Как только мне исполнился годик, меня уже посадили в поезд, следовавший на юг нашей страны! Больше суток в пути, ух! А на следующий год… всё повторилось. И так у меня повелось, что лето под перестук колёс — это норма. Теперь я, наверное, могу сказать, что немного понимаю в тонкостях железнодорожных путешествий и готов с охотой что-либо разъяснить при надобности. Например, почему какие-то вагоны помечены как «купе», а другие как «плацкарт».
Зачем нужны разные вагоны
Всё просто: кому-то нужно покомфортнее, а кому-то — подешевле. Так как место нахождения бесплатного сыра мы все прекрасно знаем, то эти два желания не могут ужиться в одном предложении. Кстати можно вспомнить, что, при появлении железной дороги в Царской России, сразу образовались вагоны первого, второго, третьего классов.
Чем отличается плацкарт от купе
Главное и принципиальное различие купейного вагона и плацкартного — количество мест. Для начала о купейном вагоне: его внутренний вид наиболее знаком нашему подсознанию. Мы имеем девять закрывающихся дверью купе, каждое из которых оборудовано четырьмя полками — две нижние и две верхние, и коридор, протянувшийся по всему вагону. Несложно подсчитать, что в такой вагон можно продать тридцать шесть билетов.
А теперь представьте: уменьшаем длину купе, убирая двери, смещаем коридор ближе к центру, а у каждого окна со свободной стороны устанавливаем ещё одну нижнюю и верхнюю полки (вот они легендарные боковушки). Готово — плацкарт, и пятьдесят четыре счастливых пассажира наслаждаются поездкой к месту назначения.
Как выбрать
Конечно, купейные вагоны удобнее, но могу сказать, что в последнее время цены на такие вагоны в некоторых поездах неоправданно завышены. Если поездка не длинная, может и не стоит переплачивать... В основном при выборе обстановки, которая будет окружать вас, надо понимать следующее:
- Купе дороже. Максимум вас будет видеть три незнакомых человека.
- Плацкарт дешевле. В нём вы всегда на виду у всех.
Вдобавок можно отметить, что в более дешёвом варианте полки короче, из-за чего лично мне там очень неудобно ввиду приличного роста, и имеется третья «багажная полка», которая мешает распрямиться сидячим на верхних местах. В народе бытует одно заблуждение, которое необходимо разрушить. Если вы покупаете билет в плацкарт, это не повод готовиться к плохому обслуживанию. Тип вагона — это всего лишь тип вагона. Всё зависит от категории самого поезда. И в фирменных скорых составах нередко присутствуют плацкартные вагоны, а обычные «трёхсуточные» поезда тоже могут предложить купе.
Я постарался доступно объяснить, чем отличается купе от плацкарта. Надеюсь, это поможет вам при дальнейшем планировании путешествий!
"Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья..."
С.Михалков, "Песенка друзей", строки из стихотворения.
Это одна из первых песенок услышанная мной и, которую мы с удовольствием пели в детском саду. Путешествия, поездки в командировки и на отдых к морю всегда ассоциируются с железной дорогой. Самолеты и автомобили приобрели огромную популярность, но большая половина человечества перемещается поездом. И особенно, в нашей необъятной стране, где протяженность железных дорог самая большая в мире. Стремление к комфорту естественно для человека. Как говорил популярный киногерой: " Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!"
Чем отличается плацкарт от купе
Изначально все вагоны были общие, затем появились "пульмановские" спальные купе. Ну а плацкартные - чисто советское изобретение, увеличивающее количество спальных мест. Основные различия между нашими современными плацкартными и купейными вагонами в следующем:
- пассажировместимость;
- стоимость проезда;
- степень комфорта.
Количество спальных мест в плацкартных вагонах курсирующих у нас - 54. Вагон условно разделен на девять "купе", в которых места располагаются: четыре с одной стороны от прохода и две "боковушки" с другой.
В купейных вагонах 36 мест, в полтора раза меньше, и "купе" уже настоящие, а не условные и отделяются от прохода дверями с большими зеркалами.
Что выбрать
Поскольку количество мест в купейном вагоне в 1,5 раза меньше, то и стоимость места будет другой. Однако билет стоит раза в два дороже, а не в полтора. Почему, непонятно.
Возможно, из-за комфорта, так как в купе всего четыре попутчика, и от остальных можно отгородиться дверями, что избавляет от всевозможных ароматов, а также лицезреть нелицеприятные сцены поведения соседей.
Нет боковушек и длина полок-диванов больше.
И хотя купейные вагоны более удобны и комфортны, многие пассажиры, особенно пожилые, все равно предпочитают плацкарт, чувствуя себя "на людях" более защищенными, ведь неизвестно какие попутчики попадутся.
Творческая мысль конструкторов не стоит на месте, появляются новые образцы вагонов, и дизайн плацкартных меняется также: в них "купе" как бы есть, но без дверей, дополнительные поручни, лесенки. И, возможно, они приобретут популярность у пассажиров.