79b233edfcdc126e84336a937abad66c
Как хищные динозавры превратились в травоядных

В обычном представлении травоядные динозавры — это такие добродушные увальни, которые мирно топтали доисторическую землю, пережевывая огромный лист папоротника. Хищники же представляются нам стремительными, сильными и смертельно опасными. В этом есть своя правда, но недавние исследования показывают, что между некоторыми видами травоядных и хищников может быть гораздо больше общего, чем просто участие в одной пищевой цепочке.

Пазл из динозавров

Все началось с гигантского скелета динозавра, обнаруженного на юге Чили семилетним сыном археологов. По месту нахождения динозавра, возраст которого оценили в 145 миллионов лет, назвали Chilesaurus diegosuarezi. Продолжив раскопки, археологи обнаружили останки еще около дюжины динозавров этого вида, в том числе четыре полных скелета, принадлежавших особям разного возраста: от совсем молодых размером в индейку до почти трехметровых взрослых.

На фото: Chilesaurus diegosuarezi

Несмотря на обилие останков, попытка собрать их во что-то цельное превратилась в сложный пазл: динозавр обладал признаками сразу нескольких разных семейств. У него была длинная шея, маленький череп и неуклюжие ноги завроподоморфа (группа гигантских травоядных динозавров с мощными ногами). Клюв, зубы и лобовая кость были как у травоядного динозавра семейства птицетазовых (стегозавры, орнитоподы, трицератопсы). При этом C. diegosuarezi передвигался на двух лапах, как хищные тероподы (к ним, например, относятся тираннозавры и аллозавры), и имел такую же верхнюю часть тазовой кости.

На фото: Скелет и реконструкция Chilesaurus diegosuarezi

Чтобы определить, в каком месте генеалогического древа динозавров находится этот странный экземпляр, исследователи рассмотрели четыре набора данных, чтобы сравнить его с тероподами юрского и мелового периодов, а также с завроподоморфами. В конце концов, они считали C. diegosuarezi загадочным травоядным тероподом, родственником тираннозавра рекс и смертельного велоцираптора.

Непримиримые родственники

Однако недавние исследования чилийского динозавра показали, что тероподы и птицетазовые могли быть более тесно связаны, чем считалось ранее: вторые произошли от первых. Причем авторы этой теории считают, что C. diegosuarezi мог быть одним из первых птицетазовых, которые отделились от тероподов.

На фото: Тираннозавр

Однако эволюция — это долгий и сложный процесс. Есть птицетазовые, которые старше, чем позднеюрские Chilesaurus. Вероятно, они эволюционировали от более ранних тероподов, хотя окаменелости этих переходных звеньев пока не найдены. Как бы то ни было, появляется все больше свидетельств того, что птицетазовые существовали только в юрском и меловом периодах, но не в ранние времена триаса.

На фото: Трицератопс

Птицетазовые динозавры вообще являются загадкой для палеонтологов: они появились будто бы внезапно и быстро адаптировались к условиям. При этом откуда они взялись, из кого эволюционировали и как это происходило, пока не известно. Возможно, чилийский динозавр сможет пролить свет на эту тайну.

По материалам Livescience.com