Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?
Сейчас во многих СМИ проскальзывает информация, что многие страны хотят возродить в современных реалиях Великий шелковый путь (ВШП). По моему мнению, самым удачным проектом в этой области является китайский, но, в отличие от ситуации 15-го века, его реализация столкнется, большей частью, с экономическими трудностями, нежели с военными. Однако, я думаю, что сейчас все-таки не средние века, чтобы невозможно было договориться.
Необходимость морского пути в Азию для европейцев 15-го века
Морской путь был нужен как альтернатива ВШП, доступ к которому в 15 в. перекрыла Османская Империя. А в Европе почти никто, кроме Италии, не имел прямых торговых сношений с Азией. Начало эпохи Великих географических открытий предоставило европейцам новые источники товаров из новых земель, которые надо было куда-то сбывать. Но вражда Сулеймана 1-го с Европой закрыла прямой путь в азиатские земли по суше. Проход же по Красному морю был экономически ограничен египтянами. Там сидели, так называемые, египетские султаны, которые, по сути, были ставленниками турок и по их приказу ввели огромные пошлины за провоз товара, что сделало торговлю по этим путям невыгодной. Таким образом, новый морской путь был необходим, чтобы:
- Обойти территории непомерных таможенных сборов и не пересекать регионы, подконтрольные туркам.
- «Утолить монетный голод», когда в Европе попросту перестало хватать железных денег и требовался импорт металла из Азии.
- Найти новый рынок сбыта для товаров из Нового Света.
Освоение нового морского пути получило свое начало с открытия португальцами в 1497 году Мыса Доброй Надежды.
«Один пояс — один путь»
Так называется новая программа Китая для воссоздания ВШП. Она предполагает как морскую ветку, так и сухопутную. Экономический масштаб проекта – 21 трлн долларов США. В его материковую часть войдут следующие страны:
- Китай.
- Россия.
- Казахстан.
- Белоруссия.
- Польша.
- Германия.
Отличительной особенностью этого пути станет участие в нем стран с «новой» экономикой, из развитых экономик в нем присутствует только немецкая.
В середине XV века образовалась Османская империя; турки, отношения с которыми у большинства европейских стран были напряжёнными, захватили множество земель по берегам Средиземного моря. Дорога в Индию и Китай через их территории оказалась почти полностью перекрыта. Египет же, владевший побережьем Красного моря, установил такие высокие пошлины на провоз товаров, что это стало попросту невыгодно, и европейцам пришлось искать новые пути для торговли с Азией.