Шугнанцы являются одним из памирских народов Таджикистана. Это самый крупный по численности памирский этнос вместе с их локальной группой баджувцев, проживающих в долине Баджу. Другие названия народности:
- хугнуни
- хугни
Где живут
Проживают шугнанцы на территории Таджикистана в Горно-Бадахшанской автономной области, в районе Шугнанского хребта, долинах рек Шахдара, Гунт, на правом берегу реки Пяндж между кишлаками Хасхараг, Сохчарв. Живет народность и на севере Афганистана.
Название
Название «шугнанцы» произошло от топонима «Шугнан», который происходит от персидского Xuɣ̆nůn.
Численность
По результатам проведенной в России в 2002 году переписи населения, общая численность шугнанцев составляла 62 человека. В 2010 году к данному народу себя отнесли уже 363 человека.
Язык
Шугнанский язык относится к северопамирской подгруппе восточной ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи. В 1931 году была создана письменность на основе латинского алфавита. Алфавит через несколько лет был изменен. До 1938 года на нем издавались учебники, книги, газеты. Затем, до конца 1980-х, у языка письменность отсутствовала. Сегодня ограниченно используется алфавит на основе кириллицы. Материалы на шугнанском публикуются в нескольких газетах.
Шугнанская письменность в 2000-х годах начала развиваться и в Афганистане. Здесь письменность была создана на основе арабского алфавита. Стала издаваться детская и учебная литература. Но есть данные о шугнанских текстах начала 20 века, записанных на арабской графике.
Религия
Народ исповедует ислам шиитского толка. Верующие шугнанцы совершают намаз трижды день — один раз утром и два раза вечером. И сегодня у шугнанцев сохранились магические представления и обрядность, несмотря на враждебное отношение ислама к магии. Воплощением злой силы является черная змея.
Жизнь
Основным занятием народа издавна было поливное земледелие. Выращивают горох, просо, ячмень, пшеницу. Чем выше располагалось селение над уровнем моря, тем важнее было для него скотоводство. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях держат яков. Из ремесел в прошлом развито было ткачество, которым занимались мужчины, а сегодня лишь немногие мастера. Женщины прядут шерсть, вяжут цветные шерстяные носки, валяют кошмы с разными узорами. До 19 века в Шугнане занимались добычей драгоценного камня лала, серебра. Из-за этого народ подвергался нападениям правителей других стран, которые хотели завоевать рудники.
Народ живет большими и малыми патриархальными семьями. Населяют в кишлаке отдельный квартал. У каждой патронимии, состоящей из нескольких семей, есть свои пастбища, они соблюдают обычай взаимопомощи, различные обряды.
Внешность
Одежда народа общепамирского типа. Женщины из долины Шахдары носят заимствованное из афганского Бадахшана пальто из бархата, безрукавки. Традиционная обувь шугнанцев — сапоги из сыромятной кожи, на мягкой подошве. Носят их с высокими носками (джурабами) без пяток. Еще один вид обуви — деревянные башмаки с тремя выступами на подошве для удобной ходьбы по скалистым тропам. Летом носят сандалии на деревянной подошве с небольшим каблуком. Из головных уборов среди мужчин распространены тюбетейки круглой формы с прямым околышем и плоским верхом. Женщины покрывают голову большими платками.
Жилище
Шугнанцы живут в однокамерных домах на столбах-опорах. Кровлю делают в виде ступенчатого свода (чор-хон). Внутри жилья вдоль стен расположены нары (нех) — глинобитные на каменном фундаменте. Они поделены невысокими валиками на несколько отсеков. Застилают нары паласами. В центре одной из нар располагается очаг открытого типа. Сегодня у очага есть дымоход-труба, который выводит дым через свето-дымовое отверстие в крыше.
Культура
Фольклор народа имеет иранские корни и восходит к древнеиранскому. В фольклоре распространены следующие жанры:
- даргилъмодык, песни, передающие материнскую печаль (исполняются на свадьбе);
- былбылип, трехстишия с припевом;
- сказки (форси).
Шугнанцы из всех памирских народов больше всего развиты творчески и музыкально. Очень распространены среди них театрализованные игры, песни и танцы.
Традиции
На свадьбе большая роль всегда отводилась многодетным женщинам. Народ верил, что их плодовитость магически передается молодой невесте и жениху. Когда молодожены выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха, им давали подержать в руках грудного ребенка. Даже первую постель молодым стелила многодетная женщина.
Жениха с невестой для счастливой и обеспеченной жизни осыпали сладостями, сухофруктами, мукой. Чтобы защитить их от злых сил, молодоженам по глазам проводят черной краской, которую готовят из двух камней. Она должна помешать злому духу в виде черной змеи провести хвостом по глазам молодых. Невесте давали пиалу, в которую доверенное лицо «вакиль» наливал воду. Она должна была в знак согласия отпить воды и кивнуть. В дом невесту вносил жених. Она не имела права садиться, пока не получит подарок от свекрови. Перед тем как жених выйдет из своего дома, его мать осыпает ему правое плечо мукой. Проводится обряд зажигания благовонной травы (стирахм), прощание с очагом. Новобрачных называют князем и княгиней.
Очень большим несчастьем считалось у народа бесплодие. Если у женщины не было детей, она должна была посетить местную святыню остон или мазар, чтобы вымолить ребенка. Сегодня эта традиция уже утратила популярность, но некоторые шугнанцы продолжают посещать святые места. Бездетность женщины иногда связывали с тем, что во время ее свадьбы в селении умер человек и ей передались его болезни. Такое воздействие народ называл испугом. В таких случаях тоже использовали магию: проводили купание бесплодной женщины в воде, в которой омывали тело покойного. Делала это многодетная шугнанка, которая во время процесса произносила специальные слова. После этого по росту женщины отмеряли шерстяные нитки семи цветов, наматывали ей на живот, завязывали узлом. Затем нитки снимали и зарывали в могилу покойного, отправляя таким образом болезнь в землю и избавляя от нее молодую женщину.
Верили, что жизнь младенца в утробе матери определяли духи, на попечении которых он находился все 9 месяцев. Особенно боялись шугнанцы восьмого месяца, в этот период ребенка опекал злой дух Залок. Если ребенок на сроке восьми месяцев появится на свет, он не выживет. Беременные соблюдали диету, было запрещено есть некоторую пищу, в том числе верблюжатину. Считали, что беременность может длиться 12 месяцев. Чтобы этого не произошло, беременную протаскивали под верблюдом трижды по четвергам. Пол будущего ребенка определяли разными способами, учитывалось, что любит есть беременная. Если ей хочется кислого, родится девочка, если сладкого — мальчик. Гадали о поле ребенка на вареной бараньей голове. Во время родов мужчин не впускали. Нежелательно было и присутствие женщины легкого поведения, чтобы ее плохие качества не повлияли на процесс. Первые 40 дней самые опасные для матери и новорожденного. Злые духи в этот период могли им навредить, особенно дух «алмасти». Чтобы отогнать их, каждый вечер разжигали на выступе очага траву стирахм, клали колючий кустарник на дымовое отверстие, на главный столб дома вешали охотничий пояс. Через 3 дня после рождения, ребенку надевали рубашку. Шил ее из материи, заимствованной у пожилого мужчины или женщины, чтобы младенец долго жил. Перед тем как надеть рубашку, через ее ворот пропускали нож с рукояткой из дерева, чтобы здоровье было крепкое как железо, а характер добрым, как дерево. Когда ребенка укладывали в колыбель, для оберега от злых духов вешали на верхнюю перекладину когти орла, медведя, зубы волка, собачий помет.
Дети с самого рождения до года считались очень уязвимыми перед болезнями, которые посылали им злые силы. У народа были распространены различные способы отвращения таких сил от ребенка. К его одежде пришивали различные предметы, например, кусочек можжевельника, черные бусины с белыми пятнышками, мешочки четырехугольной формы, заполненные клочками бумаги, на которых записаны суры из Корана.
Очень распространенной и вредоносной магией у народа является чародейство. Самый обычный и популярный способ нанести человеку вред, было прятание его амулета (тамор) у порога его дома или в одном из его углов. Внешне этот амулет ничем не отличается от других, которые предназначены для лечения больных, благополучия в доме. Людей, которые изготавливали амулеты, приносящие вред людям, называли «пишущий наоборот».
В похоронных и поминальных обрядах магии присутствует много обрядов. Шугнанцы верили, что покойный может принести вред живым. Во всем Шугнанцы соблюдали следующий обычай: войлок, на котором усопшего несли к месту погребения, 3 дня потом не использовали для других нужд. На третий день после смерти человека халифа читал очистительные молитвы «скоупйта», только после этого войлок разрешали использовать. Три ночи подряд после смерти человека в доме на выступе очага ставят горящие свечи. На третий день после похорон проводится поминание покойного. В дом, где он жил, приходят соседи, знакомые. Все произносят молитву, халифа делает длинный фитиль из хлопка, читает суры из Корана. Фитиль пропитывают маслом, зажигают в специальном сосуде, все родственники подходят к нему и кланяются огню. В жертву приносится баран, который не должен быть черного цвета, готовят кутью. Шугнанцы верят, что запах кутьи нравится покойному и лучше всего насыщает его.
Шугнанцы приписывали камням сверхъестественные свойства, наделяли их магическими силами, использовали в обрядах. Почитал народ деревья, практиковал культ огня. Из всех животных очень уважали барана.