Южный Судан
Сюда, в Южный Судан, мне захотелось попасть сразу же после того, как это новое государство появилось на карте мира. И дело совсем не в «коллекционировании» стран — просто сейчас здесь разворачивается уникальный период истории.
Отпочковавшись от северного соседа — от Судана, некогда, да и до сих пор одной из крупнейших стран Африки, «новорожденный» поменял все, что было на этой земле прежде — религию, культуру, язык. Сильные мира сего, крупные и обеспеченные страны, усиленно помогали ему в этом. В итоге все старое разрушено, а нового пока еще нет. Ну или почти нет... И знаете, именно это делает Южный Судан таким привлекательным для самостоятельных путешественников — ведь пока это одно из самых ярких «белых пятен» на планете, страна, которую мало кто «откупорил», во всяком случае, из россиян. Мне довелось провести здесь некоторое время, и впечатления были яркими, хотя и неоднозначными. Но обо всем по порядку...
Виза и пересечение границы
Посольства и консульства
Дипломатические связи с Южным Суданом установлены пока далеко не у всех государств. Это видно хотя бы по очень незначительному количеству имеющихся в Джубе посольств, которые, впрочем, больше напоминают внешним видом небольшие склады или сараи. Это означает, что удаленное получение местной визы для жителей ряда стран проблематично.
Возможно, вы удивитесь, но в России представительство Южного Судана есть! Оно находится в Москве по адресу: Первый Хвостов переулок, д. 12, телефоны (499) 238 06 67 и (499) 238 26 58. Дипмиссия работает по будним дням с 9 до 17 часов с перерывом с 13 до 14. Забегая вперед, скажу: если соберетесь оформлять визу (делают ее, кстати, быстро, дня за три), внимательно следите за датами, так как у немногочисленных российских путешественников, которые решали отправиться в Южный Судан, бывали проблемы из-за того, что срок действия на визе был проставлен некорректно.
Получение визы
Когда я пересекала границу, о чем расскажу чуть ниже, я видела у пограничника стопку заготовок для виз. Вероятно, отдельные категории граждан могут получить визу на месте. Возможно, это касается жителей соседних стран. Как бы там ни было, оформление южносуданской визы возможно также в столицах двух ближайших крупных государств — в Кампале (Уганда) и Кении (Найроби).
Я выбрала именно этот путь. Визу делала в Кампале, однократную, стоило это 100 USD. Были варианты и подороже — с возможностью многократного въезда, но внутренний голос уже тогда подсказывал мне, что я едва ли в ближайшее время сподоблюсь посетить это государство второй раз, так что я остановилась на самой дешевой single.
В Кампале процесс занял два дня. Сначала приезжаешь в посольство, сдаешь паспорт, деньги и несколько фотографий, а также отмечаешься в специальной амбарной книге. На другой день приезжаешь вновь и забираешь документы. Никто особенно не придирается: желающих приехать в Южный Судан в качестве туристов вряд ли много, если каждого допрашивать с пристрастием, то можно вообще остаться без иностранных гостей. Впрочем, меня попросили указать профессию. Это довольно часто бывает при пересечении африканских границ. По основному роду деятельности я журналист; когда в танзанийской Кигоме я пыталась получить визу Конго, мне отказали видимо, в том числе и поэтому. Я стараюсь не врать даже в мелочах, и потому объяснила тогда представителю дипмиссии: да, я пишу тексты, а также работаю на радио, где занимаюсь новостями, но к внешнеполитическим темам моя деятельность никакого отношения не имеет, и вообще, я на отдыхе и не работаю, а знакомлюсь с культурой страны. Тем не менее, принадлежность к миру прессы тогда очень смутила работников консульства, они долго совещались и решили визу не давать (полагаю, причина была не только в этом, ну да ладно). В случае с Южным Суданом я решила не вызывать лишних вопросов и написать, что я преподаватель, тем более, каким-то боком это ко мне относится. Удивительно, но профессию указывают на самой визе! Так я стала учителем английского...
Полистала амбарную книгу, чтобы посмотреть, кому еще недавно понадобилась южносуданская виза. Обнаружила там записи о нескольких молодых европейцах — в частности, французах, видимо, самостоятельных путешественниках. Также нашелся и один наш соотечественник, по профессии летчик.
Пограничный переход и таможня
Пересечение границы не понравилось: чистых страниц в паспорте уже почти не оставалось, и я экономила место как могла. Обычно пограничники идут навстречу и ставят печати компактнее. Девушка в «иммигрейшен офисе» вознамерилась шлепнуть штамп посередине чистой страницы и на вежливую просьбу не делать этого отреагировала крайне неадекватно. В частности, упрекнула в невежливости, неуважении, а после разошлась и восклицала: «You go back to your country! You go back to your country!» Успокоилась, впрочем, столь же стремительно и принялась смеяться. Словом, цирк с конями. После уже другой пограничник фотографирует всех въезжающих, а затем сканирует отпечатки указательных пальцев. На этом формальности заканчиваются. На наземном переходе со стороны Уганды никто не копался в моем рюкзаке, но другие российские путешественники рассказывали о тщательном досмотре в аэропорту.
Как добраться
Вариантов, прямо скажем, не очень много. С севера это невозможно, так как граница с Суданом все еще спорна, и поэтому нам постоянно царит напряжение. На западе ближайшие соседи — Конго и Центральноафриканская республика, маловероятно, что вы там окажетесь.
Самолетом
Воздушное сообщение
Если идти по пути наименьшего сопротивления, то в Джубу нужно прилетать, и лучше локальными авиалиниями, чтобы не быть привязанными к южносуданской столице в остальное время вашего путешествия. Например, угандийские, кенийские и руандийские авиалинии обеспечивают сюда регулярные рейсы. Если уж добираться сюда из России, то билеты обойдутся в 60 000–70 000 рублей. Пересадки в Арабских Эмиратах, затем либо прямой до Джубы, либо через Найроби. Сюда летает даже парочка лоукостеров, в частности, Fly Dubai и Fly 540 (кенийский). Также выполняет рейсы в Джубу Egypt Air; в Россию я возвращалась через Каир с одной пересадкой. Раньше сюда точно летала швейцарская авиакомпания Swiss, но сейчас в списке доступных направлений Южного Судана нет.
Аэропорт Джубы
Своих домашних авиалиний у Южного Судана нет. Когда независимость с помпой провозгласили, появилась и местная авиакомпания — Southern Star Airlines. У нее был всего один самолет, и через два месяца она прекратила свое существование. Аэропорт тут маленький, старый, тесный, с единственным туалетом, дверь в который не запирается, и даже с неким подобием duty free, где, впрочем, нечего купить, кроме печенья, шоколада, лимонада и футболок с южносуданским флагом. Нет никаких автобусов, которые отвозили бы пассажиров к трапу, и уж, тем паче нет «рукавов». Просто в переполненном зале ожидания сотрудник аэропорта выкрикивает название рейса, а потом толпа следует к самолету пешком.
Поездом
В Южном Судане есть железная дорога, но для перевозки пассажиров она не используется.
Автобусом
Автобусное сообщение точно есть с Кампалой и Найроби, но это очень долго, утомительно и хаотично и точно больше суток пути. Судя по спутниковой карте, дорога в Кению чуть магистральнее, но, тем не менее, регулярные автобусы есть только из Кампалы, а из Найроби — время от времени, но все равно идут через Кампалу. Из Эфиопии постоянного рейсового транспорта пока также нет.
Автомобилем
Я ехала автостопом из Уганды, проведя предыдущую ночь в городке Гулу, что примерно в сотне километров от границы. Дорога там настолько ужасна, что на преодоление этого крошечного отрезка пришлось потратить почти весь световой день.
Паромом
Так как Южный Судан не имеет выхода к морю, водным путем до него не доберешься. Приплыть из Судана по Нилу невозможно: границы четко не определены и являются источником повышенной опасности, соответственно, нет и транспортного сообщения.
Туристические регионы
Слово «туристический» пока в принципе неприменимо по отношению к Южному Судану, но если говорить о посещаемых регионах, то условно он один — столица Джуба. Дальше путешественники не ездят, регулярного сообщения нет, да и на блокпостах не пропустят — страну все еще лихорадит, разъезды по ней небезопасны, так что, например, посмотреть на аутентичные деревни представителей народности Динка, к сожалению, не получится.
Топ городов
- Джуба. Бывший «райцентр», ставший столицей, но на деле оставшийся глубочайшей провинцией. Собственно, жизнь сейчас кипит только здесь — идет масштабное строительство, налаживается какой-никакой бизнес. Достопримечательностей здесь практически нет, но если вас и занесет в Южный Судан, скорее всего, вы проведете большую часть времени именно здесь.
- Рамсель. Возможная будущая столица государства. Интересует нас просто гипотетически, потому что добраться до него пока все равно не получится. Еще пять лет назад было объявлено, что правительство переедет туда. Разработаны крутые проекты, нарисованы красивые картинки, некоторые государства, в частности, Марокко, предложили помощь по финансированию «переезда», но пока воз и ныне там, и в Рамсель, который на 240 километров севернее Джубы, даже дороги толком нет.
Топ достопримечательностей
С учетом специфики Южного Судана, достопримечательности его я назвала бы номинальными. Ну, уж точно не туристическими в общем смысле этого слова. Тем более, маловероятно, что вы сможете поездить по южносуданским городам: скорее всего, Джубой все и ограничится, но и столица сама по себе на достопримечательности весьма бедна. И все же несколько пунктов выделить можно.
- Собственно, Джуба. Так как в эти края вы явно приехали не для того, чтобы любоваться на дворцы и сады, вероятно, вас куда больше заинтересует местное устройство быта. В самом городе достопримечательностями считаются берег белого Нила (есть даже некое подобие набережной; именно тут сосредоточены все самые дорогие отели и гестхаусы столицы). Там же находится полузатонувший корабль, остов которого торчит из воды примерно на четверть. Это тоже местная достопримечательность. Еще в Джубе имеются президентский дворец и церковь (и то, и другое фотографировать запрещено, о чем я подробнее расскажу ниже), а также несколько странного вида монументов, расположенных на площадях с круговым движением.
- Национальные парки — достояние любой африканской страны. С природой в Южном Судане все неплохо, и на карте страны национальных парков несколько, однако посетить можно два. Один из них находится на пути из Уганды, поворот на него вы увидите вскоре после погранперехода, это будет ответвление налево с новой асфальтовой трассы до Джубы. Называется парк Нимуле. Второй парк — Бома — находится ближе к границе с Эфиопией. На сафари можно посмотреть на диких животных, например, на антилоп, на гиен, на бегемотов. Около Бомы есть еще поселение народности Сури — это люди, которые вставляют себе в губы здоровенные диски; это считается очень красивым. В то же время, о персонале самих нацпарков отзываются не всегда хорошо: «Этим ребятам не хватает образования!»
Погода
Климат в Южном Судане малоприятен. По крайней мере, лично я ощутила некоторый контраст с Угандой, хотя и не исключаю, что здесь злую шутку сыграло уже само ожидание не лучших условий. Вообще-то по-настоящему засушливый период здесь не так долог и длится лишь несколько зимних месяцев (а я посетила эту страну в октябре).
На юге осадков выпадает больше. Страна покрыта тропическими и экваториальными лесами, что особенно хорошо заметно, когда взлетаешь над ней на самолете. По сравнению со странами-соседями, на территории которых возделывается или как-то осваивается каждый свободный клочок земли, Южный Судан выглядит очень нетронутым и пустынным. И при этом зеленым. Самый холодный месяц — июль (+20-30°С в среднем), а самый жаркий — март (от +23 до 37°С).
Перемещение по стране
Отсутствует как явление и может быть небезопасным. Это довольно печальный факт, который признают даже местные. Относительно проезжабельна только вышеупомянутая асфальтированная дорога, пока единственная в стране, соединяющая Джубу с границей Уганды. На этой дороге (190 км) расположено некоторое количество деревень, есть попутный транспорт и редкие стихийные автобусы. Я передвигалась по стране автостопом; почти все водители, подвозившие меня, почему-то оказались иностранцами — один эфиоп, другой китаец. И тот, и другой приехали в Южный Судан работать. Местным был только самый первый водитель, который был изрядно запуган и очень опасался полицейских.
Cпокойное передвижение возможно автобусами аккредитованных туристических компаний по весьма ограниченному числу маршрутов.
Связь
В Джубе образовалось несколько новых операторов связи, в том числе Sudatel и Mobitel, но я не стала покупать местную сим-карту, оставшись в роуминге и не пользуясь телефоном ни для звонков, ни для смс. Связь так себе, устойчива только в столице. Карточки для пополнения местного счета продаются на почте или у уличных торговцев «мобильными минутами». Звонки внутри страны дешевые, меньше цента, зато международные могут обойтись и в 5-6 USD за минуту, так что лучше пользуйтесь Cкайпом!
Интернет-кафе в столице есть, и их уже довольно много, но проще поймать Wi-Fi в гостинице или кафе, попросив пароль в обмен на чашку кофе.
В международном аэропорту Интернет платный — около двух USD в час.
Язык и общение
Официальным языком новой страны стал английский. Впрочем, поскольку еще недавно вся страна говорила по-арабски, он также здесь в ходу. Но вообще для Южного Судана характерна языковая разрозненность. Тут масса диалектов, самым распространенным из которых является язык динка. Базового английского вам хватит за глаза и за уши.
Особенности менталитета
Улицы пестрят плакатами социальной тематики, где превалирует именно мотив независимости; словом independence рекламируют все, даже пиво, а на картинках — красивые сады и новенькие дворцы, которые вот-вот появятся в новом государстве. На деле все несколько прозаичнее: много-много мусора, прямо-таки горы; в ста метрах от президентского дворца спят на улице оборванные нищие, народ плещется в мутной речке голышом.
Чувствуется, что люди здесь несколько запуганные. Повсюду высокие заборы и колючая проволока, везде таблички — частная территория, вход категорически воспрещен. Ограждением обнесены все отели, почти все рестораны.
Фотографироваться крайне не любят. Если кто-то случайно попадет в объектив — можете нарваться на конфликт, так что, если уж и снимаете, что делайте это из окна такси и очень-очень осторожно.
Фотографировать нельзя не только людей. Вы будете смеяться, но фотографировать вообще нельзя. Вряд ли кто-то ткнет вам пальцем в конкретный свод законов, но у власть имущих самого нового государства появился вполне закономерный комплекс, и будьте уверены, они эту самую власть продемонстрируют в полной мере. Я столкнулась с этим дважды. Сначала машину, в которой я ехала, остановили на передвижном полицейском пункте прямо на трассе. Примечательно, что все служители закона без исключения были одеты в штатское, ни у кого их них не было знаков отличия, никто не потрудился предоставить удостоверение, но водители (местные) остановились без лишних слов.
Проверка — документы, визы. Странный вопрос: «А с какой целью вы прибыли в Южный Судан? У нас же тут и смотреть-то толком нечего, ничего еще нет».
Смешно. Приходится пояснить: вам, местным, может, и не очень интересно, а нас тут привлекает все. Едем сейчас в столицу.
— Хорошо. Но только у нас нельзя фотографировать. Совсем нельзя. Только если у вас есть особая аккредитация.
Поначалу кажется, что это шутка или формальное предупреждение, поэтому, попрощавшись с полицейскими, расчехляем камеру, чтобы сделать пару кадров живописных зеленых холмов. Спустя километров пять пикап, в котором мы следуем (в кузове), подрезает другой пикап, а внутри— знакомые все лица. Оказывается, полицейский решил проследовать за иностранцами. И, конечно, убедился в том, что эти наглые чудаки нарушают запрет и все-таки снимают пейзажи.
Далее — убедительная истерика на 15 минут с требованием, внимание, отдать карту памяти!
Сошлись на том, что три сделанных кадра просто стерли на глазах у брызжущего слюной парня. Возмущался он долго, приводя разного рода абсурдные аргументы, как то:
— «Моя задача в том, чтобы сделать ваше пребывание в Южном Судане безопасным!» (ладно, не поспоришь)
— «Я вот не приезжаю в Россию и не щелкаю там камерой на каждом углу!»
Второй эпизод произошел утром следующего дня. Гуляя по городу, разговорились с одним из местных — приличным, в деловом костюме, спешившим с чемоданчиком на автобусную остановку. Он дал пару советов насчет того, где найти рынок, где купить продуктов и что посмотреть, а потом добавил: не вздумайте фотографировать на площади, могут быть проблемы. Под площадью имелось в виду пространство перед президентским дворцом, где глава государства встречается с народом и произносит разного рода речи. Там довольно живописно — хотя вездесущим забором огорожено и это пространство, но за ним виднеется некое подобие дворца, повсюду развешены флаги других государств и даже высажены цветы на клумбе. В центре — монумент. На ступеньках — военные в камуфляже, сланцах и с автоматами. Спрашиваем, можно ли посмотреть на монумент поближе, просто посмотреть, Карл. Нет, нельзя, говорят они, положена аккредитация. Вот получайте, тогда и смотрите.
Впрочем, простые местные жители вполне приветливы и отзывчивы. Охотно подвозят попутчиков, пусть даже и бесплатно, в том числе не на трассе, а в самом городе.
Так как ночлег в Джубе, как я уже говорила, стоит баснословных денег, мы просто постучались в одну из глиняных хижин, стоящих, между прочим, на центральной улице (да, с красотами в «сердце» города туговато). Никто не стал шугаться, отправлять нас в отель или просить денег, нам просто выделили пустующую хижину с земляным полом, стоящую на том же самом участке по соседству, и даже принесли свечу с пожеланиями спокойной ночи. Что характерно, никто не приставал с расспросами, не пытался украдкой рассмотреть странных белых гостей или что-нибудь заполучить в обмен на гостеприимство. Хотя в хижине стояла старая мебель, в том числе продавленный диван, мы просто установили на земляном полу палатку и отлично выспались.
***
Еще из социально-бытовых наблюдений: женщины постоянно заняты какой-то работой: возят тележки, продают овощи, фрукты или колотые камни. При этом процент прохлаждающихся за игрой в бильярд или прослушиванием музыки мужчин кажется довольно высоким. Может быть, это иллюзия.
Еда и напитки
Я не выделю ничего специфического в южносуданской кухне. Думаю, за аутентичными вкусностями лучше отправиться в арабский Хартум, то есть, к северным соседям. Что же до Южного Судана, то это сейчас безумный котел, в котором собран причудливый микс из разных национальностей. Все нужно строить с нуля, поэтому много иностранной рабочей силы, в особенности индийцев, китайцев, эфиопов. Если выходцы из Индии держат гестхаус, а при нем ресторанчик, то логично, что в меню будет больше индийских блюд. У китайцев — соответственно, китайских. Спектр ресторанных блюд широк и разнообразен, но, как я уже говорила, бьет по карману.
Из местного можно отметить, разве что, домашний хлеб и иную выпечку. Я отмечаю это в каждой стране — все-таки, это такой народный и дешевый продукт, в который вкладывают душу, к тому же, продукт калорийный, а значит, обладающий большой энергетической ценностью, что в условиях утомительного путешествия с нерегулярным питанием довольно важно. Плюс ко всему, пирожками почти невозможно отравиться, так что берите их у местных тетушек безо всяких угрызений совести.
Субъективное наблюдение: хотя своих производств в Южном Судане пока нет, и все продукты везут сюда из соседних стран, выбор еды в местных магазинах иной раз обширнее. Например, молочку — питьевые и обычные йогурты — привозят из Уганды. В подавляющем большинстве угандийских лавок есть только два сорта этого продукта — с клубничным и ванильным вкусом. Тут, в Южном Судане, как минимум пять, и, разумеется, в пять раз дороже.
5 блюд, которые стоит попробовать
- Местная выпечка. Рекомендую ее всегда и в любой африканской стране — это вкусно, качественно и безопасно.
Чай по-африкански. Распространен во всем регионе, и Южный Судан — не исключение. Примечательно, что этот напиток иногда называют кофе, хотя на деле это очень сладкий чай с молоком и специями. В самых народных кафе обычно заранее заварен в большом пластиковом термосе.
-
Народная еда: рис, бобы, тушеные бананы. Обыкновенно встречается комбинация из этих ингредиентов, возможно, еще приправленная какой-либо зеленью, причем, что интересно, зелень почти никогда не подают свежей, она всегда тщательно термически обработана — как минимум, сварена или потушена вместе со специями.
Блюда китайской или индийской кухни — просто любопытства ради. В Джубе уже есть несколько заведений интернациональной кухни, открытых приезжими. Конечно, там дорого, но, возможно, будет интересно сравнить, как ту же курицу в кисло-сладком соусе готовят в Китае, России и Южном Судане.
Охлажденные напитки. Если употребляете алкоголь, попробуйте пиво южносуданских марок. Например, White Bull. Конечно, вовсе не факт, что оно варится в Южном Судане (и даже скорее всего его привозят), но зато реклама гласит, что у этого пива вкус независимости и прогресса!
Шопинг
Не знаю, стоит ли устраивать шопинг в Южном Судане. Разве только ради галочки.
Что нужно знать о шопинге в этой стране
Любые вещи в любой из соседних стран можно приобрести в несколько раз дешевле. Если уж вам необходимо что-то специфическо-южносуданское, то купите себе футболочку или брелок в дьюти-фри в международном аэропорту.
В поисках сувениров можно также прогуляться на центральный рынок Джубы. Там очень приветливые тетушки, на прилавках можно найти украшения, ткани, а также статуэтки и маски — в небольшом количестве. Чисто гипотетически, это может сгодиться в качестве подарков и сувениров, но, повторюсь, только в том случае, если перед вами стоит задача непременно привезти что-нибудь южносуданское.
Лучшие города для шопинга
Вряд ли вам удастся устроить «шопинг» за пределами Джубы, да и в самой Джубе возможностей для этого, прямо скажем, не очень много.
Что привезти из этой страны
Памятную футболку с южносуданским флагом, сам флаг (можно купить на рынке или в аэропорту), сувениры с символикой нового государства. Вот здесь, на мой взгляд, это, по крайней мере, будет уместно и необычно: у всех есть магнитики из Египта, а вот из Южного Судана ни у кого нет!
Коль скоро производство чего бы то ни было тут отсутствует, вряд ли вам удастся купить что-то специфическое. Разве только предметы народного творчества, если они вам подвернутся, конечно.
На мой взгляд, самым оригинальным сувениром станет пара-тройка южносуданских купюр, завалявшихся в кошельке.
Безопасность
Военные и гражданские
В стране довольно много военных, много ООНовских джипов и самолетов. Из внедорожников с аббревиатурой UN состоит добрая половина дорожного трафика. Местным внушают: военные здесь с мирными целями, они — друзья. Об этом вещает социальная реклама: солдат на плакате помогает пожилой женщиной с вязанкой хвороста. В целом в стране неспокойно: на севере есть один регион, который вообще еще, можно сказать, не определился: то ли он в составе Судана, то ли принадлежит Южному Судану. Камнем преткновения являются и нефтеразработки, которые как раз сосредоточены около границы. Посетителей Джубы эти разборки не касаются, но в целом ситуация в стране крайне шаткая и неспокойная. Конечно, больше всего страдают от этого местные жители.
Здравоохранение и гигиена
Ваша личная безопасность касается, прежде всего, вашего здоровья. Со здравоохранением в Южном Судане все совсем печально, как, впрочем, и с грамотностью, и с дорогами. Все это вкупе создает картину удручающую — доступа к квалифицированным медицинским услугам у подавляющей части населения попросту нет. Здесь постоянно какие-то массовые эпидемии — то черная лихорадка, то холера. Традиционную для этих широт малярию тоже никто не отменял. Неизвестно, сколько в стране ВИЧ-инфицированных (да что там, неизвестно точно, сколько в стране всего жителей, по разным данным, от 8 до 13 миллионов), но процент заразившихся точно в несколько раз выше, чем в Судане, и терапия не очень-то доступна. Более того, тут есть специфические болячки, которые вообще более нигде не встречаются! Например, так называемый «кивательный синдром», затрагивающий преимущественно детей от 5 до 15 лет. Неизвестно ни что вызывает это заболевание, ни, тем паче, как его лечить.
Здесь вообще сложно что-то советовать. Тщательно мойте руки, пейте только бутилированную воду, внимательно следите за тем, что едите. Лучше химическое печенье из магазина, чем неизвестно как и какими руками приготовленное блюдо (я сейчас все-таки не о ресторанах, хотя и в них невозможно быть уверенными на сто процентов). В общем, я не сторонник паранойи в путешествиях, пусть даже и по странам «третьего мира», но тут все же поберегитесь.
Тем паче, тут и водопровода толком нет (воду из цистерны все таскают домой в канистрах), и канализация тоже пребывает в весьма зачаточном состоянии.
Дорожная обстановка
Дорожное движение в Джубе весьма хаотичное, но так в Африке почти везде. «Зебр» очень мало, по сторонам нужно смотреть внимательно. Пару ДТП наблюдала своими глазами. Основной транспорт внутри города — мототакси с договорной ценой (естественно, никаких шлемов ни для водителя, ни для пассажира).
Популярные типы мошенничества
Маловероятно, что вы нарветесь на крупных мошенников: в молодом полицейском государстве законы, конечно, могут выполняться и трактоваться по-разному, но в туристах страна все-таки заинтересована. Так что, если мошенники вам и встретятся, то, скорее всего, они будут пользоваться примитивными методами в надежде заполучить доллар-другой. То же самое наблюдается и в соседних странах.
Например, вы можете встретить дарителей, которые предложат вам какой-то милый сувенир — это, мол, подарок от «мамы масаи» (динка, сури, вставь нужное название племени далее по списку). Вроде как от чистого сердца, но вы же белый «богатый» турист, а потому от вас ждут ответного щедрого жеста. Если оного не последует — могут расстроиться, разозлиться и потребовать сувенир обратно. Вообще в сознании среднестатистического африканского обывателя не укладывается, что белый турист может быть небогат, и, в общем-то, их можно понять: даже путешествие среднего бэкпэкера в пересчете на местные реалии стоит столько, что этим вполне может кормиться целая деревня на протяжении нескольких месяцев. Впрочем, никто и никогда не попросил у меня ни цента, если я обращалась с разрешением поставить свою палатку во дворе дома на ночь — напротив, меня всегда с интересом звали в гости и проявляли чудеса радушия.
Возвращаясь к мошенникам — вам могут также предложить услуги местного «гида», разумеется, не аккредитованного и не сертифицированного. Может быть, он захочет небольшое вознаграждение за то, что просто проводит вас сто метров до продуктового магазина или расскажет что-то о городе. Думается, вы вполне можете обойтись и без него, хотя здесь все остается на ваше усмотрение. Отдельная разновидность «гидов» — это «помогатели», которые будут усиленно (и часто совершенно тщетно) пытаться решить ваши бытовые вопросы, с которыми вы совершенно точно можете справиться самостоятельно. Вам ведь не составит труда дойти до здания с вывеской «отель» или поднять руку, чтобы поймать такси, верно? Но «помогателям» кажется, что белый турист совершенно беспомощен (неважно, что он зачем-то все-таки приехал в Южный Судан), и что без их участия он точно немедленно пропадет. Африканская логика! С этим вы столкнетесь не раз. Вежливо улыбайтесь и отказывайтесь. Выдохните. Снова вежливо откажитесь. Возможно, с первого раза не поймут, но тут уж ничего не поделаешь.
Ну и, конечно, как и везде, здесь возможны мелкое воровство или небольшой обман при обмене валюты с рук. Обезопасить себя и от того, и от другого можно довольно легко — достаточно просто включить голову и быть внимательным.
5 вещей, которые точно не стоит делать
- Есть и пить что попало;
- Открыто фотографировать здания и людей;
- Расхаживать с непокрытой головой;
- Попробовать искупаться в Белом Ниле;
- Перелезать через заборы или пытаться проникать еще на какую-нибудь закрытую территорию.
6 вещей, которые обязательно нужно сделать в этой стране
- Прогуляться по Джубе, увидеть набережную Белого Нила и веселых детей, которые там купаются, не опасаясь крокодилов. Пройтись по новому современному мосту, который соединяет две части города.
- Подивиться на марабу — гигантских помойных птиц с человека ростом, а также на большую скалу около Джубы и на сбитый самолет, догнивающий неподалеку от аэропорта.
- Полюбоваться на многочисленные остовы из металлических балок — заготовки для новых зданий. Подивититься своему присутствию здесь в историческое, в общем-то, время — время активного строительства нового государства.
- Пообщаться с кем-нибудь из приезжих: что привело их в этот край далекий и каково им тут не путешествовать, а жить?
- Заселиться-таки в один из местных отелей. Удивиться, что Южный Судан представлен уже и на Каучсерфинге, и на Airbnb. Заметить, что замок на двери входит в перечень оборудования для безопасности.
- Пожалуй, добавлю: Оценить построенную на спонспорские деньги дорогу. Нечасто в Африке такую увидишь — новую, с идеальным асфальтом, катафотами и указателями, и это в Южном-то Судане!!
Близлежащие страны
В общем, по-хорошему, на «откупоривание» Южного Судана достаточно и пары дней, максимум — недели. К поселениям племени динка все равно так просто не попадешь: уже через пару десятков километров от Джубы начинаются территории, контролируемые повстанцами, так что это небезопасно. По дороге от Уганды смотреть особо нечего: маленькие деревушки, невозделанные поля, лавки да скудные и немногочисленные придорожные «столовые». Может, где-то пасутся козы. Вот, собственно, и все, но зато по соседству много других интересных стран.
Центральноафриканская республика
Самое сердце Черного континента — одна из самых бедных и малонаселенных стран с довольно живописной столицей Банги. Сюда, конечно, едут не за достопримечательностями, а знакомиться с традиционным укладом жизни. В ЦАР немногочисленные туристы посещают живописные водопады Буали, загородную императорскую резиденцию и, конечно, район М'Баики, где компактно проживают племена низкорослых пигмеев. Хотя их рост редко превышает 120 сантиметров, они считаются первоклассными охотниками.
Конго
Большая, интересная, опасная и не очень благоустроенная страна. Смотреть есть что, и немало, но опыт показывает, что пока получение визы сюда крайне затруднительно, а потому планировать путешествие в Конго на сегодняшний день нецелесообразно.
Кения
Одна из самых туристических стран Африки. Тут вам и пляжные курорты (например, Момбаса), и один из крупнейших хабов континента — аэропорт Найроби, откуда можно добраться в любую страну региона, и многочисленные национальные парки и заповедники. Также у туристов появляется отличная возможность познакомиться ближе с культурой масаи.
Уганда
Еще одна туристическая страна, славящаяся своими нацпарками и другими природными достопримечательностями. Уганда также имеет выход к живописнейшему озеру Виктория, на котором находятся острова Ссесе с белоснежным песком. Эти места особенно ценят любители понаблюдать за редкими птицами — тут очень много пернатых, в естественной среде обитания они чувствуют себя вольготно, людей не боятся. В столице Уганды, Кампале, тоже есть на что посмотреть, а еще отсюда удобно добираться автобусами в следующие страны вашего маршрута — например, в Танзанию.
Местной достопримечательностью является и линия экватора, проходящая через Уганду. Как водится, в этом месте находится не только памятный знак, но и многочисленные кафе и сувенирные лавки. Особым шиком считается провести линию экватора на полу собственного заведения.
Эфиопия
Интереснейшая страна со значительным этнокультурным многообразием. Туристы приезжают посмотреть на древние города, такие, как Аксум, Лалибелу, Гондэр. Привлекает приезжих и озеро Тана, на котором расположены многочисленные острова с православными монастырями. Любителей дикой природы ждут водопады Голубого Нила и нацпарки с редкими, даже вымирающими видами животных. Кроме того, весьма популярны поездки к диким племенам. И, конечно, одной из главных достопримечательностей является сама столица, Аддис-Абеба. По сравнению с Южным Суданом, туристический сервис в Эфиопии организован более чем достойно. А еще тут отличный кофе!
Деньги
Южносуданская валюта
С первого же дня провозглашенной независимости у Южного Судана появилась своя валюта — южносуданский фунт. В одном фунте сто пиастров. В целом южносуданский фунт приравнен к просто суданскому, а тот уже, в свою очередь, «завязан» на долларе США. В одном долларе примерно 117 фунтов.
Местные расценки
Деньги можно обменять в аэропорту, в банках, а также в крупных отелях и ресторанах, коих в Джубе много, и довольно приличных, потому что в столице сейчас много иностранной рабочей силы. По этой же причине местные цены неприятно вас удивят. Захудалую комнату (даже не всегда с кондиционером) не снять дешевле сотни долларов в сутки. Блюдо в ресторане — 20-30 USD. Даже хлеб или питьевой йогурт в магазине будет стоить доллар-полтора — это немыслимо дорого для Африки.
Погода в Южном Судане по месяцам:
Места в Южном Судане
- Скопировать ссылку
- Скопировать ссылку