Водь являются древнейшими представителями северо-западной территории Ленинградской области. Культура этого народа невероятно многообразна. Рассказывать о ней можно чрезвычайно долго, мы постараемся сконцентрироваться на основных моментах и раскрыть их во всех подробностях.
История
Долгое время исследователи полагали, что водь стали приходить на территории Ленинградской области в начале 2 тысячелетия нашей эры. Народ относили к Эстонии, однако недавно удалось установить, что люди жили здесь еще с давних времен. Обнаруженные раскопки позволяют сделать вывод о том, что поселение организовывали еще в 1 веке нашей эры. В частности, археологи нашли места погребения, ритуальные предметы, фрагменты керамической посуды. В истории сохранилось мало сведений о води. Народ жил в пределах Новгородских владений, однако располагался у самых их окраин, поэтому в летописи сохранилось мало информации о событиях, которые переживали люди. Водь упоминают в событиях, связанных с военными столкновениями, происходившими в древнем Новгороде. В 1069 году состоялось сражение между новгородским и полоцким князем, при котором вожане поддерживали последнего, коим был князь Всеслав. Летопись упоминает, что Всеслав был поражен, а число вожан, погибших в ходе сражения, называют «бесчисленным». Причиной поддержки полоцкого князя стало желание води избежать необходимости уплаты дани Новгороду. Известно, однако, что водь заручались поддержкой новгородцев, когда им пришлось подвергнуться нападению со стороны финского племени. Этот кратковременный союз не позволил измениться отношениям — Новгород продолжил усиливать власть, что негативно воспринималось водью. Народу пришлось пережить и нападение немцев, которые захватили часть территории их проживания и основали на ней Копорье. Год спустя Копорье было захвачено. Факты из летописи утверждают, что часть вожан поддерживала немцев, за что они были истреблены.
В 13 веке водь полностью вошла в состав Новгорода. Это способствовало сближению и в дальнейшем позволило новгородцам и вожанам объединиться против других князей.
Название
Самоназвание народа — «ваддя». Впервые оно появляется в исторических документах только в начале 19 века. Отметим, что сохранились древнерусские летописи, в которых тоже фигурирует название «водь». Появилось оно, скорее всего, от прибалтийского слова, означающего «клин». Что послужило основанием для появления подобного названия, сказать сейчас трудно.
Язык
Язык тоже является весьма сложной темой для изучения, хотя бы потому, что говорят на нем не более 10 человек (по данным 2011 года). Большинство вожан используют в повседневной жизни русский. Правительство Российской Федерации стремится сохранить водский, преподавая его в различных ВУЗах и на курсах в Санкт-Петербурге. В Эстонии Тартуский университет также регулярно организовывает курсы по изучению водского.
Внешность
Водь принадлежат к прибалтийско-финским народам, поэтому унаследовали их многие внешние черты. Особенностью народа является распространенность исключительно светлых волос. Подавляющее число мужчин и женщин имели настолько светлые волосы, что по цвету они скорее напоминали снег. Постепенно цвет волос сменился, и у современных вожан он ближе к золотисто-желтому. С возрастом волосы темнеют, приобретая цвет золы. Есть еще одна довольно примечательная черта, которую трудно измерить, поскольку ее суть заключается в красоте.
Еще Туманский (историк-исследователь), посетивший в конце 18 столетия водский край, написал, что женщины там живут невероятно красивые, высокие, с голубыми глазами и светлой кожей. Ему вторил историк из Финляндии Портан, указавший, что водские женщины превосходят по красоте любых других.
Одежда
Одежда благодаря археологическим материалам описана максимально подробно.
Сведений о мужской одежде известно мало. Исследователи отмечают, что мужчины носили зимой шубы, летом и осенью надевали кафтаны из сукна и льна. По словам Туманского, одно время водь носили самобытную одежду, потом стали заимствовать ее у русских крестьян. Неизменным элементом осталась только шапка, декорированная мехом.
О женской одежде известно намного больше. Туманский указывал, что она невероятно красива. Она была украшена большим количеством подвесок (медными и оловянными). Интересной особенностью женской одежды води стали различия, привязанные к возрастной группе. Можно выделить несколько групп:
- девушки
- молодки
- женщины
- старушки.
Девушки носили на голове круглые шапочки, украшенные бисером, раковинами и бляшками из олова. Ряд историков полагает, что ракушки полностью идентичны тем, которые используют в качестве оберегов в Индии. Это означает, что для транспортировки таких украшений нужно было преодолеть более 10 тысяч километров. Уши водские девушки тоже украшали своеобразно, используя серебряные серьги с подвешенными на них кольцами, жемчугом, кистями и нитями. Нити, более похожие на шнуры, тянулись от колец до самой поясницы, связывались воедино на спине. Вдобавок к ним на кольца вешали ленточки, которые завязывали на плечах. На шею надевали украшения из бус, сочетающих бисер, камни, бубенчики.
Верхней одеждой служил сарафан (амы), который шили из белого полотна. Сверху надевали кофту с рукавами. У кофты не было боковых швов, а доходила она лишь до пояса. На груди девушки носили причудливые украшения, сделанные из сукна красного цвета. Они напоминали полумесяц и полностью обшивались раковинами и бисером. На груди также носили крест, привязанный на двойную нитку из бус. Подвязываться вожанкам полагалось несколькими поясами. Так они показывали, что готовы в скором времени выйти замуж.
Невеста должна была носить 9 поясов! Один из таких дарил сам жених — его пояс должен был выглядеть богаче остальных. Только один такой пояс мог весить несколько килограммов.
Передники и набедренники были типичным элементом одежды молодых девушек. Набедренники представляли собой неширокую ткань, которую ткали из красной шести, украшая монетами, раковинами и бисером. Подобные элементы одежды характерны не только для води, но и других представителей финно-угорского народа. Такая одежда оберегала девушку от злых духов, способных проникнуть ей под одежду. На ногах носили чулки с красными обмотками, а колени защищали сукном. Ноги всегда нуждались в защите от холодов, что негативно сказывалось на их красоте. Ткань стягивали очень туго, а при частом ношении это может привести к образованию кривизны.
После выхода замуж женщина могла наряжаться ярко и красиво. Она становилась молодкой, что означало необходимость стричь волосы каждые 2 недели. Это было необходимо для защиты дома и рода жениха от духов, покровительствующих невесте. Считалось, что они были враждебны по отношению к мужу. Подобный обряд знаком был не только води, но и многим европейским и даже азиатским народам. Голову девушки выбривали, затем надевали головной убор, похожий на шапку. Поверх такого головного убора надевали цветок из бисера и раковины. Все остальные украшения были идентичны тем, что носили незамужние. Сарафан шили из синего сукна, на замужество также указывала кофта, украшенная вышивкой на плечах и рукавах. Ее отделывали даже драгоценными камнями. Замужние женщины носили по 2 передника, второй ткали из синего сукна, украшали бисером, монетами, бронзовыми кольцами. Такую одежду девушке было положено носить довольно долго — минимум 1 год. Иногда приходилось постоянно наряжаться так в течение двух лет, а в некоторых случаях и больше, пока не рождался первый ребенок, желательно мальчик.
Зрелые женщины носили головные уборы красного цвета, украшенные бисером желтого оттенка.
Под головным убором носили холст, который спускали на спину. Сверху завязывали шелковый платок. Узел платка располагался прямо над лбом. Одежда в целом была похожа на ту, что носили девушки и молодки, однако украшениями пользоваться было нельзя, как и наносить вышивку. Такую одежду зрелая женщина могла носить 10 лет, но по желанию мужа ей надлежало сменить ее на ту, что носят старушки.
Старухам запрещалось носить украшения, максимум, который был им позволен, представлял собой серьги и бусы. У старух был белый сарафан, напоминающий мужскую рубашку и подпоясанный поясом.
Сейчас традиционная одежда води практически не сохранилась. На нее сильное влияние оказали эстонские и русские народы. Сарафаны прямые и с косым клином, головные уборы в виде повойников более характерны для русского народа.
Характер
Туманский писал, что водь открыта, быстра и жива. Люди добродушны, остры на ум, расторопны и восхищаются предками
Жилище
Вожане организовывали поселения на открытой местности. Они всегда любили свежий воздух и селились тесно друг к другу. Жилое помещение разделялось своеобразно: были предусмотрены отдельные комнаты для членов семьи и гостей. Гости собирались в специальной комнате, где их встречали хозяева дома. Без их разрешения проходить дальше было запрещено. Хозяева могли оставить одних гостей в той части, которая примыкала к комнате, если они не считали их важными. Родственников или важных лиц обязательно приглашали присесть. Пространство разграничивала специальная балка, которая в русских избах называлась матица.
На кухне размещали большой стол, за которым могли есть только мужчины. Женщинам полагалось есть возле очага. Если таковой возможности не было, например, из-за большого количества утвари, женщины ждали своей очереди, затем ели дети. Детей иногда сажали прямо на пол, стеля скатерть.
Скатерть считалась важнейшим предметом во время трапезы, ведь она играла ритуальное значение. Есть без скатерти запрещалось строго-настрого, иначе можно было навлечь на себя болезни. Эта традиция пришла от финских народов, которые верили, что скатерть разграничивает мир живых и мертвых, чьи духи обитают в жилище. Скатерть расшивалась красным орнаментом, усиливающим защиту.
В избе вожан был божий угол, который располагался по диагонали от печи. В божий угол ставили шкафчик с иконами, пасхальной вербой, ветвями березы и клочками сена для окуривания. В поминальный день хозяева дома должны были отправиться на кладбище, но если у них не было такой возможности, они могли положить угощение в шкаф.
Когда наступали летние праздники, запасались растениями, из которых делали разные украшения. Очень важную роль играл можжевельник, который имел крестообразные складки на шишечках. Благодаря этому ему приписывали чудодейственную силу и защиту от невзгод. Когда наступал Юрьев день, растущий можжевельник вырывали с корнями и оставляли висеть на чердаке, чтобы защититься от ненастья.
Жизнь
Археологи путем раскопок доказали, что водь занималась земледелием. Их основными орудиями труда служили серп и коса. С 16 века сохранились писания, в которых приводились выращиваемые культуры, наибольшую популярность имели рожь, конопля, ячмень и овес. Картофель начали выращивать в 19 веке. Отмечается, что пахота велась с применением сохи. Более совершенное орудие (плуг) появилось только в 19 веке. Примерно до середины 20 столетия вожане использовали серп, а хлеб просушивали в избе.
Хорошо жить могли только жители Котлово, ведь там находились плодоносные земли. Остальные часто трудились не покладая рук, чтобы обеспечить «сытую и комфортную жизнь». Трудиться начинали с детства: мальчики шли в пастухи, девушкам приходилось работать на огородах, знающие русский язык работали в Петербурге няньками, кухарили и подрабатывали уборщиками.
Часть води занимались добычей рыбы, некоторые отправлялись в Великино, где у них была возможность брать подработку извозом. Была распространена перепродажа различных продуктов, например, собранных в лесу ягод или грибов. В Средневековье вожане развивали добычу руды, однако это ремесло не получило развития. Некоторые стали заниматься изготовлением посуды из дерева, но больше всего водь прославилась печниками.
Традиции
Вожане держали невест минимум 5 недель, максимум полгода. Так они определяли, что пара сможет вместе жить и растить детей. Подобная особенность была не только у води, но и многих других народов Европы. Так называемый пробный брак встречается и в современной жизни. Архиепископ Феодосий писал, что вполне обычным делом для водского мужика было иметь несколько жен, то же самое касалось и женщин. Отметим, что речь вовсе не идет о многоженстве, а лишь о добрачных связях.
Детей рожали в бане. Для помощи в родах звали колдунов, они давали ребенку имя и брали с собой, чтобы отнести на крестины. В 18 столетии во время крещения кум должен был дарить ребенку крест, а взамен получить портки, отец передавал своей крестной матери башмачки красного цвета, она же дарила деньги. При рождении первенца мать передавала свекру портки, а матери мужа — башмачки.
У вожан было принято поклоняться лесу, камням, рекам, горам, солнцу, звездам. Большое распространение получили жертвоприношения волов, птиц и овец. Водь уважала христианские традиции, что создало удивительную комбинацию из язычества и православия. Своим покровителем люди называли святого Илью. Святой источник, названный в честь Ильи, по преданию, обладал волшебной целительной силой. Возле него рос большой дуб, которому стали поклоняться через 150 лет. Люди считали, что в этом дубе была сосредоточена сила целительного источника. Возле дуба устраивали песнопения, танцы, проводили праздники и пили пиво. Даже в 20 веке среди води было активно распространено язычество, народ поклонялся ручьям, веря, что в них живут духи святых. Колодцам, в которых набирали священную воду, приносили в жертву гвозди, кости, головы овец, тем самым стремясь отвести от себя болезни. Даже возле часовен люди совершали жертвоприношения.
Особое отношение сложилось к заговорам и суевериям. На протяжении длительного периода времени вожане обращались за помощью к жрецам для защиты от неудач, пользовались снадобьями знахарей. Перед наступлением грозы каждая хозяйка должна была взять в руки нож и взмахнуть им, нарисовав в воздухе крест.
Еда
Вожане ели то, что пошлет им природа. Пищу готовили бесхитростными способами, однако она всегда была свежей и питательной. Основными продуктами на столе всегда были:
- Похлебка.
- Каша.
- Хлеб.
- Картофель.
Распространение получил ржаной хлеб, который пекли в русской печи, причем запасались хлебом впрок, чтобы хватило на всю неделю. Один каравай мог весить до 5 кг, а за один раз выпекали 5 таких. Если зерна оставалось мало, для приготовления муки использовали мох или перемолотую кору. Водские люди любили печь пироги с начинкой в виде капусты, рыбы, грибов, творога. В некоторых деревнях пекли пироги с тушеной капустой, в которые добавляли салаку. На праздники готовили лепешки чаммэль-какко. Свое отражение в водской кухне нашло и христианство — на день Святого Лавра пекли хлеб в виде крестов. Его так и называли — крестовый. Сверху на нем запекали яйца.
Крестовый хлеб могли хранить долго и съедать в важный день: на выгон скота или до первой пахоты, а иногда и перед тем, как отправиться в долгий путь. Считалось, что, съев хотя бы кусок крестового хлеба, можно защитить себя от невзгод.
На свадебный каравай наносили узоры, оставляли отпечатки ключей, колец и монет. Важным периодом для вожан был пост. Во время поста могли есть мучное или питаться толокном. Мука для толокна должна была вариться без соли. Из ячменя готовили кашу, пользуясь только молоком. Ее называли рооппа, питаться таким блюдом нужно было ежедневно. Ячмень также служил основой для приготовления кашицы на молоке. Во время трапезы хлеб надлежало разделять отцу, а мать должна была разливать суп.
Супы у вожан варили из капусты, многим полюбилась уха, а также другие рыбные блюда. Рыбу могли вялить, жарить, тушить, используя воду или молоко. Кстати, само молоко пили только дети, а взрослые употребляли простоквашу. Чай пили из блюдец, как это делали русские, вприкуску с сахаром.
Сейчас трудно сказать наверняка, являются ли вожане исчезающим народом. Многие из них просто ассимилировали, став частью русского, эстонского или ижорского народов. Возможно, что водский язык будет утрачен, ведь большинство вожан используют языки других групп, но традиции они сумели сохранить. Их сложная история показывает, что на Руси было немало вражды между, казалось бы, почти родственными народами, которые могли бы наладить добрососедские отношения. В случае води конфликты с Новгородом едва не привели их к исчезновению.
Видео
Наиболее полно сохранились традиции вожан в Лужицах. Именно там ежегодно отмечают особый праздник — Складчину. Танцы, приуроченные к празднеству, можно увидеть в ролике.