Религиозные убеждения
Символы и звуки ислама, такие как призыв к молитве, являются ежедневными моментами повседневной жизни. Жители Бангладеш ощущают и воспринимают себя и других через призму религиозных убеждений. Иностранных граждан с иным религиоисповеданием местные жители считают второстепенными относительно себя.
Ислам является частью повседневной жизни во всех частях страны, и почти в каждой деревне есть хотя бы маленькая мечеть или имам (клирик). Молитвы, как предполагается, должны возноситься пять раз в день, но только постоянное совершение молитв поддерживают этот стандарт. В пятницу молитвы читаются только один раз в день.
По всей стране распространена вера в духов, которые населяют естественные сферы жизни, духи живут в деревьях, дуплах и реках. Эти убеждения высмеиваются исламскими религиозными властями.
Индуизм охватывает большое количество божеств, в том числе Кришну, Раму, Дурга, Кали, и Ганеша. Бангладешские индусы обращают особое внимание на женскую богиню Дурги и выполняют ритуалы, посвященные ей.
Религиозные практики
Имам связан с мечетью и является важным человеком в сельских и городских обществах. Знания имама основаны на знании Корана, имам дословно знает цитаты из Корана на арабском языке. Немного имамов понимают арабский в устной или письменной форме. Мощь имама основана на его способности убеждать группы мужчин действовать в соответствии с Исламской верой.
Во многих селах имам, как полагают, имеет доступ к сверхъестественному, может отвести от безумия, наставить на истинный путь, защитить людей от злых духов, наделять жидкости святыми целебными свойствами, ограждать людей от невезения.
Брахманы выполняют ритуалы для индуистских общин в ходе проведения крупных фестивалей, когда совершаются подношения, а также в повседневной жизни и актах поклонения. Брахманы – это очень уважаемые люди, но индуизм не имеет кодифицированной иерархической структуры, как ислам. Таким образом, Брахман может не иметь руководящей должности за пределами своих религиозных обязанностей.
Ритуалы и священные места в Бангладеш
Исламские праздники в Бангладеш, в частности: Ид-уль-Ажа (десятый день мусульманского месяца), в которой козел или корова приносятся жертву в честь Аллаха; шоб-и-Барат (четырнадцатый или пятнадцатый день Шабана), когда Аллах записывает будущее для остальной части года; Рамадан (месяц Рамзан), период поста от рассвета до заката; Ид-уль-Фитр (празднуется в первый день месяца после окончания Рамзана), характеризуется подачей милостыни нищим, и шоб-я-Мераз (двадцать седьмой день месяца Раджаб), который празднуется в память о ночи, когда Мухаммед вознесся на небеса.
Исламские праздники отмечаются публично, днем звучат молитвы в мечетях и на открытом воздухе, где многие мужчины собираются и вместе молятся.
Наиболее важными индуистскими праздниками являются Сарасвати Пуджа (февраль), этот праздник посвящен божеству Сарасвати, который принимает форму лебедя. Это божество является покровителем обучения, и умилостивить его очень важно для студентов. Дурга Пуджа (октябрь) отдает дань уважения богине-воительнице Дурги, которая имеет десять рук, несет меч и восседает на льве.
После девяти дней фестиваля образы Дурги и ее соратников уходят в реку. Кали Пуджа (ноябрь) также называют Фестиваль огней, этот праздник посвящен богине Кали, это женское божество, которое имеет право давать и отнимать жизнь. Свечи зажигаются в домах и вокруг домов.
Другие индуистские и исламские ритуалы празднуются в селах и районах, они зависят от местных традиций. Торжества организуются во многих местных святынях и храмах.
Смерть и жизнь после смерти
Мусульмане считают, что после смерти душу судят и решают, куда она потом отправится - в рай или в ад. Тело покойника должно быть омыто, а уши и ноздри должны быть заткнуты ватой или таканью, само тело должно быть завернуто в белый саван. Тело либо хоронят, либо погребают в кирпичных или бетонных саркофагах. Индусы верят в реинкарнацию души после смерти тела.
Они считают, что жизнь человека и его деяния определяют будущее его души после смерти физической оболочки. Если кто-то умирает, то члены его семьи скорбят, близкие родственники бреют головы, а тело отправляется в похоронный Гат (место вдоль реки), там возносятся молитвы за усопшего. Далее тело покойного подвергается кремации, а пепел бросается в реку.