Определи, как люди в Новое время хранили и передавали знания, опыт.
Однажды прочла на LiveLib очередную статью, объясняющую, что «электронная книга — это вообще не книга». Я подумала, что в первых печатных книгах люди тоже видели «не книгу», то ли дело рукописный фолиант! И что вышло?
Что изменилось в Новое время
Кардинально изменились человеческие ценности. Люди стали ценить знания о внешнем мире, копить эти знания, стремиться получать их из любого источника.
Для Средних веков это было немыслимо. Ведь если мир — это творение Божье, обреченное на гибель, то зачем тратить на него время? Но для Нового времени знания стали ценностью. Только после промышленного переворота оказалось, что знания могут иметь и коммерческую стоимость. По-моему, люди тогда сказали себе: «А-а-а, так значит, мы все правильно делали».
Книгопечатание и хранение знаний
Книгопечатание имело поразительный успех в Европе. Первая типография создана в середине 15-го века, к концу века на континенте уже более тысячи типографий, общий тираж книг дошел до 12 млн. А в Европе тогда жило всего-то 150 млн человек.
В течение 15-го века издавались:
- «Божественная комедия» Данте — 15 раз;
- сонеты Петрарки —31 раз;
- «Декамерон» Боккаччо — 11 раз;
- Библия Лютера — 430 раз.
Спрос на информацию — одна из самых характерных черт Нового времени, и книгопечатание пыталось его удовлетворить. Для средневекового знания рукописной книги было вполне достаточно. Но когда началась эра географических открытий, то простая потребность в массовом тиражировании карт тут же показала полную беспомощность этого способа хранения информации.
Образовательная система и передача знаний
Всеобщую грамотность часто связывают, чуть ли не с Октябрьской революцией. Но есть точные данные, что к концу 19-го века в Европе 90% мужчин были грамотными.
Вся современная образовательная система возникла в Новое время.
Законы об общем образовании стали принимать с начала 18-го века. Плюс поддержка государством научных сообществ — институтов, университетов, академий. Подобное сочетание науки и образования создает мощную систему передачи знаний между поколениями.
Новое время — важный исторический этап и бла-бла-бла. Да, это так, но меня печалит народная тенденция приписывать всё хорошее Новому и Новейшему времени, а всё ужасное — Средневековью.
А ведь та самая инквизиция активно действовала в Новое время, а Средние века оставили не только воспоминания о чуме, но и богатое культурное наследие (пятиминутка восхищения Хильдегардой Бингенской).
Когда было Новое время
Новое время — период в истории европейской цивилизации, когда Средневековье закончилось, и началась всякая экономическая и социальная движуха. В это время было сделано много научных открытий, в экономику пришел капитализм, в культурную и социальную жизнь — гуманизм.
Правда, не очень ясно, когда это время началось. Даты и события указывают разные, от XV до XVII века. Легче сказать, когда закончилось Новое время. Обычно верхней границей считают окончание Первой мировой войны (1918).
Как передавались знания
Интернет изобрели попозже, но и в Новое время люди старались придумать что-нибудь эдакое, чтобы знания стали доступней.
«Эдаким» стало книгопечатание. Печатные книги все еще были недешевы, но все-таки были доступней своих рукописных предшественников.
Делал свое дело и институт образования. Он наконец частично, но все же отделился от церкви и перешел в руки государства. Во многих странах начальное образование стало обязательным. Всё это способствовало распространению науки и знаний. Никуда не делась и поныне существующая традиция передавать опыт и знания из уст в уста.
Знания старые и новые
В Новое время замысловато смешались старые и новые подходы к науке, получению и передаче знаний.
С одной стороны, церковь еще сильно влияла на людей, но появилось и кое-что «новенькое»:
- наука и образование стали отделяться от церкви;
- по следам Ренессанса рос интерес к учениям античных философов;
- с открытием Нового света стал возможным обмен знаниями с народами Америки;
- зародилось учение о педагогике.
Словом, Новое время — это ядреная смесь науки, открытий и гуманизма с войнами и охотой на ведьм.
Мы — люди 21-го века — не испытываем никаких проблем с передачей информации. Например, когда я еду по городу несколькими простыми касаниями к экрану смартфона могу оповестить других водителей о пробке или заторе на дороге. Моей дочери, школьнице, часть материалов и заданий для самостоятельной работы дома учителя отправляют в режиме онлайн по всемирной паутине. Мне трудно представить, что когда-то это было не так.
Сейчас я постараюсь рассказать, как люди Нового времени хранили и передавали свои знания и опыт.
Книги и книгопечатание для передачи знаний и опыта
Конечно, первые книги и тем более письменность появились задолго до наступления эпохи Нового времени. Уже давно люди научились фиксировать полученные знания при помощи знаков и символов на каких-либо носителях. Но лишь после изобретения печатного станка, приблизительно в 1440 году, книги постепенно стали входить в жизнь широких масс.
Это можно связать и с развитием литературы.
Упомяну для примера нескольких знаменитых писателей Нового времени:
- Даниэль Дефо и его знаменитый приключенческий роман «Робинзон Крузо»;
- Эрнст Теодор Амадей Гофман, написавший мою любимую сказку «Щелкунчик и мышиный король»;
- Виктор Гюго — автор незабываемого романа «Человек, который смеётся».
Устное способы передачи информации
Старинные способы передачи знаний и опыта, базирующиеся на устной речи, все еще сохранялись в жизни людей. Из уст в уста, от старшего поколения к младшему переходили народные сказки, легенды и мифы. Информацию передавали в песнях и прочих народных сочинениях.
Новое слово техники для передачи знаний
Прорывом в сфере передачи информации я считаю изобретении телеграфа. Первый оптический — появился во Франции. Его создатель Клод Шапп — знаменитый механик того времени. Идею передачи сигналов на расстояние быстро подхватили, и вскоре в мир вышли электрический телеграф, фототелеграф и радиотелеграф.
Когда речь заходит об истории, тем более о Новом времени (там умопомрачительные платья), я думаю: где моя машина времени! Хочу всё увидеть и потрогать. Но, за неимением таковой, довольствуюсь теми способами, которые у меня есть, а есть у меня уже много чего: и интернет, и телефон. Люди Нового времени, я считаю, отлично поработали, именно они сделали решительный шаг вперёд навстречу знаниям.
Новое время в картинах
Наскальная живопись, конечно, для Нового времени была уже в прошлом. Работы — серьёзней некуда, только все уж очень правильные. Хотя импрессионизм, который я причисляю к классике, и это не обсуждается, сначала сильно критиковали. Работы в таком стиле тогда называли мазнёй, а мне они кажутся божественными. На картинах я могу увидеть людей Нового времени, их одежду, еду, праздники, причём всё своими глазами, для меня это важно.
Опыт и знания в книгах
Первые книги, на мой взгляд, почти как картинки. Считается, что первые книги, месопотамские таблички, появились более 5000 лет назад. Древние мудрецы передавали свои опыт и знания на таких пластинах и укладывали их в ящики. Раньше гранит науки давался явно тяжелее, чем сейчас. На сегодняшний момент известны следующие, я бы сказала, начальные фазы книг:
- месопотамские таблички с клинописью;
- папирусы Египта;
- деревянные дощечки и береста на Руси;
- оттиски на бамбуке в Китае;
- высушенные пальмовые листья или кожа животных в Индии.
Потом появился пергамент. И, наконец, человек начал печатать книги. На мой взгляд, это гигантский прорыв, назову это главной победой Нового времени. Теперь сохранить и передать знания стало куда проще.
Сохранить и приумножить
Новое время кишит географическими открытиями, поэтому в этот момент особую славу приобретают карты. Я обожаю старые карты, там всё не так, как сейчас, ещё столько загадок. Также активно развивается техника, появляются, например, печатный станок, штукофен или, проще сказать, предок доменной печи. Конечно, одной инструкции к таким агрегатам лично для меня будет недостаточно. Опыт передавался и от мастера к ученику.
Поразмыслив, я все-таки пришел к тому, что даже с наступлением Нового времени передача опыта и знаний между людьми все еще в большей степени базировалась на словесном общении. Это доказывается хотя бы тем, что времена поголовной грамотности еще не наступили, а книги того времени были все еще достаточно дороги.
Речь — как инструмент передачи опыта и знаний
Нет сомнений, что книгопечатание, получившее развитие в Новые времена, существенно расширило возможность передачи информации. Но что было делать довольно большим группам неграмотных людей, например, крестьянам, как передавать свои знания другим поколениям? Поэтому, для них главным способом передачи оставались:
- Мифы и легенды.
- Поговорки и пословицы.
- Религия.
У разных народов, живущих за счет какого-либо промысла, есть свои легенды описывающие детали их исконного ремесла: у бурят — это легенды о богатыре Урале, в которых детально описываются способы охоты, у поморов — рыбацкие рассказы, где рассказывается, как правильно ориентироваться в море и т. п. Касательно религии, можно говорить о том, что еженедельная проповедь местного священника всегда содержала в себе советы относительно тех или иных жизненных ситуаций.
Тем более, любой священнослужитель должен был подтверждать свои слова соответствующими «выкладками» из своего священного писания, кое было недоступно неграмотному человеку для прочтения. И такое положение дел, когда речь остается единственным инструментом, сохраняется кое-где в мире и по наши дни.
Сохранение речевой информации об опыте
В наше время этим занимаются целые научно-исследовательские институты. А в Новое время, применительно к группам неграмотных людей, эти занимались либо старейшины, либо люди, обличенные религиозной властью. Так, к примеру, у всех малочисленных народов этим заведовали шаманы, при передаче «должности» которым, предыдущий шаман передавал свои знания и опыт, значимые для этой группы людей.
Этот способ, конечно, чреват некоторым искажением информации и должен был изменяться с течением времени.
Лично для меня вопрос о границах Нового времени неясен: некоторые ученые предлагают считать его началом «Открытие Америки» (конец 15 в.), а другие — «Вестфальский мир», подписание которого случилось аж в конце 17 в. Заканчивается же этот временной отрезок в 1918 г. Но в любом случае, в период Нового времени уже было достаточно развито книгопечатание, которое и стало основным носителем для передачи информации.
Книга — главный носитель Нового времени для сохранения знаний
Несмотря на то, что книгопечатание было изобретено на излете Средневековья, но обширное распространение оно получило именно в период Нового времени. И каждый этап этого времени совершенствовал и развивал книгопечатание. Поэтому будет удобным разбить Новое время на несколько периодов:
- Эпоха Великих географических открытий.
- Цвет ренессанса (Возрождение).
- Реформация.
- Долгий 19-ый век.
Эпоха великих мореплавателей подвигла человечество к массовому созданию карт. В это время люди учатся использовать специальные обозначения на картах, которые должны быть понятными для других. Все это ведет к некой унификации таких материалов и их широкому распространению. Эпоха Возрождения ознаменовала собой развитие других наук, в частности астрономии, которая требовала постоянной фиксации результатов своих исследований и передачи их потомкам для продолжения разработок.
Например, если небесное тело совершает свой оборот вокруг Земли за 80 лет, то проследить его следующее пришествие должен уже другой человек.
Реформация — двигатель науки и знаний в массы
Нельзя сказать, что с изобретением печатного станка Гутенбергом книги быстро стали доступными для простых людей. Прежде всего, большинство из них были написаны на латинском языке и содержали церковные тексты, т. к. сохранением научных знаний в период средневековья занималась церковь. Реформация церкви позволила печатать религиозные тексты и вести обряды на языке той страны, где находится прихожанин.
Соответственно, книги стали более доступны для чтения простыми людьми. Но всему мешала всеобщая безграмотность.
Прежде всего,отмечу, что Новое время в историческом плане располагалось посередине между эпохой Средневековья и эпохой Новейшего времени. В Новом времени активнее всего развивалась культура, писались множество гениальных произведений. И главным средством передачи информации, знаний или опыта являлась книга или обычная устная речь.