Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?
Южная и Юго-Восточная Азия известна своей сельскохозяйственной культурой - преимущественно в этих районах выращивается любимый всеми азиатами (и не только ими), рис. Неудивительно, что большая часть населения этих частей Азии занята проращиванием ростков, орошением почвы, поливом и сбором готовой продукции. Поэтому люди предпочитают селиться вдоль реки, чтобы работа всегда была недалеко от дома. Ведь известно, что рис, как сельхозкультура, очень любит воду, а в дельтах реки ее очень много.
Однажды я подкопил денег и целенаправленно съездил во Вьетнам по туристической путевке. В то время меня интересовала колониальная история Вьетнама, а именно период владычества там французов. Что примечательно, свои каучуковые плантации они, также как и местные, основывали по берегам реки Меконг. Это позволяло им получать необходимое водоснабжение, а живущие рядом местные трудились на их угодьях.
Особенности расселения человека в Южной Азии
Эта часть света характеризуется тропическим климатом, перемежающимся с сезонами дождей. В то же время и засушливые периоды там не редки. Вообще, согласно данным ООН, эти территории будут самыми зависимыми от глобального потепления. Поэтому издревле люди селились поближе к рекам по следующим причинам:
- Реки являются базовыми транспортными артериями Южной Азии.
- Река — источник рыболовного промысла.
- Близость воды позволяла успешно возделывать рис (основную пищу), который может расти прямо под водным покровом.
Но существуют и отдельные народности, живущие на равнинах. Например, во Вьетнаме это нунги, проживающие на центральном плато Тенгуен. Во время сезона дождей они находятся более в выигрышном положении, так как их рисовые поля не заливает. По этой же причине у них есть возможность выращивать кукурузу и хлопчатник. Однако засуха становится бедствием — приходится прорывать дополнительные водные каналы.
Дельта реки Меконг
Издавна была занята народностями вьетов и кхмеров. Во времена существования Индокитая, а позже в период Вьетнамской войны с американцами, была источником партизанского сопротивления Вьетконга. Относительно небольшая ширина рукавов дельты делала опасным передвижение по ним любых судов. Вначале от этого страдали французские транспортные баржи, которые перевозили бамбук и каучук. Всего лишь несколько зажженных стрел превращали итог полугодовой работы французской плантации в ноль.
Американцы же в период вторжения, патрулировали рукава на маленьких катерах и боролись с атакующими с берега вьетконговцами с помощью огнеметов, выжигая береговую «зеленку», маскирующую нападавших.