Самые известные картины — довольно растяжимое понятие. Не говоря о субъективном восприятии живописи, на известность влияет национальный менталитет, культурный багаж зрителя. Русские полагаются на авторитет музейных экспертов, для американцев критерием известности может стать максимальная аукционная цена полотна.
Отношение к картине простого обывателя, знающего живопись по общеобразовательным программам, нельзя сравнить с критериями искусствоведа или коллекционера живописи. Известность часто зависит от возраста картины, скандальной репутации художника или происшествий с картиной, привлекающих к ней внимание.
Восприятие живописи меняется вместе со временем. В живописи появляются новые течения, выдвигающие на первый план необычные полотна. Такие произведения вначале вызывают активное неприятие академических авторитетов и публики, но позже попадают в музейные фонды, переходят в разряд признанных шедевров. Давайте рассмотрим мировую живопись по мере ее развития.
Иконы и фрески
Для написания икон и настенных, потолочных фресок (в католических храмах) издавна привлекали лучших художников. Для русских людей на первом месте стоит творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Рублевская «Троица» по праву занимает место в галерее лучших живописных работ.
Ученик византийца Феофана Грека и Даниила Черного быстро стал самостоятельным мастером. Не отступая от канонов православия, иконописец писал божественные лики с человеческими эмоциями — строгостью, горем, смирением. Характерно, что старообрядцы, при всех разногласиях с официальной церковью, особо почитают Рублева.
Чтобы увидеть знаменитую фреску «Сотворение Адама», придется попасть в Сикстинскую капеллу Ватикана. Молодой Микеланджело (художнику было 26 лет) писал фреску по заказу римского папы, закончив ее после года работы (1511 г.).
Сюжет шестиметровой фрески запечатлел момент, когда мудрый и энергичный создатель передает апатичному, несмотря на идеальную красоту, Адаму искру разума. Искусствоведы проанализировали каждый сантиметр фрески и выдвинули десятки гипотез о символизме фигур и цветов изображения. Но для обычного любителя живописи главным в сюжете остается торжество разума над безволием, животным существованием.
Сикстинская капелла Ватикана стала уникальным храмом, в котором счастливые любители живописи, кроме еще одной фрески Микеланджело («Страшный суд»), могут увидеть работы итальянских мастеров:
- Перуджино;
- Козимо Росселли;
- Боттичелли;
- Гирландайо;
- Бьяджо д'Антонио;
- Синьорелли;
- Пинтуриккио.
Не все христианские иконы хранятся в церквях и соборах. Увидеть «Сикстинскую мадонну» Рафаэля российские туристы могут в Дрездене.
В иконе для монастырской церкви Рафаэль Санти смело (для того времени) экспериментировал. Новшеством было написание иконы на полотне, а не на доске. Облачный фон составляют миниатюрные головки ангелов. Существует версия, что лица божественных персонажей написаны с римского папы Юлия, его племянницы. Для мадонны натурой была любимая женщина Рафаэля.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В Дрезденскую галерею старых мастеров картина вернулась после военной эвакуации в каменоломни под Дрезденом и десятилетнего путешествия в СССР. Перед возвращением в ГДР картину сумели увидеть московские любители живописи на специальной выставке.
Портретная живопись
Портретная живопись в Средние века и Новое время всегда была в почете и прекрасно оплачивалась состоятельными заказчиками. Несмотря на это, живописными шедеврами стали не пышные парадные портреты, а изображения простых людей, в которых автору удавалось достичь необычных эффектов. Примером такого полотна стала «Джоконда» Леонардо ла Винчи.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. К «Моне Лизе» известность пришла благодаря скандалу. Столетиями картина считалась рядовой в богатом наследии да Винчи. Только после похищения из Лувра (1911 г.) полотно попало в центр парижского скандала. После возвращения картины в музее появились толпы посетителей, к картине присмотрелись и искусствоведы.
Достоинствами небольшой картины, изображающей неизвестную флорентийку (эксперты до сих пор ломают копья в поисках реальной натурщицы) считаются необычный колорит фона, необычное выражение лица молодой женщины. Полотно, несмотря на угасший скандал, осталось знаменитым, в Лувре для картины выделен отдельный зал.
Среди русских портретов многие эксперты ставят на первое место «Девочку с персиками». Изумительный портрет Верочки Мамонтовой считается одним из первых опытов русского импрессионизма, к которому Валентин Серов пришел практически самостоятельно.
Трудно сказать, как молодому художнику удалось уговорить одиннадцатилетнюю девочку позировать полтора месяца. Даже не видев «вживую» картин знаменитых французов, Валентин Серов сумел передать жизнерадостную обстановку старой подмосковной усадьбы, ощущение радости, живой характер девочки. Передано и любование художника своей маленькой натурщицей. Детализирован каждый предмет гостиной, картина наполнена светом и теплом.
Русская живопись богата выдающимися портретистами. Но в коротком обзоре нет возможности познакомить вас с портретными работами:
- Ф. С. Рокотова;
- В. Л. Боровиковского;
- О. А. Кипренского;
- В. Г. Перова;
- Б. М. Кустодиева;
- И. Н. Крамского;
- И. Е. Репина;
- А. Я. Головина.
Среди выдающихся европейских портретистов оригинальностью работ выделяется Густав Климт. Многогранный художник был известен своими аллегорическими «Факультетскими картинами», авангардными трактовками античных сюжетов. Но европейскую (а позже и мировую) известность Климту принесла «Золотая Адель».
Климт писал портрет своей близкой подруги по заказу ее мужа (австрийского заводчика Блох-Бауэра) четыре года, сделав более сотни эскизов. При первом взгляде на полотно бросается в глаза золотой фон картины, выполненный из рельефных и позолоченных уаджетов (древнеегипетских изображений глаза бога Гора, символизирующих плодородие и власть). Только позже зритель может оценить мастерство художника, реалистично написавшего лицо и руки грустной молодой женщины.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Как ни странно, на фоне увядания интереса к старым картинам, картина Климта вошла в список самых дорогих полотен (продана наследницей галеристу Р. Лаудеру за $135.000.000).
Сюжетные полотна
Сюжетная живопись, по сравнению с иконописью и светским портретом, начала развиваться позже, войдя в расцвет в XVIII–XIX веках. Русские живописцы, уйдя от библейских сюжетов, основное внимание уделили истории, батальным сценам. Всенародную известность в России приобрели исторические полотна В. И. Сурикова, который писал такие события, как казнь стрельцов, покорение Сибири, восстание С. Разина, Из бытовых сюжетов, показывающих жизнь народа, интересно полотно «Взятие снежного городка» (1891 г.).
Финальная сцена зимней народной игры написана предельно реалистично, дышит задором и радостью. Для каждого из десятков персонажей художник нашел собственное выражение лица с ярко выраженными эмоциями. В качестве натурщиков Василий Иванович использовал не только крестьян красноярского села Торгошино. Натурщиками пришлось поработать его родственникам и знакомым.
Из европейских художников, занимавшихся преимущественно сюжетной живописью, в России широко известен Эжен Делакруа. Его символическое полотно «Свобода, ведущая народ» (другое название — «Свобода на баррикадах») стало знаковым изображением французской революции.
Все персонажи батального полотна реальны. Для символической Свободы прототипом стала парижская прачка Анна Шарлотта, вышедшая на баррикады после гибели брата. Справа от нее вы можете увидеть автопортрет Делакруа (в цилиндре). Полотно, написанное Делакруа за три месяца (1831 г.), было сразу же куплено правительством. Но по политическим соображениям картина не выставлялась 25 лет. Русские любители живописи могут увидеть знаменитую картину в Лувре.
Для середины XVI века новаторским было творчество Питера Брейгеля. В своем полотне «Триумф смерти» он сочетает реализм с фантастическими, апокалиптическими мотивами, пишет сотни страшных существ, уничтожающих жизнь.
Наряду с вымыслом и фантастикой, на полотне реально изображены бытовые предметы, одежда голландцев того времени. Искусствоведы считают, что полотно (1563 г.) передает тревогу народа Нидерландов перед вторжением испанской армии, до которого оставалось четыре года. Сюжет оказался пророческим, так как герцог Альба казнил десятки тысяч голландцев. Несмотря на это, известное полотно экспонируется в музее Прадо.
Более подробно с направлениями живописи вы можете познакомиться в видео.
Пейзажная живопись
Пейзаж, в качестве фона, присутствует на картинах большинства мастеров. Известность пейзажа больше всего зависит от национального менталитета зрителей. Поэтому, несмотря на экзотику изображенных мест, мастерство художников Джорджоне, Тициана, Фуке, Вермеера, Фрагонара, Кроутена, Харгривс, российской публике ближе пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, И. Айвазовского.
Исаак Левитан — признанный мастер российского пейзажа. Во второй половине XIX века академик ИАХ (избран в 1898 г.) создал такие шедевры пейзажной живописи, как:
- «Тихая обитель»;
- «Вечер на Волге»;
- «После дождя»;
- «У омута»;
- «Свежий ветер»;
- «Март»;
- «Над вечным покоем».
Любой культурный человек в России знаком с полотном «Вечерний звон», написанным художником за 8 лет до смерти (1892 г.). На полотне из Третьяковской галереи изображен ныне не существующий Кривоезерский монастырь под Юрьевцем накануне церковного праздника.
Критики и искусствоведы считают картину одним из самых гармоничных, умиротворенных полотен Левитана. Описывать картину нет смысла, гармония ярко освещенных монастырских стен, тихой реки, темных прибрежных зарослей понятна без разъяснений. Биографы Левитана отмечают, что песня А. Алябьева «Вечерний звон» была любима художником, он напевал ее во время работы. Искусствоведы назвали «Вечерний звон» самой философской работой Исаака Ильича.
Самой известной картиной И. И. Шишкина большинство россиян назовет многократно растиражированное полотно «Утро в сосновом лесу». Но не менее знаменита «Рожь», выделяющаяся своим лаконизмом среди других работ пейзажиста.
Даже опытных художников поражает, с каким мастерством Иван Иванович выписал стебли и колоски ржи, передал спокойствие летней природы.
Новые веяния: импрессионизм, сюрреализм, кубизм
Говоря об импрессионизме, нужно отметить полотно, давшее название всему художественному направлению. В картине «Впечатление» (по-французски «импрессьон») Клода Моне присутствуют все атрибуты нового стиля — множество оттенков одного цвета, блики и рефлексы, необычная передача пространства и светотеней.
Сальвадор Дали — самый шокирующий представитель сюрреализма. С его именем большинство образованных людей связывают это понятие. Менее известны теоретики течения парадоксальных форм (А. Бретон, Г. Апполинер), художники фотографы, работавшие в этом жанре — Р. Магритт, Д. де Кирико, Ж. Миро, М. Эрнст, Ф. Халсман, Г. Штерн. Из десятков работ Дали, ставших знаменитыми, хочется выделить «Лицо войны», написанное в США (1940 г.).
Антифашистская направленность полотна, выраженная типичными для Дали художественными приемами, не нуждается в дополнительных пояснениях.
Упоминание кубизма в первую очередь ассоциируется с Пабло Пикассо, родоначальником (вместе с Х. Грисом и Ж. Браком) этого художественного течения. По результатам социальных опросов американских газет, Пикассо — самый известный художник мира. Его картины занимают первые места по суммам годовых продаж, аукционной цене, попыткам похищений. Из 20000 работ Пикассо россияне лучше всего знают картину «Девочка на шаре», выставленную в московском музее.
Картина считается знаковой для художника, переходной от «голубого» к «розовому» периоду. Композиционно простое изображение сценки тренировки цирковых акробатов построено на контрастах статики и движения, света и теней, человеческих характеров.