Польша имеет выход к Балтийскому морю и обладает широкой речной сетью, что обеспечило возможности развития морского и речного судоходства. Основным направлением деятельности польских морских портов выступают грузоперевозки: их общий объем, по информации 2017 года, составляет порядка 50 миллионов тонн. На втором месте стоит перевозка пассажиров.
Крупнейшие портовые города Польши
Все крупные портовые комплексы имеют в своем составе верфи, принимающие на обслуживание и ремонт суда из Европы и всего мира: общий объем работ ежегодно составляет порядка 150 миллионов долларов. Также они оснащены маринами для яхт. Небольшие яхтенные причалы есть и во многих городах на побережье Балтийского моря, например, в курортных городках Дарлово, Леба, Колобжеге, Устке и Хеле.
В число самых крупных портов Польши входят:
- Гданьск
- Гдыня
- Щецин
- Свиноуйсьце
Гданьск — интересный город-порт и крупнейший в стране терминал
Крупнейшим морским терминалом Польши является Гданьск. Он находится на юге Балтийского моря, располагаясь в центральной части этой прибрежной зоны. Он состоит из двух зон, предназначенных для разных целей. Первая находится вблизи портового канала и Мертвой Вислы, внешний порт имеет прямой выход к Гданьскому заливу. Причальный фронт растянулся на 23,85 км, общее число причалов и рабочих терминалов достигает 38. Здесь предусмотрен глубоководный контейнерный терминал, рассчитанный на прием самых больших судов. Так, в 2017 году здесь пришвартовался крупнейший в мире мегаконтейнеровоз OOCL Hong Kong вместимостью 21 413 тысяч TEU.
Значение порта в жизни страны и европейской логистики велико: его деятельность связывает государства юго-восточных территорий Европы и Скандинавии. Он входит в пятерку наиболее эффективных портов в Балтике по показателю перегрузок.
Грузооборот порта ежегодно растет, динамика в миллионах тонн составляет:
- 2005 — 23 341;
- 2006 — 22 407;
- 2007 — 19 826;
- 2008 — 17 781;
- 2009 — 18 863;
- 2010 — 27 182;
- 2011 -— 25 305;
- 2012 — 26 898;
- 2013 — 30 259;
- 2014 — 32 278;
- 2015 — 35 914;
- 2016 — 37 289.
В 2017 году, по сравнению с предыдущим периодом, он показал значительный рост: увеличение на 8,9%, что в материальном представлении составило 40 613 миллионов тонн. Еще более внушительные показатели по перевалке контейнеров и контейнерообороту: увеличение на 22,5% и 21,6% соответственно. В 2018 году рост продолжился: только за первый квартал общий объем возрос почти вдвое: на 43,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также в 2018 году началось расширение предприятия и строительство северной части порта. Общий объем планируемых инвестиций составит 109 миллионов долларов.
В число основных направлений грузоперевозок входят:
- древесина;
- штучные грузы;
- жидкое топливо;
- уголь;
- сера;
- руда;
- зерновые;
- агрегаты.
Несмотря на важную роль морского порта, Гданьск выступает важным экономическим и культурным центром страны. Здесь развита нефтехимическая и машиностроительная промышленность, а также медицинский и экскурсионный туризм. Также в портовом городе развиты судоремонт и судостроение. Кроме того, власти планируют построить в Гданьске Центральный морской порт с глубоководными терминалами, который поможет выйти на азиатские рынки и будет способствовать развитию грузооборота с Евросоюзом.
Гдыня — морской флагман начала века
После Первой мировой войны Польша получила выход к морю, однако собственного порта не имела. Это вынудило власти на месте небольшой рыбацкой деревушки Гдыня основать одноименный морской порт, в связи с чем началось и развитие поселения, которое сегодня является одним из наиболее значимых пригородов Гданьска. В 1923 сюда вошел первый корабль — это был пароход «Кентукки». К 1939 году здесь уже существовали рыбацкий, военный и торговые терминалы, а также 6 крупных причалов и мощных подъемных кранов.
Сегодня это современный терминал, рассчитанный на прием глубоководных судов с показателем осадки 8-13,5 м. Общая причальная длина достигает 11 м, а площадь нового склада составляет 18,8 км². Грузооборот порта нестабилен, однако в целом показывает положительную динамику:
- 2011 - 15911;
- 2012 - 15809;
- 2013 - 17659;
- 2014 - 19405;
- 2015 - 18198.
Щецин — крупнейший портовый комплекс
Порт Щецин находится в Западно-Поморском воеводстве и стоит на реках Регалице и Одер. Вместе с расположенным поблизости морпортом Свиноуйсьце образуется крупнейший портовый комплекс южной части Балтики. Также он играет важную роль в экономике государства, являясь свободной торговой зоной, освобожденной от пошлин и сборов. Ежегодно растет грузооборот комплекса, в 2015 году показатель поднялся до 23 миллионов тонн. Порт выступает важным логистическим узлом на пути грузов в Южную Америку, Скандинавию и Адриатику.
В число основных направлений перевозок входят:
- жидкие грузы;
- сталь;
- сухие сыпучие товары;
- крупногабаритные товары;
- контейнеры;
- зерно;
- нефтепродукты;
- кокс и уголь;
- фитинги;
- древесина.
Регулярно происходит модернизация порта: последний этап основан на реализации новой стратегии, в которую планируется вложить 163 миллиарда злотых к завершению всех работ в 2027 году. Принимает порт и пассажирские корабли, являясь важным транспортным узлом: в городе также находятся аэропорт и железнодорожный вокзал.
Свиноуйсьце — небольшое, но важное подразделение
Одно из важнейших значений порта Свиноуйсьце — возможность получать сжиженный природный газ с танкеров-газовозов, благодаря расположению здесь терминала СПГ. В 2018 году началась реализация проекта по регазификации мощностей. Запланированы масштабные работы, закончить которые готовы к 2022 году. Предполагается увеличить мощность в два раза: с 5 млрд м³ до 7,5 млрд м³.
Причал базируется на трехкилометровом волнорезе, построенном для защиты судов. Здесь происходит швартовка и разгрузка танкеров, которые заходят в комплекс через искусственно расширенный морской канал. Еще одним важным объектом инфраструктуры выступает газопровод, соединяющий Свиноуйсьце с порт-Щецин.