Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны: а) с явлениями неживой природы б) с явлениями
Я сравнительно недавно переехал на постоянное место жительства в Ханты-Мансийский автономный округ, но уже успел ознакомиться с культурой местных аборигенов. Тем более, что правительство округа очень заботится о сохранении культурно-исторического наследия народов манси и ханты. И вот однажды совершенно случайно, я посмотрел местную образовательную передачу о природных календарях этих этносов.
Явления неживой природы в мансийском календаре
Такие природные явления заключены в названиях всех весенних месяцев в календаре манси.
- Март (ман-поль-нхуп) — «месяц малого наста», время «отдыха» для природы, накопления ею сил для пробуждения и будущего цветения.
- Апрель (яныг-поль-нхуп) — «месяц большого наста», ледяная корка снежного покрова становится тонкой и ломается.
- Май (онк-натнэ-нхуп) — «месяц ледохода», время распутицы, наступления половодья.
Мне кажется, что преобладание связи весенних месяцев именно с явлениями неживой природы основано на том, что в это время ярко выражены процессы смены времени года, перехода от холодного сезона к теплому.
Явления живой природы в мансийском календаре
Двойное значение в природном календаре манси для весенних месяцев имеет только апрель (яныг-поль-нхуп). Второе его название – «месяц вороны», ибо прилет вороны означал наступление весны.
Существовала примета, что если ворона в апреле сядет на низкую ветку дерева, то весна будет короткой, а если на высокую, то затяжной. Сама ворона в мансийской культуре считалась символом жизни, покровительницей детей и женщин.
Весенний труд в хантыйском календаре
Ханты больше известны как охотники, нежели фермеры-заводчики оленей. Поэтому, с приходом мая у них появляется много дел. Май на хантыйском звучит как «салы-унтынэ-тпос» или «кхоль-няг-тпос», что в первом случае означает «месяц прилета уток», а во втором — «месяц нереста рыбы». Уже с начала мая ханты начинали «сетковать» (ставить сети) по озерам и старицам рек, а в конце месяца проходила утиная охота перевесами.
В середине месяца начиналась охота на лосей.
а) С явлениями неживой природы связаны:
- название марта у словен (сушец) и болгар (сух). Тающий снег постепенно высыхает, освобождая землю от зимнего покрова;
- финское название марта – maaliskuu (от “maa” – земля) тоже связано с появлением чернеющих проталин.
б) Весенние месяцы на языке Древней Руси – это березень, кветень и травень, им соответсвуют современные март, апрель и май. Все три названия связаны с пробуждением живой природы.
- Березень – с набуханием березовых почек и появлением из них крошечных нежных листочков.
- Кветень мы назвали бы сейчас «цветенем», в эту пору распускаются первые цветы.
- Приходит травень, и сочные травы обильно покрывают луга.
Украинские и белорусские названия этих месяцев очень похожи на древнерусские. Есть и небольшие отличия: например, белорусы называют март «соковик», поскольку, согласно стародавним представлениям, весенняя земля начинает питать своими соками растения, очнувшиеся от сна.
в) С трудом людей связаны финские названия апреля и мая:
- апрель – huhtikuu. “Huhta” – это подсечно-огневое земледелие. Крестьяне вырубали лесной участок, поджигали его, и получалось хорошо удобренное золой поле.
- май – toukokuu, от слова “touko” – посев яровых.