Как современный человек изучает Землю?
Иногда, просматривая образовательные передачи по телевизору, я удивляюсь, как человечество, имея в своем распоряжении высокие технологии, до сих пор полностью не изучило нашу планету? Большим открытием для меня стало, что около 80% мирового океана не изучено на данный момент. Как так? Ведь уже погружались на дно самой глубокой Марианской впадины и человек покорил самую высокую гору – Джомолунгму. Мне стало интересно, какими же способами человек изучает Землю?
Предпосылки к изучению планеты
Окружающий мир нужно изучать человеку по многим причинам, но выделить можно несколько основных:
- Экономические причины.
- Развитие общего миропознания.
- Необходимость противостоять природным катаклизмам.
Экономические причины играют, скорее всего, решающую роль в изучении мира. Разрабатывая полезные ископаемые, совершая открытия в области химии или физики (например, открывая новые элементы), усовершенствуя способы мелиорации человек, прежде всего, получает от планеты непосредственную выгоду. Полезные ископаемые превращаются в топливо, новые элементы позволяют упростить многие химические процессы, необходимые на производстве, а мелиорация делает почву более плодородной.
Общее миропознание нужно человеку в первую очередь, чтоб иметь представление о мире в котором он живет и передать эти сведения потомкам. Невозможно «жить в доме и не знать сколько в нем комнат и что в них находиться».
С помощью новых технологий человек может противостоять стихиям природы: предсказывать землетрясения и наводнения, осуществлять контроль за погодой (например, разгон облаков), противостоять засухе.
Современные технологии на службе у человека
При применении высоких технологий для изучения планеты можно выделить несколько способов:
- С непосредственным участием человека.
- Без его участия.
- Открытия, сделанные случайно.
К первой категории возможно отнести использование метеозондов и метеоспутников. Эти аппараты самостоятельно собирают информацию, которую, впоследствии, могут даже сами обобщить и выдать человеку результат.
Ко второму способу можно отнести погружение человека в глубоководных аппаратах, например, для изучения дна океана. Здесь необходимо присутствие оператора, который может самостоятельно на месте определить, какие исследования необходимо провести, какие образцы необходимо изъять. В настоящий момент автоматика еще не способна принимать такие релевантные решения, т.е. не способна определить степень нужности того или иного действия.
Третий способ, это способ эмпирический, т.е познание происходит через опыт, зачастую случайно. Например, в 1938 году ученый Р. Планкет работал над усовершенствованием холодильных установок, стремясь сделать холодильники более пригодными для дома (в те времена для охлаждения использовались токсичные вещества вроде аммиака). После одного из экспериментов, он открыл холодильную емкость и обнаружил, что газ испарился, а на стенках осталось некое вещество, наподобие канифоли. Впоследствии он установил, что данное вещество устойчиво к высоким температурам. Так появился тефлон, который мы используем при производстве домашней посуды.
Таким образом, в настоящее время, человек все больше использует современные технологии в изучении планеты, получая результат от использования техники. Но, пока не изобретен искусственный интеллект, связка «человек + технологии» будет необходима для изучения окружающего мира.
В современном мире, где присутствуют новые технологии, изучение Земли происходит гораздо быстрее и качественнее. Организуют экспедиции для того, чтобы исследовать планету, а также жизнь разных народов. С помощью современной техники проводят эксперименты. А сеть Интернет служит для людей библиотекой, где хранится вся информация. С помощью социальных сетей люди могут обмениваться интересными новостями, фактами и событиями. Также не стоит забывать о путешествиях людей с познавательной целью.