Левитация, фокусники, автоматы для игры, «мудрые свиньи», трюки акробатов — у людей 19 века был большой выбор как провести время. Если посмотреть на газеты Америки и Европы того времени, то можно увидеть, что публике предлагались головокружительные и разнообразные развлечения. Эта индустрия расцвела в ответ на большие социальные и культурные изменения, которые породила промышленная революция. Она привела к увеличению городского населения, быстро растущий средний класс обрел богатство и свободное время.
Благодаря развитию коммуникаций, прежде всего железных дорог и пароходного сообщения, между континентами чаще устраивали развлекательные поездки. Люди ездили на курорты, в туристические путешествия. Это все способствовало беспрецедентному росту аппетита к развлечениям. Здесь на первый план выходили те, кто их умел создавать. И среди них были лучшие.
Финеас Тейлор Барнум по сей день носит титул «Величайшего шоумена человечества». Он был американским бизнесменом и политиком, которому принадлежал собственный цирк под названием «Цирк Барнума и Бейли». Этот человек делал удивительные вещи, которые даже в наше время не каждый сможет повторить. В его карьере можно выделить несколько интересных событий. Он продвигал свои цирковые шоу самыми разными способами.
Барнум начал демонстрировать людей с необычными способностями и назвал все это действо в 1872 году «Величайшим шоу на Земле». Он был первым владельцем цирка, который переезжал из точки в точку на поезде. Помните как в детских мультфильмах цирковые животные весело едут в вагонах? Он использовал живую рекламу, чтобы анонсировать свои шоу.
Прямо на улице он ставил небольшие сцены и приглашал людей выступать в них, тем самым вовлекая публику в действо. На своих афишах бизнесмен использовал специальный шрифт, который сегодня известен как «Барнум». Он первым в истории шоу-бизнеса начал организовывать туры артистов.
В 1850 году Барнум организовал американский тур певицы Дженни Линд за 1000 долларов за 150 ночей. Дженни Линд была из Европы, и никто не знал ее в Америке. Ее любила королева Виктория. Импресарио использовал это на всю катушку. Многие современники думали про него, что он часто рисковал, но на самом деле он был очень хорошим бизнесменом, продумывал каждый шаг.
Барнум говорил, что «публика — это странное животное и, казалось бы, ты очень хорошо знаешь человеческую натуру и, как артист понимаешь, как доставить ей удовольствие, но она настолько непостоянна...»
Одно из величайших его достижений — создание мистификаций. Однажды в 1835 году к нему заглянул владелец рабыни-негритянки Джойс Хет. Он поведал Барнуму, что у него есть подтверждающие документы о том, что этой женщине 161 год и она была нянечкой у президента США Джорджа Вашингтона. Барнум наверняка понимал, что что-то в этой истории не так, но все же ухватился за эту идею и купил негритянку за 1000 долларов. Это была хорошая цена. Для того, чтобы осуществить эту сделку, ему пришлось продать свою долю в бакалейном бизнесе. С ней он немедленно отправился на гастроли по нескольким городам США.
Люди готовы были покупать недорогие билеты для того, чтобы посмотреть на женщину, которая меняла подгузники президенту Вашингтону. Предприятие в течение полутора лет неплохо зарабатывало и принесло своему организатору первые деньги. Все закончилось, когда Джойс Хет умерла. На самом деле, как установило вскрытие, ей было не больше 86 лет. Но Барнум сумел заработать — остальное неважно.
В 1842 году несколько бизнесменов предоставили шоумену кредит, и он на эти деньги открыл собственный музей. Там он разместил различные диковинки — действующую модель Ниагарского водопада, панорамы на библейские сюжеты. Одну из диковин он изобрел сам. Он ее назвал «сирена с острова Фиджи». Она преподносилась публике как реально существующее животное. На самом деле Барнум совместил чучело обезьяны с рыбьим хвостом. Со временем коллекция музея значительно расширилась, и сегодня это один из наиболее посещаемых выставочных центров в США.
О способностях Барнума как бизнесмена говорит такой случай. Однажды к нему на улице подошел нищий и попросил у него денег. На что бизнесмен ответил, что просто так денег не дает, но он готов оплачивать ему полтора доллара в день, если тот будет действовать следующим образом: нужно взять пять кирпичей, затем один положить на углу, где пересекаются Бродвей и Энн-стрит, второй — в двух шагах от музея Барнума, следующий — немного подальше от него, на углу Бродвея и Виси-стрит, четвертый — перед церковью Святого Павла, последний оставить у себя в руках и ходить с ним с озабоченным видом от одного кирпича к другому. Причем, тот, что находится в руке, класть, а тот, что на тротуаре — брать. Каждый раз когда у церкви будут бить часы, заходить в музей Барнума, посещать каждый зал и снова возвращаться к своей махинации с кирпичами.
Через полчаса после того как мужчина начал свое странное для публики действие, на него глазели уже более 500 человек. Всех интересовало, что он делает с кирпичами, зачем идет в музей и почему снова возвращается к кирпичам. Каждый раз для того, чтобы понять смысл того, что он делает, глазеющая публика покупала билеты в музей снова и снова. Через час толпа составляла более тысячи человек.
Мужчина повторял эту работу каждый день. Пока однажды не заинтересовалась полиция, обеспокоенная все возрастающей толпой ротозеев.
Только после этого Барнум прекратил свой перформанс. Эта акция послужила отличной рекламой музею. Как говорил сам выдумщик, после этого Бродвей стал самой оживленной улицей Нью-Йорка.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy