Назовите факторы размещения пищевой и лёгкой промышленности.
Я из «города невест». Ивановская область кишит текстильными фабриками. Начала развитие пищевая промышленность. Что, кроме кадров, которые здесь в изобилии, притягивает предприятия этих промышленностей в наши края?
Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности
Начну с наиболее распространённой промышленности. Я выделю основные факторы размещения:
- Сырьевой. Для текстильной промышленности сырьё невыгодно перевозить на большие расстояния. Это объясняет, почему предприятия по его первичной обработке удобнее располагать у источников.
- Потребительский. Та же ситуация, что и с сырьевым фактором: готовую продукцию также невыгодно транспортировать на расстояние. Перевозить её менее экономично в сравнение с полуфабрикатами. Как пример: х/б ткани в итоге выходит дороже везти, чем прессованный хлопок-сырец.
- Трудовые ресурсы. Все отрасли рассматриваемой промышленности трудоёмкие, поэтому требуется внушительное число рабочих. Используют, главным образом, женский труд. Требуется учитывать возможности использования также и мужского труда — другими словами: развивать лёгкую промышленность там, где сконцентрирована тяжелая индустрия, организовывать соответствующие производства в зонах концентрации лёгкой промышленности.
- Транспортные пути. Наличие дорог облегчает транспортировку.
Факторы размещения предприятий пищевой промышленности
Главным образом, определяющими факторами являются потребительский и сырьевой. В принципе, факторы очень даже схожие, но основа у них отличается.
Если в случае предприятий лёгкой промышленности указанные выше факторы основываются на экономической выгоде, то в пищевой внимание сосредоточено не только на этом моменте, но и на том, что сырье и готовая продукция у некоторых отраслей скоропортящиеся. По использованию сырья в отрасли есть две группы предприятий: первая — те, что используют необработанное сырьё. Располагаются в области его производства. Вторая — те, что используют сырьё, которые прошло переработку. Для этой группы основной фактор — потребительский, ибо продукция скоропортящаяся.
Пищевая и легкая промышленности России — это важные отрасли народного хозяйства, которые обеспечивают людей едой и одеждой. Предприятия этих промышленностей ориентируются на такие факторы размещения:
- потребительский фактор — большинство предприятий и магазинов находятся у больших городах, где можно продать свой товар;
- сырьевой — заводы строятся вблизи полей, где выращиваются разные виды растений (например, свекла или подсолнух) или возле ферм с животными;
- транспортные пути — нужны для транспортировки к потребителю товаров.