Почему не делают самолеты с паровым двигателем?
Лично мне тяжело представить эдакий летающий паровоз под управлением пилота-кочегара. :) Но это не значит, что подобное невозможно, и, как оказалось, такие проекты существовали, а некоторые машины даже полетели. Собственно, об этом и будет мой рассказ.
Самолеты с паровым двигателем
В XVIII веке было доказано, что полет невозможен посредством применения мускульной силы, а потому начались разработки аппаратов с паровым двигателем. Например, А.Ф. Можайский получил патент в 1883 году и даже построил воздушное судно с двумя паровыми машинами. Однако при первом же испытании самолет развалился, а спустя полвека братья Бесслеры оказались более успешными. В 1933 году им удалось поднять такой аппарат в воздух, но единственное, что они смогли этим доказать миру, это то, что такая машина способна возить котел да топливо, но никак не грузы. Стоит заметить, что машина работала на жидком топливе, поэтому успех братьев остается под вопросом, ведь уголь намного тяжелее.
Почему отказались от постройки самолета с паровой машиной
Конечно, это крайне низкий КПД силового агрегата. Попытка его увеличения полностью обнуляет все преимущества парового двигателя, а ведь у него есть достоинства. Например, при посадке можно использовать реверс, а это снизит длину пробега. Да и шума от такого двигателя не так много, поэтому можно поболтать по душам, сидя в кабине. И наконец, это топливо, в качестве которого можно применить:
- газ;
- спирт;
- каменный уголь;
- сырую нефть;
- дрова и многое другое.
Плюс ко всему, заменив воду на аммиак, можно добиться увеличения КПД. Такая машина была построена советскими конструкторами в середине 60-х. Показав неплохие результаты, аммиачно-паровой двигатель оказался прост в изготовлении и эксплуатации, но от дальнейших разработок пришлось отказаться.
Сегодня нет необходимости в таких машинах, а все потому, что они не способны конкурировать с теми типами двигателя, которые успешно применяются в авиастроении. Тем более, что сам по себе паровой двигатель — пройденный этап, а будущее - за новыми технологиями.
Потому что паровой двигатель обладает слишком малой мощностью, для того чтобы поднять самолет и удерживать его в воздухе. К тому же, его (пара) понадобится несравнимо огромное количество. В своё время, люди даже пытались провести подобный эксперимент, результатом стал полный провал, самолет не смог даже сдвинуться с места. Именно поэтому сегодня используют специальное топливо.