Мишари относятся к татарскому народу. Являясь субэтносом, они начали свое формирование в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем расселившись по территории России.
История
Родиной мишарей называют правый берег Волги. Население селилось вдоль реки до правого берега Оки. Мишарям предстояло претерпеть сложные изменения, ряд историков относит их к финно-угорским племенам, которые видоизменились под влиянием половцев.
В 15 веке субэтнос называли мещеряками, а позднее стали называть татарами. Мишари расселялись из-иза обустройства засечных линий, что было связано с включением в состав Московского государства территорий, на которых они ранее проживали. Другой причиной стала колонизация Среднего Поволжья. Все это способствовало расселению по территории современной Российский Федерации. Многие мишари уходили на службу, примыкая к военному сословию. К 20 веку уровень ассимиляции мишарей сильно возрос, поэтому сейчас весьма затруднительно сказать точно, каково происхождение субэтноса и насколько велики различия его с другими татарами. Существует, однако, несколько теорий, которые объясняют происхождение мишарей:
- Буртасская;
- Мещерская;
- Золотоордынская;
- Смешанная.
Буртасская теория выдвигает предположение о буртасах и маджарах, являющихся предками мишари. Их косвенно можно связать с булгарами, которые при появлении Наровчатского улуса перестали именовать себя таковыми и далее оставались известны как мишари.
Мещерская теория гласит, что субэтнос произошел от племени мещёра, поглощенного татарами.
По Золотоордынской теории мишари являются потомками золотоордынцев. Следуя ей, когда Золотая орда распалась, часть татар осталась у берегов Оки.
Смешанная теория базируется на ассимилировании нескольких народов, в том числе булгар, кипчаков и буртасов. Она учитывает вторжение Золотой орды, смешивание населения и принимает во внимание влияние Московского государства.
Мишари принесли немало пользы русскому народу. Они участвовали в строительстве целого ряда городов, сражались с Мамаем и неоднократно доказывали верность Московскому государству, способствуя укреплению его господства. Историками отмечается значительный вклад в поддержку казаков.
Отчасти вхождение мишарей в состав России был продиктован натиском со стороны касимовских татар, которые могли стать причиной потери самобытности народа. Пусть давление русских князей было велико, но мишари знали, что им позволят сохранить устои, поэтому выбрали Москву.
Внешность
Мишарей можно разделить на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности внешности:
- Понтийский.
- Сублапоноидный.
- Монголоидный.
Понтийский тип отличает высокое переносье, густая щетина, довольно высокий рост, темные волосы.
Волго-камский, он же сублапоноидный, не имеет густой растительности на лице, отличается лицом средней ширины, волосы на голове могут быть разнообразными по цвету.
Монголоидный, который также называют южно-сибирским, отличается темными волосами, широким лицом, слабым ростом щетины (бороды) и средним ростом тела.
Отдельно выделяется светлый европеоидный с характерными светлыми глазами и волосами.
Одежда
Раньше мишари шили одежду из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные мишари покупали одежду, сотканную мастерами из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха различного зверя: выдры или лисицы. Для украшения использовали ленточки, шнуры и тесемки.
Мужской костюм включает тюбетейку, длинную рубаху, на груди которой делают прямой разрез, а ворот оставляют стоячим. Штаны у мишарских мужчин широкие, в качестве верхней одежды носят кафтан чапан. Женский костюм состоит из льняной рубахи, имеющей большую длину, фартука, камзола, лаптей чабата, шапки тайки. Иногда головным убором служит колпак из бархата, который называется калфак. Шею закрывают шерстяной шалью. Важным женским украшением является кулмак, представляющий собой амулет, многие мишари верили, что в таких амулетах живут духи.
Жизнь
Благодаря благоприятным климатическим условиям мишари всегда могли заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Сложности у мишарей начались с начала правления Петра I, который отменил множество привилегий, фактически сделав людей крестьянами. Многих привлекали для работ по лесозаготовке, люди лишались земель, оказывались вынуждены отдать их помещикам. Восстановить земледелие удалось только к 20 веку, когда началась промышленная революция. Сейчас мишари активно используют современные достижения в области сельскохозяйственной техники, чтобы заниматься пахотой, по-прежнему есть люди, знакомые со старыми орудиями труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари занимаются скотоводством, разводя большие стада овец. Налажены ткачество и пчеловодство.
Огромное значение для мишарей имеет семья. Еще много веков назад семьи жили поколениями в одном доме и вели общее хозяйство. Когда семьи становились достаточно большими, они разделялись, проводя раздел имущества.
Религия
Мишари в большинстве своем исповедуют ислам, однако сохранилось и старое верование, имеющее целый ряд особенностей.
Многих духов мишари отождествляли с животными. Так, сама душа представляла собой бабочку или птицу, а всякая враждебность представала в виде огненного змея, который мог обратиться в человека. Мишари считали, что злой муж — это и есть огненный змей, принявший человеческое обличье. Нечистые люди после жизни превращались в колдунов, которые вредили всем живым.
Большое значение в старых верованиях имел дух земли Джир Иясе, которому нужно было приносить подаяния. Весной этим подаянием становилась овца, кости которой закапывали в землю. Мишари верили, что осквернение земли могло повлечь за собой страшные последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества. Именно он устраивал наводнения, засухи, размывал реки. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, оберегающим дом. Однако являлся он только тем, кого искренне любил, представая в образе зайца. Все болезни тоже происходили от духов, которых могли навлечь злые колдуны.
Культура
Мишари посвятили много сказок и легенд самым разным событиям жизни. Большую роль всегда играл персонаж Койгорыш, олицетворяющий счастье (птица счастья). В сказках мишари описывают различных зверей, выступающих в роли сказочных персонажей.
Мишари придумали баиты — произведения разного рода жанров, которые исполнялись игрой на музыкальных инструментах и речитативом в случае большой трагедии. Чаще всего баиты исполняли во время войны.
Мишари долго развивали поэзию, создавая сюжетные песни, включающие общие по смыслу куплеты. У песен мишарей мелодия припевов обычно отличается от основной. Поэтические и музыкальные произведения часто посвящались любви.
Жилище
Для жилища мишарей была характерна гнездовая планировка помещений, постепенно трансформировавшаяся в уличную. Селения огораживали изгородью. Наиболее важной в планировке была печь, над которой вешали котел. Нары располагали возле печи, вдоль стен ставили лавки. Позднее нары заменили на коники — кровати, которые делали из дерева. Стал угадываться русский стиль, особенно это касалось горниц. Украшали жилище тканями, выполнявшими роль занавесок, которые были богато украшены аппликациями.
Язык
Мишари говорят на особом диалекте — западном. В нем прослеживаются древние черты, присутствует множество говоров. Исследователи относят мишарский диалект к кыпчако-половецкой группе. Говоры во многом близки друг к другу, что обусловлено длительным пребыванием различных групп мишарей в непосредственной близости.
Морфология мишарского диалекта сохранила древние формы, восходящие к кыпчакскому языку. Отмечается влияние древнетатарского литературного, что видно на примере наклонений повелительного, желательного времени, а также причастия. Универсальность касается только грамматики, охватывающей все говоры. Например, наречие образуется с помощью слова «ката». Глаголы в 3 лице сохранили древнюю форму. 2 лицо единственного числа в повелительном наклонении тоже представлено в древней форме.
В лексике мишарей есть много слов из огузского и кыпчакского. Прослеживается наличие заимствований из мордовского языка. Очень велико влияние русского. Удивительно, но мишари сохранили даже древний лексикон русского народа и активно используют его в собственной лексике. В мишарском есть также арабские и персидские слова, которые в настоящее время не используются ни арабским, ни персидским народами (современные персы).
Таким образом, язык мишарей хоть относится к диалектам, но во многом уникален, а для исследователей представляется невероятно сложным и интересным явлением.
Еда
Будничные хлопоты заставляли мишарей готовить быстро. Благодаря наличию скота и налаженной системе земледелия люди могли есть досыта. Типичным супом стали щи, которые могли есть без мяса, добавляя к блюду лапшу салму. Дополнительно в суп накладывали клецки. Мишари ели каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были ягоды и различные плоды, собранные в лесу.
Хлеб имел крайне важное значение. Пекли его из муки пшеничной или грубого помола. Булки делали пресные, с начинками, в том числе картофелем. Знаменитые эчпочмаки — пирожки с мясом — сменялись корнеками. Эти пирожки с начинкой из яблок и разных ягод уплетали и взрослые, и дети. Как и все татары, мишари употребляют мясо. Говядина, баранина, конина являются наиболее распространенными. В связи с широким распространением ислама свинина запрещается к употреблению. Также нельзя есть мясо тех животных, которых закололи без соблюдения обряда. Остатки ритуальной пищи запрещены к дальнейшему употреблению.
Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Масла делают и из растений, например, конопли. Весьма специфичным по вкусу может показаться конское масло, которое у мишарей в большом почете. Самым распространенным напитком является чай.
Трапезы мишари разделяют на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, причем больше всего съедают в обед. Перед походом в мечеть пищу не принимают, а завтракают только после совершения обрядов. Хлеб на столе оставлять не принято, поэтому его съедают до последней крошки. Сладости раньше были на столе только у богатых мишарей, теперь печенье и выпечку едят практически все.
Самым удивительным в мишарях является то, что, будучи малым субэтносом, они смогли создать особую культуру и даже уникальный язык, отличающийся от татарского. Их образ жизни близок к русскому, но в традициях они остаются татарами.