такой поворот событий считался позором для жениха, показателем несостоятельности. Часто после провального похищения девушки отказывались от нареченных.
В случае успеха невеста с женихом месяц скрывались в чужом доме. После туда приглашали родителей и девушек-родственниц невесты, которые проводили с ней следующую неделю. В это время друзья жениха направлялись к его родителям, уговаривая принять невестку и сына под опеку. Обряд носил формальный характер: спустя неделю молодую семью принимали.